Наверняка многим любителям и мастерам мягкой и деревянной игрушки знакома датская марка Maileg. Игрушки из дерева, прекрасно расписанные на все лады, мягкие мимишные плюшевые игрушки, аксессуары для детской комнаты - у них всё такое вкусненькое и радует глаз!
Cлева фото
отсюда, справа
отсюда.
За столь знаменитой и популярной у европейских родителей маркой игрушек и аксессуаров для детей стоит датская дизайнер и иллюстратор Дорте Маилил (Dorthe Mailil). Именно она уже студенткой лепила игрушки из глины и придумывала различные образы, которые позже переросли в большие серии ярких и самобытных игрушек, от которых не отказались бы и взрослые (я во всяком случае ;-)).
Фото Дорте Маилил с сайта
maileg.eu Название марки Maileg складывается из имени дизайнера и основательницы - "Mailil", к которому прибавляется слово "leg" (дат. "играть"). И действительно, играть с тем, что производит Maileg, настолько приятно, что марка набрала всего за последних 15 лет колоссальную популярность.
Мне, по понятным причинам, всегда очень интересно, как же именно складывалась судьба успешных дизайнеров и иллюстраторов: где они учились, у кого, как нашли себя. Часто сами люди выдают на суд общественности некую имиджевую картинку, как у них всё блестяще складывалось, как одно цеплялось за другое и помогало в становлении. Всё это понятно - каждый хочет показать себя с "шоколадной" стороны. А ведь куда интереснее узнать, какие были трудности и как именно их удалось преодолеть, чтобы пробиться.
Может помните, не так давно у нас здесь в ЖЖ был разговор о том, куда пойти учиться творческому человеку? Одна из героинь моей новой книги с рабочим названием "Поговори с художником" рассказала мне в интервью, которое вошло в книгу, что она сразу пошла учиться в самую престижную художественную академию страны, и её там заметили галеристы и клиенты, после чего карьера художницы пошла по нарастающей практически в самом начале её творческого пути.
Всё это хорошо и как будто логично, но как же узнать, какая школа самая престижная в стране, особенно если ты иностранец и просто не в теме местных тонкостей?
Помню, когда я задала этот вопрос, особой бури информативных комментариев не было. Но был один довольно интересный и показательный момент. Некая девушка, у которой ребёнок как раз пошёл учиться в, по её словам, престижный вуз в Нидерландах - дала ссылку на вуз и написала, что их школа дизайна находится на 5ом месте по престижности во всём мире. Я обрадовалась содержательному комментарию, потому что мне очень интересно, откуда именно люди узнают подобное. Из прессы? Если да, то из какой? По показаниям самой школы? Какие есть вещдоки в форме вымпелов и грамот? Словом, кто источник? Можно ли ему верить? В ответ девушка стёрла свой комментарий и щёлкнула меня по носу словами:"Счастливо оставаться!" И вот это печально. В моих вопросах не было ни подвоха, ни насмешки, ни сомнений в престижности того вуза, где учился ребёнок этой девушки. Ситуация на данный момент такова, что просто НЕ понятно, где брать инфу и насколько ей можно верить. Поэтому так важно просто знать, откуда что берётся.
У меня самой подрастает ребёнок и всего через каких-то 7-8 лет он пойдёт учиться. Не обязательно в художественном направлении, но учиться. И думать о его будущем и откладывать деньги на образование нужно уже сейчас. Потому что не знаю, как это было или есть у вас, а я ужаснулась, когда поняла, как мало времени у меня осталось на то, чтобы подготовиться и дать ребёнку хороший старт. И что? Как? Куда? Почему? Куда бежать? Кому верить? Что читать?
