Голова Марии-Антуанетты, стимпанк и Кто такой Ами Арганд

Jan 17, 2018 06:06

На рождественских праздниках читали с сыном "Чёрную курицу". Удивительно, сколько интересных деталей ускользнуло от меня в детстве. Свою волшебную повесть для детей Погорельский начинает с описания того, как изменилось лицо Санкт-Петербурга за последние 40 лет:"... и дом давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний, ... на проспектах Васильевского острова не было веселых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была."

Алексей Алексеевич Перовский (псевдоним Антоний Погорельский) написал свою сказку около 1825 года.[6] Но речь в ней шла о событиях конца 18 века. Об этом веке и его событиях в моём посте и пойдёт речь, а так же о том, какое отношение приведённая ниже картина имеет к "Чёрной курице", стимпанку, господину Арганду и голове Марии-Антуанетты.



Жак-Луи Давид, "Портрет доктора Альфонса Лероя", 1783 г


Сейчас уже действительно сложно представить, какой была жизнь в конце 18 века. Но это судьба всех мест обитаний человека - облик деревень и городов меняется с каждым годом. К сожалению, а может к счастью, меняются и исчезают и какие-то бытовые вещи, правила и традиции. Например, Погорельский пишет в "Чёрной курице":"В тот день учитель и жена его в больших были хлопотах. Они давали обед директору училищ, и еще накануне, с утра до позднего вечера, везде в доме мыли полы, вытирали пыль и вощили красного дерева столы и комоды. ... Алеша тоже по мере сил способствовал приготовлениям: его заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок и украшать бумажною резьбою нарочно купленные шесть восковых свечей."[1]

Что это за "красивая сетка на окорок" я ещё могу себе хоть как-то представить - есть новогодние гирлянды, которые делают по такому же принципу. Но как именно украшали ею окорок? Как было принято избавляться потом от декора во время сервировки? А бумажная резьба для нарочно купленных восковых свечей? О чём вообще речь? Что это за резьба? Причём это было явно настолько просто, что дело доверили маленькому Алёше?



Слева фото окорока отсюда, справа фото гирлянды отсюда

Очень жаль, что найти информацию о подобных бытовых мелочах становится всё труднее. Традиции прошлых веков исчезают так же быстро, как мебель и аксессуары. Первый раз я поняла, почему такие проблемы с мебелью, когда пару лет назад попала в музей Хофбург в Инсбруке [2]. Инсбрук вообще очень интересное место - там всегда был переход через Альпы. И именно этот городок служил перевалочным пунктом для путешествующих из холодной части Европы в тёплую. Разговорилась со смотрительницей - спрашивала у неё, можно ли сесть на кушетку в зале, потому что вид у неё был вполне себе исторический, а запрещающей ленты не было. Смотрительница радостно разрешила и рассказала, что эти кушетки были специально изготовлены в дизайне Хофбурга начала 18 века для пользования посетителями - ведь дворец пуст, настоящей мебели здесь всё равно нет - только отдельные экземпляры. Советскому человеку трудно понять, что у них за проблемы с мебелью и куда она подевалась. Ведь, как однажды сказал Павел Воля в своём стендапе, диваны в СССР служили так долго и на них было "сделано" столько поколений детей, что уже от дивана можно было "залететь". А в Европе до известных потрясений конца 18 начала 19 века у людей было достаточно средств, чтобы мебель в доме менялась вслед за модой так же, как собственный гардероб. Старые стулья и диваны выкидывали, перетягивали новой тканью, перекрашивали или переделывали, чтобы она соотвествовала духу и моде времени. Поэтому настоящая мебель прошлых столетий - вещь не сама собой разумеющаяся.

Вот он этот зал в Хофбурге. Фото, видимо, старое, потому что сейчас там посреди зала стоят механически двигающиеся зеркала, чтобы посетители могли рассмотреть потолок, не задирая голову, а по бокам стоят как раз те самые кушетки в духе 18 века:



Большой зал в музее Хофбург в Инсбруке. Фото отсюда.

К чему я вам это, собственно, всё рассказываю? Чтобы вы медленно перенестись в эпоху 18 века и заразились любопытством. Не одной же мне мучиться. Как говорил Эдвард де Боно (на которого я активно ссылаюсь в моей книге "Профессия - иллюстратор"), вещи в нашей жизни нельзя принимать как данное. У них - будь то название, цвет или форма, всегда есть история возникновения. Потому что если не спрашивать и не интересоваться, от нас закрываются целые миры ценной и увлекательной информации. Нужно переспрашивать и ставить под вопрос существующие понятия, обычаи и традиции, интересоваться и вникать, почему всё именно так, а не иначе. Это путь, оставаться по-настоящему творческим, изобретальным и активным. Навык этот, сомневаться в данности вещей, достаточно легко тренируется. Нужно постепенно приучать себя быть более внимательным. Помните мои посты о символике художников Золотого века в Голландии? Если не видели - прочтите ( Тюльпаномания, Ковры в произведениях голландцев). Вы другими глазами посмотрите и на как будто скучные, однотипные голландские натюрморты, и даже на ковры в их картинах.

