Попасть в
Капитолийские музеи Рима я мечтала, пожалуй, с детства. С того самого времени, как мама в моем нежном дошкольном возрасте подарила мне огромную синюю книгу об истории искусства. Там, помимо любимых Моне и Дега, были и гигантская голова Константина Великого, и Капитолийская волчица, и мальчик, вынимающий занозу. Если верить различным источникам, именно Palazzo Nuovo (Новый дворец) - один из Капитолийских музеев - стал первым музеем в мире. Как сказала бы моя мама:"Хоть какой-то толк был от этих Пап Римских". Мне была больше интересна другая часть Капитолийских музеев - Palazzo dei Conservatori (Дворец консерваторов). Кстати, упомянутые выше музеи расположены на противоположных частях площади - обрамляют её с противоположных сторон. И вот прошло всего каких-то 35 лет, и я стояла на площади, спланированной самим Микеланджело, рисовала гигантскую голову Константина I, про которую даже не подозревала, что она настолько огромна, фотографировала со всех сторон мальчика, счастливо вынимающего занозу, и считала чешуйки на загривке Капитолийской волчицы.
На фото как раз левый фланг за статуей - это Новый дворец.
Вообще цена на музеи Рима, особенно после моих двух петешествий в Лондон, где музеи в основном бесплатные, поразила. Например, за посещение Ватиканских музеев мы заплатили за троих (с аудиогидами, в том числе и для ребёнка, + сервисный сбор за онлайн-тикет) - 71 евро. Больше, пожалуй, стоили только посещения английских и шотландских замков, на которых мы прошлым летом оставили маленькое состояние (как минимум маленький подержанный автомобиль). Мы путешествовали месяц по стране и если проезжали мимо какого-то знаменитого замка - заворачивали туда. Даже там, где "Горца" снимали - отметились. Ну потому что когда ещё доедешь до Шотландии или удалённых уголков Англии? Мы в следующем году планируем исследовать Уэльс, а в Шотландию уж точно так скоро не вернёмся. Поэтому решили, что деньги - это прах. А впечатления - это навсегда.
Однако и в Риме есть парочка музеев, куда вход бесплатный.
Например, в церковь Св. Петра (только подняться на купол стоит 8 евро на лифте первые 200 ступенек, или 6 евро пешком все 520 ступеней). Здесь есть список музеев с бесплтаным входом:
Museums with free admission (пролистайте вниз страницы).
Вход в Капитолийские музеи был такой же дорогой, как в Ватиканские. Хотя последние в разы больше и так по-хорошему смотреть их нужно не в один день, а как Лувр - набегами по несколько дней. Хотя, чего уж там. Я была в Лувре уже около 4х раз, посвящая ему целый день, но до сих пор обсмотрела только треть - не больше. Даже ещё застала времена, когда к Моне Лизе можно было подойти вплотную и уткнуться носом (в стекло, конечно).
Такой гигантской очереди, как в музеи Ватикана, у Капитолийских музеев нет. Поэтому билеты решили купить в обычной, а не онлайн-кассе. Повторюсь, если вы хотите в Ватиканские музеи и в Сикстинскую капеллу - обязательно заказывайте билеты в интернете. Но делать это лучше на
официальном сайте музеев Ватикана, а не у жуликов, которые продают вход втридорога и набирают толпу, а не группу. Именно туры группами высвечиваются в гугле первыми при поиске. Группы в Ватикане - это адский ад в Риме. Иначе потратите день жизни (без преувеличения) на очередь за билетами. Они даже на сайте пишут:" Skip the queue and buy the tickets online". И лучше брать на утро - там на сайте спрашивают, в какое время вы хотели бы посетить музей. После обеда там натуральный дурдом - группы сметают всё и вся и несут вас потоком к капелле, а потом так же безвольно выносят. Плюс выход из Сикстинской капеллы прямо у входа в церковь Св. Петра. То есть если вы сначала пойдёте в музеи, вам не придётся дважды проходить контроль сумок, если хотите потом в церковь Св. Петра. По интернету вам пришлют ваучер. Распечатываете его, берёте с собой и проходите вне очереди отдельной полосой вдоль стонущей очереди. Внутри всё так же без очереди подходите к специальной кассе и вам выдают обычные красивые билетики. Потом проходите много ступеней вверх (по такому современному гугенхаймовскому лабиринту-подъёму) и получаете перед самым входом в музеи зарезервированные аудиогиды. Берите их, не пожалеете. И никакой нервотрёпки.
Как бы там ни было, билеты в Капитолийские музеи были такими же дорогими, как в Ватикан. Разве что с тем исключением, что для ребёнка в Капитолийских музеях не было скидки и мы не стали тратиться на сервисные сборы и аудиогиды. Скидки там есть только гражданам Италии. Совсем не дискриминация, нет. Аудиогида для детей тоже не было - только на итальянском и английском. У нас ребёнок хоть и говорит на английском, но выслушивать целые пассажи на иностанном языке - это слишком. В музеях Ватикана ему было очень интересно - там был целый квест с поиском скульптур и картин. А в Капитолийских музеях бедный деть слонялся как хвостик от Иа туда-сюда и не знал, куда себя приткнуть. Поэтому мне нужно было действовать быстро и наметить для себя highlights (а они как раз выше уже перечислены), а не расслабленно бродить по музею, как я это делала в Ватикане (во всяком случае в Пинакотеке и Музее египетского искусства, до того, как мы решили направить стопы в Сикстинскую капеллу).
На площади между музеями стоит огромная конная статуя из бронзы (предположительно 2 век н.э.). Смотрю, люди проходят мимо и как будто не замечают её. А это, между прочим, единственная во всей Италии копия конной статуя императора Марка Аврелия (оригинал внутри музея стоит). Изначально оригинал был полностью позолоченным и уцелел благодаря банальному недоразумению. Всадника несколько веков считали Константином I Великим и почитали так же. И только в 15 веке в библиотеках Ватикана обнаружились доказательства того, что эта конная статуя посвящена Марку Аврелию. Помнится, у издательтва Dumont был слоган для серии книг о путешествиях:"Мы видим только то, что знаем". И это правда! Когда знаешь, куда смотреть, воспринимаешь всё увиденное в разы глубже и осознаннее.
А продолжение следует. А то и так уже много получилось. На затравку - Капитолийская волчица выглядит милым домашним псом, а близнецов Ромулу и Рема к ней приделали уже только в 15 веке! Мальчик, вынимающий занозу - с красными губмами, белыми зубками и улыбчивый. Похоже, что у него даже глаза мраморные были, да выпали.