Может вы ещё помните мою прошлогоднюю серию постов о рисовании с натуры и рассказы о том, как мне приходится периодически отбиваться от любопытных и назойливых, когда я мирно сижу перед каким-то строением и рисую его. Участники моих мастер-классов не дадут соврать - они видели своими глазами, как ко мне постоянно подходят люди, заговаривают, что-то спрашивают или просто висят носом в рисунке. Биг факинг мэйджик.
Помните, может, я рассказывала, что когда студенткой ездила на поездах - машины не было - я знала всех юродивых в радиусе 100 км. Они приходили ко мне на остановках и молча стояли рядом, подсаживались в поезде - безошибочно находили меня в любом вагоне! Я с детства научилась не бояться таких людей - я их уже тогда притягивала, как магнит. Но всё равно я каждый раз удивлялась - ну почему опять ко мне? У моей средней сестрицы (нас трое, если что) есть такой же дар - притягивать психически лабильных людей. Но она сделала его своей своей профессией и выучилась на социального педагога. Успех, короче :-) А что мне делать с этой примочкой я же в зоопарке - я пока не знаю.
Любопытно, что люди, которые падают ко мне носом в рисунок, на юродивых уже не похожи. Но, видимо, вид у меня такой расслабленный и располагающий к беседе, что у людей возникает потребность перешагнуть невидимый барьер зоны личного пространства и потрогать за руку или за плечо, запросто заговорить с незнакомым человеком - со мной то есть. Я серьёзно подумываю, а не садиться ли рисовать в наушниках с непроницаемым видом - не обязательно, чтобы там была музыка. Просто такая визуальная заслонка от людей, которым очень хочется пристать к работающему художнику. Муж подшучивает всегда, что меня одну никуда нельзя отпускать - я тут же найду себе приключение. Вернее приключение тут же найдёт меня!
Но реально, если идти рисовать с семьёй - это мероприятие не для слабонервных. Особенно меня "радуют" походы к реке с покрывалом и провиантом. Всех покормишь, подашь, раздашь, уберёшь, усядешься - свет ушел, дождь пошёл, домой пора и так далее. Или наконец-то сидишь рисуешь, а у ребёнка вдруг новые желания появляются: а можно я туда-а-а-а вон сбегаю, ничего что там трава по самые уши, клещи, обрыв в реку и течение? А-А-А-А-А! Но они привыкают потихоньку - вчера вот гуляли и сидели, как зайчики, пока я рисовала. Пришлось даже звать, мол, пойдёмте - я уже готова.
А вообще как же я завидую мужчинам-художникам прошлого (прямо густой чёрной завистью). Деньги у них у всех были вопреки утверждениям, какие они беднюсики. Если присмотреться к полотнам, какой там слой краски - а материалы всегда дорого стоили (намного дороже, чем сейчас), сразу всё становится ясно и про их путешествия, пардон, скитания, и про бедность. У каждого, почти у каждого был кто-то, кто создавал художнику все условия для работы. У нас открыли новый телеканал - Sky Arts и там нон-стопом показывают документальные и художественные фильмы о художниках. В одном из фильмов об импрессионистах (кстати, буквально сегодня ночью шёл фильм BBC) был рассказ о Моне, как он настолько любил рисовать воду, что построил себе ателье прямо на лодке, плавал вместе с женой по рекам и писал воду и речную жизнь. Мадам Моне сидела ему послушной моделькой, наливала чаю, кормила пирогами и стирала вещи. Моне был настоящим денди, любил белые одёжки и кружева. Жена делала всё, чтобы ему было хорошо.
Это как раз картина Эдуарда Мане, которая показывает Клода Моне за рисованием в его лодке-мастерской. (Monet Painting in his Studio Boat, 1874 by Edouard Manet -
источник).
Эх, попробовал бы этот Моне быть художником, но вкалывать и одновременно хлопотать о нуждах семьи (и так стопИтьсот раз на день). Посмотрела бы я на его продуктивность, смог бы он сделать хотя бы долю того, что успевают женщины-художницы. Хотя вот, у меня одна очень успешная подруга-художница пока была беременной нарисовала практически лёжа в постели целую выставку и сейчас с маленьким ребёнком ваяет шедевры и реально очень хорошо зарабатывает своим искусством. Я у неё спросила, как она так умудряется. Она тут же призналась, что дома палец о палец не ударяет: ни готовит, ни стирает, ни убирает, а за ребёнком смотрят муж, мама или няня. Вот всё и сходится. Просто у неё своя модель "мадам Моне" - ничего сверхестественного. Но я отвлеклась.
В замке
Де Хаар, когда я присела порисовать башенки с натуры, специально выбирала себе такое место, чтобы в тени и никто не ходил. Там даже дорожки какого-то нехоженного вида были. Но людей стало тянуть как магнитом в мой угол парка. Причём пока муж сидел рядом - никто ко мне совался.
Стоило ему только отойти, чего я опять только не слышала: и вау - как прекрасно, и вау - зачем это нужно. Один мальчик лет 10-11 стоял минт 5 за моей спиной, а потом так искренне спрашивает у меня:"У вас что, фотоаппарата нетуууу???" Удивление было таким искренним, что я прыснула со смеху, хотя знаю, что над детьми нельзя смеяться.