Сегодняшним героем моих раскопок по следам знаменитых изображений будет совсем не дяденька, изображённый на весь формат, а воооо-н тот незамысловатый приборчик в левом верхнем углу картины. Есть идеи, что это вообще? Только не заглядывайте в текст ниже. Просто подумайте, что это может быть и почему так выглядит.



Жак-Луи Давид, "Портрет доктора Альфонса Лероя", 1783 г

Выглядит этот прибор как-то очень по-стимпанковски. Правда же? Стимпанк (от англ. steampunk: steam - «пар» и punk - «панк») - одно из направлений научной фантастики, которое включает в себя технологии и эстетические конструкции, вдохновленные промышленным дизайном и модой 19-го века. Но вот только само понятие 'стимпанк' придумали лишь в 1980х годах, хотя и берёт свои корни в фантастических произведениях 19 века Жюля Верна (фр. Jules Gabriel Verne, 1828-1905) и Мэри Шели (англ. Mary Shelley, 1797-1851) и очень тесно связано с эпохой индустриализации (лат. Industria) в Европе - процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике[13]. Сейчас стимпанк - это уже целая субкультура, которая живёт по своим законам в атмосфере идей альтернативного развития человечества.[7]



Костюм в стиле стимпанк. Фото отсюда.



"Reddington’s Phonelescope". Псевдо-машина в стиле стимпанк дизайнера Бартона Сирса (film editor and Savannah College of Art and Design (SCAD) professor Burton J. Sears)[8]

Согласитесь, что сходство с приборами стимпанка довольно большое.


Жак-Луи Давид, "Портрет доктора Альфонса Лероя", 1783 г. Деталь картины.

Однако обращу ваше внимание на то, что работа эта была написана Жак-Луи Давидом (фр. Jacques-Louis David, 1748-1825) в 1783 году - в конце 18 века. То есть о стимпанке тут вообще никакой речи идти не может. К тому же в то время Давид был одним из известнейших живописцев Франции, педагогом и ярким представителем французского Неоклассицизма в живописи.



Слева автопортрет Жак-Луи Давида, 1794, Лувр (Париж). Справа Жак Луи Давид, "Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1795-1799, Лувр (Париж)

Ох и смутное это было время, когда жил и творил Давид. И человеком он был страшным, беспощадным. В голове не укладывается, что такой талантливый художник мог быть столь кровожадным и жестоким. Давид весьма активно участвовал в Великой французской революции 1789 года. Событие это было столь значимым, что стало не только крупнейшей трансформацией социальной и политической системы Франции, когда была уничтожена абсолютная монархия и провозглашены «Свобода, равенство, братство» первого буржуазного общества, но и привело к неизбежным переменам во всём мире.

Если эта революция у вас никак не укладывается во внутреннюю линию исторических знаний, то просто представьте, что это время, когда французская знать, включая прекрасную королеву Франции Марию-Антуанетту (Marie-Antoinette, 1755-1793), потеряла с помощью гильотины свои головы [3]. Давид ещё и быстрый скетчик с натуры сделал, когда Марию-Антуанетту везли на казнь. Кстати, если вы не знали, именно с 1789 года принято вести отсчёт истории Модернизма в искусстве. Просто запомните, что именно с конца 18 века в искусстве началась эпоха, с наследием которой мы до сих пор разбираемся и спорим с пеной у рта, кто художник, а кто нет, кому пленэр - учебная принудиловка, а кому образ жизни.



Кадр из фильма "Мария-Антуанетта" (англ. Marie Antoinette) Софии Копполы о жизни королевы Франции Марии-Антуанетты, снятый в 2006 году.

Кстати, о гильотине. Многие ошибочно полагают, что именно Жозеф-Игнас Гильотен (фр. Joseph-Ignace Guillotin, 1738-1814) изобрёл это страшное орудие казни. Но на деле он как врач и видный политик того времени всего лишь предложил использовать в многочисленных казнях машину с безотказно падающим ножом, чтобы не придавать приговорённых дополнительным мукам и унижениям. Причём сделал это после убедительных просьб самого известного палача того времени - Шарль-Анри Сансона (фр. Charles-Henri Sanson, 1739-1806), казнившего во время Великой Французской революции сотни людей, включая короля и королеву.[19][20] До введения гильотины (известной уже в 15 веке), Сансон устраивал заключенным закат солнца вручную и рубил головы мечом. "Рука бойца колоть устала."