Ведь многие говорят о престижных английском, немецком, французском, американском образованиях, а когда нужно найти что-то конкретное - сплошная путаница и хаос. Мне как минимум раз в месяц приходит письмо от какого-нибудь отчаянного родителя, который хочет отправить своего ребёнка учиться в творческом направлении в Германию. И я, как правило, очень подробно отвечаю как и что найти, плюс даю ссылки на свою рубрику
"Об учёбе", в которой описываю и мой опыт, и тонкости образования в Германии вообще. Причём я сразу оговорюсь, что "я вам не скажу за всю Одессу". В Германии образование, не только высшее, но и школьное, сильно разнится не только по регионам (землям), но в зависимости от конкретно взятой школы. Все попытки создать единую школьную систему разбиваются о стену протестов чиновников, которые боятся попасть из-за упрощений под сокращение. Например, я училась на дизайнера и иллюстратора
в вузе г. Дортмунд, и наша система обучения отличалась кардинально от системы такого же вуза в Дюссельдорфе, где моя младшая сестра училась на архитектора. Чтобы вы понимали, эти города находятся в земле Северный Рейн-Вестфалия и между ними всего 70км. В общем по разговорам с коллегами и исходя из моего собственного опыта высшего художественного в Германии, вырисовывается не очень радужная картина.
Выходит, что для художников-профессионалов Германия правильная страна - здесь сидят одни из самых денежных и успешных галерей мира и идёт самая бойкая торговля искусством. Но учиться на художника (например, живописца или портретиста) нужно где угодно, только не здесь. А всё потому что наш дорогой Бойс, который реформировал немецкое художественное образование, выложил своими благими намерениями дорогу в художественный ад. А именно, во многих творческих вузах Германии студентов бросают на произвол судьбы. Учатся только те, у кого реально огонь в попе горит, и они в силах трясти доцентов как липку, чтобы выбить знания. Добровольно никто не делится, поверьте на слово. Иногда складывалось впечатление, что доценты недоговаривали и топили студентов как будущих конкурентов. К счастью вменяемых учителей было больше! Во многих вузах Германии есть все условия для продуктивной работы - оборудованные художественные и фото-мастерские, выставочные залы, знаменитые доценты, но часто случается так, что там элементарно НЕ учат, а только контролируют результаты по выполнению поставленного в начале семестра задания. Где ты будешь набираться опыта и учиться - твоё личное дело. Тем более никто не станет вас там обучать ни академическому рисунку, ни живописи, ни живописным техникам работы с материалами. Спросишь - ответят и научат. Не спросишь - сам дурак. Большинство выпускников немецких художественных вузов шагают в рядах художников, гордо несущих знамя "А я так вижу!" И знаете что? Не знаю, как вас, а меня уже подтрясывает, когда так называемые artists прикрывают недостаток технической стороны художественного образования голым концептуализмом. Но я отвлеклась. Почему я, собственно, перешла от Дорте Маилил к тонкостям поисков образования.
На сегодняшний день существует сразу несколько рейтинговых систем, которые оценивают вузы во всём мире (не только художественные). Более подробно я рассказываю о них в книге. Если не хотите ждать её выхода (а мне и издательству ещё потребуется некоторое время) - можете просто погуглить и погрузиться так же, как и я, на пару месяцев в эти дебри. Коротко опишу ситуацию так. За большинством рейтинговых оценок вузов стоят известные экономические журналы. Ведь тема эта очень волнующая - как для абитуриентов, так и для их родителей - и будет актуальной всегда. "Просто" окончить вуз уже давно элементарно мало. Нужно попасть в такой, который повысит статус учащегося, а позже выпускника и даст не только набор знаний и навыков, но и блестящий карьерный старт. Причём существуют разные типы рейтингов. Есть такие, которые составляются по оценкам приглашённого компетентного жюри, когда проверяется соответствие вуза по таким пунктам как преподавательский состав, актуальность и прогрессивность обучения, оснащённость и пр. А есть рейтинги, которые составляются по статистикам успеха: по блестящим выпускникам того или иного вуза. Кстати, есть и рейтинги, когда блестящие выпускники оценивают вузы, исходя из собственного студенческого опыта. И, о "чудо", именно старейшие университеты вроде Оксфорда или Кембриджа в силах продемонстрировать более звонкую статистику по звёздным выпускникам. Впрочем, если вы погуглите рейтинги мировых вузов, то обнаружите, что наш Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова тоже не лыком шит.