А вообще представьте себе ситуацию. Я приехала в замок погулять с семьёй. И хотя мои мальчики уже знают, что я не удержусь и сяду рисовать, меня всё равно мучают угрызения совести - они же ждут! Я понимаю, что на сложный объект, который я вижу впервые, мне потребуется как минимум 30 минут для очень подробного рисунка, какими я сейчас увлекаюсь. Плюс ещё если работа цветом - может и целый час уйти. А если увлечься и полезть за акварельной бумагой... За этот час семья просто изводится - они молчат, но я это прекрасно понимаю.
Сначала, сына всячески развлекал муж - покемонов собирали, бегали - кто быстрее, а потом ребёнку надоело, он выклянчил у папы запретный телефон и сел со мной рядом вот так. Ровно на 10 минут. Потом мужчины пошли на солнышко греться, а меня оставили одну во тьме за рисунком.
Сидели, котеги, и жалобно смотрели в мою сторону. Ребёнок периодически прибегал и говорил:"Мама, сколько времени тебе ещё нужно - мы уже явно проголодались". Пепел на мою голову - мы действительно не обедали в тот день, потому что были в дороге, а потом сразу накинулись на замок - надо было поторопиться!
Что тени движутся и свет меняется - это вообще отдельная песня, из-за которой нужно торопиться. В общем как ни крути, художнику нужно постоянно спешить! А тут какие-то люди, которые выражают своё восхищение или протест, отвлекают, заговаривают, выражают соболезнования. Ну отчего так? Отчего никому не придёт в голову подойти к бабушке на соседней лавочке и похлопать её по плечу и что-то спросить. А почему к художнику можно вот так запросто?
Так вот, сижу я, быстро-быстро рисую. Нервно кошусь в сторону ребёнка и мужа - переживаю, что они уже так долго ждут. Начинаю злиться, что линии стали разъежаться, сумка с колен сползает, на которой блокнот лежит, попа затекла... И тут ко мне подходит пожилая пара. Теребят меня за плечо (я их не видела, потому что была носом в рисунке). Вздрагиваю от неожиданности, а они мне:"Девушка, вы не сфотографируете нас на фоне башенок, которые вы рисуете?" Сказать, что я обалдела - ничего не сказать. Я должна всё отложить в сторону, чтобы сфотать их?
Во-первых, видели на моих фото выше, какая там тёмная тень? Дураку же понятно, что парочка получится только тёмными силуэтами на фоне яркого замка, особенно если учесть, что они мне телефон протянули в качестве фотоаппарата. Во-вторых, я что - как самая незанятая выгляжу?
Мысленно закипаю, но вежливо откладываю в сторону тяжеленную сумку с колен, на которой рисовала. Уже привычка выработалась - чтобы не украли или кошелёк не вынули, пока я увлечённо рисую. Из сумки вываливается бутылка с водой. Из пенала, который лежал рядом, рассыпаются карандаши. Из самого блокнота калька вырывается улететь. Из пленэрных неудобств очень быстро вырастает хаос, если затронуть этот карточный домик - за считанные секунды всё разваливается. Сгребаю всё поспешно в кучку. Вижу на горизонте на лавочке, как муж вопросительно разводит руками:"Что там у вас происходит?" Затёкшие ноги не слушаются. Парочка стоит и терпеливо ждёт, пока я всё брошу, чтобы сфотографировать их. Отлично, да? В это время мимо проходит куча совершенно свободных, расслабленных людей.
Фотаю. Делаю сразу несколько кадров, но на всех получаются люди-чёрные силуэты. Дело уже к закату ведь! И тут они мне вместо спасибо, что я всё бросила и начала решать их проблемы:"Девушка, фото плохие получились! Нас тут совсем не видно" Но тут я не выдержала и сказала им очень решительно, что фотографироваться им лучше воооон там, на солнышке и "нагло" вернулась к набросанной куче из своих материалов. Парочка обиженно отползла от меня, посылая мне глазами гром и молнии. Я начинаю снова гнездиться, чтобы закончить работу - 10 минут потеряны! Ну вот скажите мне, почему они ко мне пришли? Не видно было, что я работаю? Слишком умиротворённый вид у нас художников когда мы рисуем? И ещё всё время злюсь на себя - ну почему я не сказала им сразу решительно, что извините, но мне некогда? Это тот случай, когда хорошее воспитание в убыток человеку?
В итоге получилось вот так. Фото с того места, где рисовала. Мужчины, окончательно проголодавшись за почти час моего отсутствия (с перерывами на работу фотографом и говорящим попугаем), обиженно сказали:"Только потом не говори людям, что это была "быстрая зарисовка", рррр. Мы тебя почти час ждали и, заметь, не мешали! Так и запишите, пожалуйста!" :-)
Финальная версия такая. Я чуть-чуть добавила цвета строениям и сделала фото разворота при нормальном дневном освещении - чтобы видно было, что фон грунтованной странички на самом деле светлый, серо-голубой, а не синий, как на фото в тени.
Так что вот такие истории. А у вас что? Был уже какой-нибудь похожий сюр, когда краска течёт, свет уходит, семья ждёт, кошка орёт, а кто-то просит вас погулять с их собачкой или подержать кастрюльку с супом, пока они обуваются - вы же всё равно ничем не заняты :-)? (Кстати, вспомнила в посте
"Хитпарад предрассудков", как одна девушка написала о маме, мол, я ей говорю, что 3 проекта одновременно делаю и не помню, когда спала, а она мне - раз ты всё равно ничего не делаешь, свяжи мне салфетку" :-))