Меня сейчас в Минске часто спрашивали о новой книге, мол, ну когда же уже. И я всё думала, как быть - рассказать или нет о том, что произошло в процессе её написания, и почему отложилось её издание. Пришла к выводу, что рассказать. Потому что без объяснений не всегда ясно, каких физических и моральных сил стоит создание одной единственной главы, не говоря уже о целой книге с волнующими фотографиями и иллюстрациями. Каждая книга - это большой и интенсивный участок жизни сразу нескольких людей. Это время, силы, нервы, бессонные ночи, финансовые, физические и моральные траты. Но НЕ писать уже не представляется возможным.
Признаться, перед началом работы я была настроена на более бодрый график. Нет, я конечно приходила в тихий ужОс от всего того, что сама же запланировала, но у меня был чёткий план и поддержка семьи. Я знала, о чём хочу поговорить, и к кому поехать на встречу. Рассматривала эту книгу как легальный шанс познакомиться с известными людьми, которые меня вдохновляют и интересуют. Если вы ещё не читали в предыдущих описаниях, коротко повторюсь, что со всеми героями моей книги я встретилась лично у них дома или в мастерских. Работала я над книгой в одной команде с фотографом Татьяной Люкс. Мы объездили с ней очень много городов - Берлин, Париж, Штутгарт, Вена, Мюнстер и многие другие.
Фото
Татьяны Люкс В гостях у художника-керамиста Эли Ялонецкой в Берлине
Фото
Татьяны Люкс В гостях у художника-керамиста Эли Ялонецкой в Берлине
Сначала я составила список своих героев, потом стала связываться с ними, убеждать, договариться о встречах, планировать и координироваться приезд, проводить интервью, потом обрабатывать весь материал. Кто-то совсем не отвечал на письма и предложения. Кто-то начинал откровенно капризничать. Некоторые кандидаты пропадали в разгар переписки, переставали отвечать на звонки и письма. Один раз мне ответили откровенной грубостью люди, с которыми, как мне казалось, меня связывали исключительно добрые воспоминания и положительные эмоции. Это обидно, но я же взрослый человек и понимаю, что со мной это никак не связано - у всех свои проблемы. Один товарищ отказался от встречи уже непосредственно перед нашим с фотографом приездом (то есть там была уже проделана огромная работа, в том числе и по координации). Мы ехали к нему на встречу из другой страны, заплатив предварительно за билеты, отели и прочее. Некоторые люди, вроде моего любимого Клауса Энзиката, далеки от современной жизни в Интернете. Они не имели своих страничек или эккаунтов в том же Фейсбуке. Их пришлось искать по-старинке. Не зря же говорят, что мы знакомы с каждым человеком на планете всего через 6 рукопожатий. Я сделала так, чтобы число этих рукопожатий стало ещё меньше. И каким же потрясающим был при этом результат и какими искрометными встречи! Сплошные приключения.
Фото
Татьяны Люкс В гостях у иллюстратора Клауса Энзиката
Однако самое больше приключение меня ждало впереди.
Я была уверена, что успешным, признанным художникам, дизайнерам, типографам, керамистам и модельерам будет о чём рассказать мне: как они добились успеха, какие трудности преодолевали, как находили своих первых клиентов, как именно и где работают и многое другое. Всё, что мне останется сделать, как мне казалось, - записать их рассказы и расфасовать по намеченным темам. На деле оказалось, что не так всё просто!
Фото
Татьяны Люкс В гостях у дизайнера и типографа Эрика Шпикермана
Фото
Татьяны Люкс В гостях у дизайнера и типографа Эрика Шпикермана
Например, то, что я считала критерием успеха - финансовая состоятельность и признание общественности, не всегда были критериями успеха тех людей, с которыми я познакомилась. Одни жили или живут весьма скромно, другие получают за такую же работу по-настоящему огромные гонорары. Стало быстро понятно, что "просто записать" не получится. Это не про меня.