Всегда есть смысл смотреть, какой вуз окончил тот или иной успешный человек, чтобы, например, пойти самому туда учиться. Проблема здесь скорее в том, что нужен разносторонний анализ. Вдруг ваш кумир был "одиночным выстрелом" плохого вуза. Чтобы избежать разочарований, нужно быть очень внимательным и тщательно проверять, кто в конкретно взятом случае и кем украсился: вуз внезапно успешным выпускником, или выпускник стал таким не в последнюю очередь благодаря эффективной методике обучения вуза.
Итак, присмотримся к Дорте Маилил. Сначала она училась в Королевской Датской академии
(Det Kongelige Danske Kunstakademis Skoler for Arkitektur, Design og Konservering), которая считается одной из лучших школ дизайна в Дании [8]. Но, судя по всему, она осталась не очень довольна результатом и, цитата, пошла учиться в "L’ecole D’art de Marseille and Paris".[1]
Конкретное название вуза не указано. Я честно пыталась найти, но результатов и вариаций по такому запросу много. Всё равно что если бы я сказала, что была вчера в лучших домах Лóндóна и Парижа. А вы уж сами придумайте, где. Скорее всего в Марселе это "
École supérieure d’art et de design Marseille-Méditerranée", а в Париже "
École nationale supérieure des beaux-arts". Не знаю, зачем Дорте это делает, потому что лично у меня складывается впечатление, что она не потянула ни один из вузов, бросила и ей за это как-то неловко. Поэтому такая завуалированная подача. Хотя я знаю многих успешных людей, вроде Эрика Шпикермана или Лизбет Цвергер, которые "институтов не заканчивали", что не мешает им быть мега-творческими и успешными. Но может я и ошибаюсь по поводу Дорте. Не стану настаивать.
А между тем информация о названии того или иного вуза за границей - бесценна. Ведь нужно элементарно понимать, по каким ключевым словам искать, в какую сторону вообще смотреть. И только потом можно выяснить, подходит ли лично вам программа того или иного вуза, кто преподаёт и что именно, кто из известных людей там учился, какие у него были результаты на выходе и что ему это дало.
Поиски по упомянутому Дорте названию дали весьма полезный побочный эффект. Например, я узнала, сколько во Франции художественных академий. Я не владею французским и обнаружила, что среди множества имён в глаза бросается многократное повторение одного и того же типичного названия École des Beaux-Arts. Оказывается, что это просто фр. Школа изобразительных искусств! Я была уверена, что это какое-то особенное название, потому что самый знаменитый французский худвуз, который знала я, называется École des Beaux-Arts Paris (сокращённо
ENSBA Paris). Её выпускниками были десятки самых знаменитых художников мира. Например, такие, как Эжен Делакруа (Eugène Delacroix, 1816-1863), Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres, 1799-1867), Анри Матисс (Henri Matisse, 1869-1954) [2].
Вообще, спасибо Википедии, что по ключевым словам "высшая школа искусств + Франция, Англия, Германия и пр." [3],[4] сейчас можно найти хотя бы список всех названий школ и проверить каждую из них на преподавательский состав, наличие нужного направления и на наличие звёздных выпускников. Если вам интересны ссылки - смотрите ниже под заголовком "Источники". А в остальном, хочется пожелать будущим студентам и их родителям поменьше препонов на пути хорошего, качественного образования. Ведь кто бы и что там не говорил, образование - сила. А хорошее образование ещё и двигатель успеха.
А это ещё раз милейшие игрушки успешной Дорте Маилил. Всё-таки читать о знаменитых людях и проверять полученную информацию - приятно и полезно.
Игрушки серии фирмы Maileg "Зубная фея". Фото отсюда:
www.lillehusstore.de ------------------------------------
Источники:
[1]
www.maileg.co.uk[2]
École nationale supérieure des beaux-arts de Paris[3]
Высшие художественные академии во всём мире[4]
Список школ изобразительных искусств Франции[5]
Официальный сайт École des Beaux-Arts Paris[6]
Список высших художественных школ Франции[7]
Датская королевская академия искусства, дизайна и архитектуры[8]
Danmarks Designskole P.S. Как обычно я очень благодарна, если вы нашли опечатки в тексте и даёте мне знать об этом. Я пишу, говорю и читаю на 3х языках - опечатки или невольные кальки с других языков неизбежны. Заранее спасибо! Так же если у вас есть чем дополнить статью - пишите в комментариях!