Казнь Марии-Антуанетты на площади Революции в 1793 году.

В 1792 году, практически на границе веков, Жак-Луи Давид был избран депутатом Национального Конвента, где примкнул к монтаньярам во главе с Маратом и Робеспьером, голосовал за смерть короля Людовика XVI. и являлся членом Комитета общественной безопасности (по сути дела КГБ), в качестве которого подписывал приказы об аресте "врагов революции". Говорю же, страшный был человек! По свидетельствам разных источников депутат Жак-Луи Давид поспособствовал тому, чтобы сохранить целый ряд картин и скульптур. А вот человек и художник Жак-Луи Давид разрешил уничтожить предметы искусства, которые по его мнению не вписывались в картину нового мира. Русскоязычная Википедия даже утверждает, что именно Давид предложил сделать из Лувра национальный музей Франции.[4][5] У меня есть некоторые сомнения, что именно он там что-то решал. Но тем не менее коллекцию искусства, хранившуюся в те времена в Лувре, действительно открыли широкой публике именно после революции (во всяком случае до возвращения очередного монарха).



Музей Лувра (фр. Musée du Louvre) - один из крупнейших и популярных музеев искусства мира. Фото 2010 года отсюда.

Но вернёмся к портрету доктора Альфонса Лероя кисти Жак-Луи Давида и странному устройству, изображённому в левом верхнем углу. Перед вами ни что иное, как потрясающая конструкция эффективной, яркой масляной лампы. Она была изобретена и запатентована выдающимся швейцарским физиком, химиком, конструктором и изобретателем Айми Аргандом (Aimé Argand, настоящее имя François Pierre Ami Argand; 1750-1803. На русском языке так же Ами Арганд). Сама лампа была названа по имени изобретателя - Аргандова лампа.



Ами Арганд и Аргандова лампа

Вот, к примеру, на фото ниже одна из первых моделей Аргандовой лампы, которые были сделаны по патенту Ами Арганда в Лондоне. Лампа на фото была куплена одним из Отцов-основателей США - Говернером Моррисом (анг. Gouverneur Morris, 1752-1816) для первого избранного президента Америки - Джорджа Вашингтона (англ. George Washington, 1732-1799) в 1790 году, то есть 10 лет спустя после изобретения лампы. По словам одного из источников [14], Вашингтону было предложено приобрести «патентные лампы», которые были замечены в доме одного крупного торговца в Филадельфии. Преимущество их было в том, что они состояли из трубчатого фитиля и стеклянной дымовой трубы, которая улучшала воздушный поток, усиливала горение топлива и представляла из себя источник света, который не просто меньше дымил, но был ярче и долговечнее, чем устаревшие масляные лампы или свечи.



Аргандова лампа - подарок Говернера Морриса первому президенту Америки Джорджу Вашингтону. Фото отсюда.

Позже настенные Аргандовы лампы появились в доме Вашингтона в большом количестве. По яркости они не уступали современной настольной лампе. Пара таких на стене, и вот уже интерьер освещён не хуже современного. Вашингтон был настолько в восторге от этих новомодных технических штучек и их качества, что даже забрал их с собой на свою плантацию в Маунт-Вернон (англ. Mount Vernon)[15]



Настенные Аргандовы лампы в доме-музее Джорджа Вашингтона в Маунт-Вернон. Фотографии отсюда www.mountvernon.org

Чтобы вы понимали, что именно сделал Арганд, я вам просто скажу, что за нашу керосиновую лампу с регулятором высоты фитиля, которая до сих пор есть у многих, и даже за газовую горелку плиты или котла надо бы сказать спасибо именно Арганду. Потому что примитивная масляная лампа до Арганда выглядела примерно вот так: резервуар с маслом и фитиль.



Фото отсюда

Или вот так - волшебная лампа Алладина


Фото отсюда

Принцип работы масляных ламп до изобретения Арганда оставался один и тот же - кусок самого простого фитиля торчал из сосуда и подпитывался топливом из резервуара, коптел и горел не ярче свечи. Кстати, для современных интерьеров можно встретить вот такие дизайнерские решения масляной лампы.


