Так называемый "Эффект Бэтмена" заключается в том, что дети, которые переодеваются в костюмы супер-героев, с большей отдачей и рвением выполняют даже самые скучные домашние задания. Я проверила на своём ребёнке (а у нас периодически возникают споры на тему "зачем нужно в сотый раз решать этот пример") и многократно убедилась в правдивости высказываний, которые цитирую ниже.
Давние читатели моего блога наверняка ещё помнят, как пару лет назад, когда моему сыну было всего 4, мне пришлось вмешаться в политику воспитания детей в нашем детском саду. Воспитатели запрещали моему ребёнку приходить в облачении ковбоя в сад и даже отбирали шляпу. Аргументировали это тем, что ежедневными переодеваниями в сказочных персонажей снижается особенная значимость костюмирования на такие праздники как карнавал или Хеллоуин. (На Новый год у немецких детей не принято преображаться в снегурочек, снежинок или зайчиков.) Только упускали из виду, что у детей в этом возрасте нет чувства сезонного времени и связанных с ним праздников. А ожидание ежедневного чуда и радости куда больше, чем у взрослых.
Деть рыдал и был несчастен настолько, что я пошла на баррикады и устроила воспитателям настоящую головомойку. После "боёв" продолжительностью в несколько недель нас, как будто мы городские сумасшедшие, оставили в покое и дали ребёнку ходить в том, в чём ему нравится. Нет, ну когда ещё, если не в детстве, позволять себе быть тем, кем ты себя чувствуешь?
В итоге оказалось, что я всё делала правильно. Ведь в то время мы только-только переехали из другого города. Все друзья мелкого остались там, где он родился. Малышу было скучно и одиноко в новом детсаду. Костюм ковбоя позволял ему чувствовать себя лучше, а так же быть более сговорчивым и без труда подчиняться строгому распорядку нового сада.
На первый взгляд мысль, что какое-то сомнительное костюмирование может помочь ребёнку в вопросах самоконтроля, концентрации и даже избавить от скуки, звучит довольно абсурдно. Однако, по свидетельству немецкой газеты
Süddeutsche Zeitung, за странной находкой с плащами и масками кроется весьма интересное открытие в области психологии.
Многие родители бьются с детссадовского возраста над тем, чтобы дети были более собранными: во время утреннего туалета, за завтраком, в процессе выполнения каких-то заданий, в том числе и домашних. Но часто малыши определяют для себя какую-то вещь не такой уж и важной или просто скучной. И тогда их внимание переключается на то, что им кажется более значимым. Так, если ребёнок решает, что пить воду в течение дня или вовремя ходить в туалет - куда менее важно, чем поиграть с друзьями в прятки, построить замок из песка или соорудить очередную машинку из лего, сами понимаете, что из этого выходит. С возрастом и новыми обязанностями нарастают, разумеется, и проблемы. Например, в Германии дети идут в школу с 5-6 лет. Причём это ни нулевой класс и не подготовка, а сразу первый класс начальной школы. Малышей практически вырывают из беззаботной малышовой жизни и сажают за скучные столы по приказу:"Смирно!" Объяснить маленькому пупсу, что от того, насколько добросовестно он выучит что-то сегодня, будут зависеть его результаты в будущем - миссия невыполнимая. Дети мыслят совсем другими категориями и для них важно то, что приносит плоды сейчас, а не в каком-то туманном будущем.
Поэтому многие школьники вместо того, чтобы учиться считать и писать, устраивают родителям и учителям "цыганочку с выходом": ноют, театрально падают на стол, льют "крокодильи слёзы", ищут отговорки ничего не делать, болтают ногами, встают, ёрзают на стуле, смотрят в окно, начинают перебирать воспоминания и снова рыдать. Словом делают всё, что угодно, но только не уроки. Так как в младшем школьном возрасте родители часто сидят рядом со своим чадом за домашкой, начинается реальный стресс и испытание отношений. Можно только надеяться, что взрослые люди держат себя в руках, а не раздают раздражённо своим малышам подзатыльники и шлепки. Или начинают орать, как потерпевшие, потому что терпение лопнуло.