А потом случилось непоправимое - в борьбе с тяжёлой формой рака угасла моя
дорогая Барбара - подруга, наставница, коллега. Интервью с ней украсит многие страницы книги. Однако потеря близкого по духу человека выбила меня на многие месяцы из колеи.
В одной из глав "Когда не поздно" был рассказ о том, что Барбара пришла в искусство очень поздно. По образованию она была учительницей английского и французского. Но сначала вырастила детей, потом помогала растить внуков - семья была очень важной частью её жизни. И только потом, когда семья перестала остро нуждаться в Барбаре, она решилась заняться керамикой и добилась всего за пару лет своей деятельности международного признания. Я хотела показать на примере Барбары, что начать можно в любом возрасте и жить в искусстве в согласии с собой. Но жизнь распорядилась иначе. Барбара прожила в искусстве всего 10 лет. Делать выводы каждому придётся самостоятельно. Кто-то скажет, что всего 10 лет, а кто-то:"Целых 10 лет!" Но на самом деле мы не знаем, сколько времени у нас самих ещё в запасе.
Кажется, именно уход Барбары заставил меня задуматься над тем, к чему я, собственно, стремилась в своей книге. Я очень многое переосмыслила и увидела другими глазами.
Тяжесть моей ноши я осознала ещё глубже, когда в ходе работы над книгой обратилась к знаменитому роману Эмиля Золя "Творчество" ("L’Oeuvre"). Ведь я помнила, что Золя обвиняли в том, что он не разбирается в искусстве, не может понять художника, и поэтому ему не следовало бы писать такой роман. Я же сама художник-иллюстратор, и мне есть, о чём рассказать и чем поделиться. Было интересно сравнить взгляды Золя на художника - человека извне - и мои собственные.
"Я очень счастлив, а главное, очень доволен концом" - говорил сам Золя. Главный герой его книги - Клод, был дословно списан с друга детства Золя - художника Поля Сезанна. После выхода этой книги Сезанн навсегда порвал отношения с Золя. Другие художники-импрессионисты так же встретили появление этого романа с явным раздражением. Именно они говорили, что Золя ничего не понимает в живописи, и тем более в творчестве импрессионистов. Более того, Клод Моне сразу же написал Золя: "Я очень долго сражался и боюсь, что в момент успеха критики могут использовать вашу книгу, чтобы нанести нам решительный удар". Здесь можно
всю статью прочесть.
Я села перечитывать роман Золя "Творчество", который попал мне в руки в юности вместе с таким романом как "Нана" и поняла, что тогда, много лет назад, я совершенно ничего не поняла. Я не смею ставить себя в один ряд с Золя, но когда проговорила для себя ещё раз, что как художник пишу книгу о художниках - мне стало совсем не по себе. Справедливости ради нужно признать, что многие вещи Золя подметил очень тонко. Например, когда Клод рисует спящую обнажённую Кристину, он не видит в ней объект вожделения. Она становится объектом наблюдения и основой для прекрасного рисунка. Все остальные мысли приходят уже после того как, когда художник откладывает в сторону бумагу. Это правда, что когда мы рисуем, модель становится прекрасным бесполым объектом для наблюдений за пропорциями тела, чертами лица и игрой света. Но и Сезанн был прав, когда восклицал в сердцах:"Нельзя требовать от несведущего человека, чтобы он говорил разумные вещи об искусстве живописи. Но, чёрт побери, как смел он говорить, что художник кончен, раз он написал плохую картину! Если картина не удалась, её швыряют в огонь и начинают новую!"
В общем, как вы уже скорее всего поняли, мне нужно было сначала пережить всё то, что со мной произошло за последние два года. Пропустить это через себя и впитать, чтобы в итоге сесть и написать книгу с чистого листа. Пусть с тонной материалов и уже готовыми наработками в виде законченных глав, но совсем другую. Совсем не ту книгу, которую я планировала изначально. Я могу совершенно точно сказать, что работа над ней изменила меня к лучшему. Могу только робко надеяться, что когда она выйдет в печать, с вами произойдёт то же самое.