Слева фото отсюда, справа отсюда

Так и что же сделал Арганд около 1783 года? Совершенно гениальную вещь. Не стану углубляться в точности конструкции - кому интересно и сами найдут. Но по сути дела это была та же лампа Алладина - фитиль проходил по ручке от резервуара с топливом к горелке. Только теперь у лампы была наихитрейшая и изящнейшая конструкция. Хлопковый фитиль был зажат по кругу в двойном цилиндре. Внутренний цилиндр был открыт внизу так, чтобы воздух мог проходить сквозь него. Эффект дымохода. Над пламенем Арганд сначала поставил циллиндр из листового металла, чтобы уменьшить копоть и улучшить сгорание. Он вообще-то больше над проблемой обогрева и отопления трудился. Но уже очень скоро с подачи одного из коллег (см. ниже) заменил металл с отверстиями для тепла на изящное, прозрачное стекло. «Аргандова горелка» использовалась почти для всех последующих масляных ламп (лампа-часы с часовых механизмом подачи топлива, лампочки-замедлители) и керосиновых ламп. Эти лампы впоследствии были усовершенствованы и употреблялись практически повсеместно.[10][11][12] Ниже в фильме можно посмотреть Аргандову лампу в действии.

image Click to view



Лампа, получившая своё название по имени создателя, давала в 10-12 раз больше света, чем обычная свеча, и в несколько раз больше, чем лампы с традиционными фитилями. Аргандовы лампы благодаря своей яркости некоторое время даже использовали на маяках, пока они не были заменены более дешёвыми в изготовлении и более простыми в обслуживании керосиновыми лампами.

Полюбуйтесь, ничего вам не напоминает Аргандова горелка?

image Click to view



И хотя для украшений интерьера сейчас вернулись к современным версиям масляной лампы Алладина, изобретение Арганда до сих пор живо и активно применяется в промышленности. Жаль, что сейчас с портретом какого-нибудь врача больше не встретить изображения Аргандовой лампы.

image Click to view



А между тем посмотрите, какие замечательные варианты Аргандовой лампы были созданы.


Фото отсюда

Кстати, во Франции Аргандовы лампы называют «Quinquet», потому что именно парижский фармацевт Антуан Квинке (фр. Antoine Quinquet, 1745 - 1803), который участвовал с Аргандом в ряде других проектов, был заинтересован в лучшем свете, а не в большей отдаче тепла, и предложил Арганду поместить над горящим фитилём лампы трубку из стекла. Позже Квинке популяризировал этот светильник во Франции, а у светильников появились самые разнообразные по форме и цвету стёкла.[11]

Недостатком оригинальной конструкции Арганда было то, что масляный резервуар должен был располагаться выше уровня горелки из-за тяжелого липкого растительного масла, чтобы оно стекало по фитилю вниз. Это сделало светильники тяжелыми и отбросывало сильную тень от лампы. Эту проблему удалось решить только годами позже, когда появились часовые механизмы для ламп (упомянутые выше лампы-часы), позволяющие подкачивать масло автоматически (лампы французского часовщика Карселя (Bernard Guillaume Carcel, 1750-1818) - Carcel lamp [17]), а так же появилась специальная пружина, которая позволяла находиться резервуару не только рядом на одном уровне с горелкой, но даже прямо под ней как у современных керосиновых ламп.



Cовременная версия масляных ламп с резервуаром под горелкой. Слева фото отсюда, справа отсюда

Это как раз одна из весрий Квинке-лампы середины 19 века. Резервуар у неё находится на одном уровне с горелкой.


Фото отсюда

Ещё примеры квинке-ламп, они же лампы Арганда


Фото слева отсюда, справа отсюда.

А теперь после всего того, что известно о приборе, изображённом на портрете доктора Альфонса Лероя кисти Давида, посмотрите на картину другими глазами.



Жак-Луи Давид, "Портрет доктора Альфонса Лероя", 1783 г

Помимо прочего Лерой был акушером и, скорее всего, присутствовал при родах первого ребёнка мадам Давид.[18] Художник изображает доктора хорошо одетым интеллектуалом за изучением трудов "Заболевание женщин", которое врач штудирует под свет Аргандовой лампы. И теперь если принять во внимание, что изобретение Аргандовой лампы было тогда у всех на слуху и считалось последним писком в области науки и техники, эта лампа имеет и очень большое символическое значение. Она признак просвещённости доктора и его прогрессивности. Новое время - новые символы, и Давид как художник их активно использовал для "шифровки" своих работ.

Так что смотрите внимательно на работы художников и не проходите мимо того, что изображено на них ;-)

------------------------
Источники
[1] А. Погорельский "Чёрная курица, или подземные жители"
[2] Kaiserliche Hofburg
[3] Marie-Antoinette von Österreich-Lothringen
[4] Jacques-Louis David
[5] Жак-Луи́ Дави́д
[6] Антоний Погорельский
[7] Steampunk
[8] Steampunk… Or Just Punk’d?
[9] The Intervention of the Sabine Women
[10] Öllampe
[11] Argand lamp
[12] Аргандова лампа
[13] Индустриализация
[14] The Material Culture of the Presidency
[15] Argand wall lamp
[16] Mount Vernon
[17] Carcel lamp
[18] Portrait of Doctor Alphonse Leroy
[19] Guillotine
[20] Сансон, Шарль Анри

знаменитые люди, art & artists, удивительное рядом, мои статьи, steampunk, insta, художнику на заметку

Previous post Next post
Up