Как я уже говорила ранее, под словом критика каждый подразумевает что-то своё. Но если подробно распросить человека, какую критику он хотел бы получить сам или готов дать другим, быстро выясняется, что речь идёт либо о желании обратной связи, либо о претензиях личного плана, которые иногда в весьма грубой форме падают градом на собеседника. Марк Твейн однажды сказал:"У меня нет никаких проблем с критикой, если она мне нравится". Твейн просто умница, потому что сразу разглядел основную причину неприятия критики: даже самая обоснованная и доброжелательная она неприятна по определению.
Авторы книги "Малый карманный терапевт" Арнольд и Клиффорд Лазарус (
Der kleine Taschentherapeut) дают в своём издании весьма хороший совет о правиле построения предложений с критическими замечаниями, адресуемых собеседнику. По их мнению, многих напряжённых ситуаций или малопродуктивных споров можно избежать простой заменой "Ты - предложений" на "Я-предложения".
Пример "Ты-предложения": "Ты никогда не выносишь мусор и не убираешь за собой посуду!" Подобные слова в большинстве случаев воспринимаются как агрессия и нападки, даже если человек действительно никогда не выносит мусор и не убирает за собой. А вот если сказать:"Меня огорчает, что мне приходится выносить мусор и убирать за тобой посуду, и меня бы порадовало, если бы ты участвовал в процессе" (пример "Я-предложения") - всё выглядит совсем иначе. Арнольд и Клиффорд утверждают, что все, кто начинают свою критическую речь с "Ты-предложений" заведомо идут на конфронтацию с собеседником и, как правило, промахиваются в своих намерениях достучаться до человека.
Лучше формулировать критику в виде просьбы, а не требования. (А все "Ты-предложения" звучат как требование измениться, исправиться, сделать, начать и так далее.) Авторы советуют использовать форму "Я-предложений", чтобы высказывание звучало как пожелание или просьба. Структура, точнее формула подобных предложений выглядит как: "Я ощущаю X, если ты делаешь Y". Как это переложить на художественную критику? Например, рассказать человеку, что вас огорчает в его работе и что бы вы пожелали ему для улучшения изобразительной техники.
Я не знаю ни одного человека, который бы относился совершенно спокойно к критике. Она всегда вызывает реакцию в организме, пусть даже разную по величиние в зависимости от ситуации и персоны. Даже если человек выслушивает благожелательную и по полочкам разложенную конструктивную критику, реакция отторжения и защиты - совершенно нормальная и естественная. Поэтому так важно следить за тоном и тщательно подбирать слова.
К тому же важно понимать, что никто не рождается с навыком корректно критиковать других. Этому можно и нужно учиться.
Второй важный метод - метод сендвича, который я как раз предлагала участникам проекта
"Прошу совета". Речь о ситуациях, когда о критике попросили или её нужно дать в рабочем порядке. Любое негативное замечание должно обязательно сопровождаться конструктивными положительными замечаниями. Например, если речь о какой-то работе, то важно в первую очередь отметить её сильные стороны и только потом указать вежливо на слабые:"Свет и отражения получились живыми и динамичными, а вот форма объекта немного страдает. В будущем можно попробовать лучше конструировать предметы и обращать больше внимания на пропорции". Кстати, про будущее - весьма важный момент. Как правило, если работа уже готова - изменить её бывает трудно, даже невозможно (если она уже ушла в печать или была продана). Но если предложить человеку не совершать подобных ошибок в будущем - это имеет магическое воздействие.
На мой взгляд лучше всегда помнить, что мало кому приятно выслушивать непрошенную критику или анализ. Если хочется высказать критическое замечание, то лучше "семь раз отмерить", чтобы избежать не только неприятных ситуаций, но и потери друзей и любимых.
--------------------
Источники
Der kleine Taschentherapeut Konstruktive Kritik: Kritikfähigkeit üben