И теперь только представьте, что на самом деле проблема детской неусидчивости решается просто! Нужно разрешить ребёнку перевоплотиться! Дайте своему чаду нарядиться в ковбоя или принцессу, полицейского или балерину, и вы глазам своим не поверите! Ребёнок начнёт пыхтеть над заданиями!
Группа психологов под руководством Рэйчил Вайт (Rachel White) Пенсильванского университета (University of Pennsylvania) опубликовала в журнале "Child Development" ("Развитие ребёнка") необычное заключение: дети, которые одевались в костюмы Бэтмена, были способны куда дольше и целеустремлённее других делать даже самые скучные задания. Учёные обследовали и проанализировали поведение порядка 200 детей в возрасте от 4 до 6 лет (
источник). Меленьким участникам давали скучное задание и предлагали делать перерыв так часто, как им хочется, причём разрешали даже играть в компьютерные игры. То есть был некий соблазн в виде увлекательной игрушки и право у детей решать самим, когда отложить скучное и обратиться к интересному. Дети, которые переодевались в костюм, просиживали за скучным заданием намного дольше тех, кто этого не делал, прежде чем наброситься на игры.
По свидетельствам некоторых источников, результаты исследования поведения взрослых так же демонстрируют, что те из нас, кто принимает какую-то роль (руководителя, организатора и пр.) отличаются куда большей самодисциплиной и самоконтролем, чем те, кто никаких ролей или так называемых рефлексий, на себя не примеряет. Думаю, каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда мы принимали куда более разумные и логичные решения, когда это нужно было делать за других. Или как люди вне ситуации давали более дельные советы и видели решение яснее. А вот когда нужно было решить свои трудности - в голове вдруг образовывалась каша и путаница, а в коленях слабость. Поэтому нам легче взять себя в руки, когда мы говорим себе:"Ты родитель, на тебе ответственность!" Или:"Ты хозяин, хватит разлёживаться, иди готовь завтрак гостям" и так далее. Именно этот ролевой механизм кроется и за эффектом Бэтмена у детей.
В ходе опыта как раз было замечено, что если дети говорили о себе от своего лица (что вообще-то на мой вкус более, чем нормально) и были сами собой, они тут же отвлекались от заданий и переключались на игры. Если им предлагали "помочь" взрослым выполнить скучное задание и можно было спрашивать о себе у взрослых в третьем лице:"Ваня хороший помощник?", они задерживались над скучными заданиями дольше. И только дети в костюме, например, Бэтмена, на вопрос о себе в роли супер-героя:"Бэтмен хороший помощник?" выполняли задания значительно дольше остальных. Психологи предполагают, что с переодеванием и преображением в супер-героя ребёнок может куда лучше отстраняться от ситуации и избегать различных соблазнов, отвлекающих его, например, от уроков. Предположительно потому, что дети даже рассуждают с позиции супер-героя:"А стал бы Бэтмен настаивать на том, чтобы ему немедленно дали конфету? Или: "Стал бы Бэтмен канючить, если бы ему дали скучное домашнее задание? Он ведь обязан его выполнить!"
В общем, мотайте на ус, уважаемые родители, и обязательно попробуйте метод переодевания вашего чада в сказочного супер-героя. Могу только повторить, что он реально работает. Мне так же понравился совет родителям, который написал Себастьян Хэрман (Sebastian Herrmann) - автор статьи об эффекте Бэтмена в
Süddeutsche Zeitung:"Может нам тоже стоит облачаться в костюмы на время школьного обучения ребёнка, чтобы не срывать свой стресс на детях." Разве бы Бэтмен отвесил подзатыльник Робину за то, что тот канючил.