Не так давно я рассказывала о концепте собирательных рисунков с натуры в блокноте художника, когда на один разворот на протяжении какого-то времени собираются и зарисовываются мелкие объекты или детали чего-то. Как правило, это предметы, на зарисовки которых жаль потратить целый лист или разворот блокнота. Зато в одной стройной композиции с другими зарисовка смотрится красиво, а разворот рабочего блокнота - как оформленный разворот книги или журнала.
Этот разворот у меня собирался и рисовался несколько недель. Здесь можно посмотреть начало:
"Зарисовки с натуры - собирательные развороты в блокноте".
Думаю, что слово 'оформление' является ключевым для блокнотов художника (в дальнейшем скетчбуках), в которых идёт речь не только о том, чтобы фиксировать рабочие или станковые моменты, но и получить в конце подобие оформленной художественной книги.
Здесь у меня в блоге уже довольно часто разгорались споры между сторонниками и противниками подобного подхода. В словах противников оформительского подхода часто сквозит неприязнь и даже агрессия из серии "понаехали тут, настоящие художники так не делают". При этом если пытаешься понять, отчего человек так реагирует, и поговорить с ним, быстро замечаешь, что причины раздражения кроются в вещах, весьма далёких от искусства.
Признаться, мне хочется таких людей потрясти за плечи, чтобы очнулись. Художник - это не тот, кто научился, к примеру, рисовать бюсты с фотографической точностью и успокоился. При этом наброски для бюста - всегда отдельно взятые листы, а не ужОс-караул из разворотов в блокнотах. Художник - это тот, кто рисует и экспериментирует всю свою жизнь! Если вам не нравится чьё-то выбранное направление (например, у меня тоже аллергия на неуместные кляксы, брызги и потёки в акварельных работах) - так идите просто своей дорогой. Никто ведь не запрещает.
В случаях с оформленными эскизными или рисовальными блокнотами речь всего лишь об одном из многих подходов работы в блокнотах. Кто-то разделяет рабочие блокноты с поисковыми набросками и рисунками-иллюстрациями. Кто-то работает, как придётся, а потом с удовольствем оформляет страницы блокнотов. Кто-то заранее составляет опорные сетки, планирует свои рисунки и наброски, вписывает их продуманно и чётко в отведённый формат. А кто-то относится к блокнотам как к расходному черновому материалу и недоумевает, зачем это оформлять. Так или иначе, все эти подходы имеют право быть, не находите? Потому что у всех нас элементарно разные характер, темперамент и отношение к жизни и творчеству.
Я по образованию графический дизайнер и иллюстратор. Лично у меня оформительский подход по отношению к скетчбукам уже в крови - профзаболевание, если хотите. Я с удовольствием мыслю разворотами и опорными сетками для них. Каждый блокнот для меня - отдельный художественные проект и красиво оформленная художественная книга, артбук. Даже если я делаю всего лишь наброски для логотипа в блокноте, я возвращаюсь к этому развороту, закрашиваю или зарисовываю - далаю из него что-то новое и "товарное". Настолько мне тяжело при перелистывании станиц блокнота натыкаться на как будто сырое и недоделанное.
Повторюсь, оформление зарисовок до готового "продукта", когда всё те же рабочие рисунки обрамляются, например, типографикой или каллиграфией - отдельное направление в области работы в скетчбуках. Каждый волен сам решать, в каком формате ему удобнее работать. Вот что мне как художнику-иллюстратору даёт оформительский подход в работе в скетчбуках:
- удовольствие;
- заданный формат и эксперименты с ним (ограничения, как известно, подстёгивают к изобретательности);
- блокнот, оформленный на один манер, смотрится как единый проект;
- все мысли и зарисовки года хранятся в достойной оправе в блокноте, который удобно носить с собой;
- единая сетка облегчает задачу, задаёт структуру и избавляет от ненужных мытарств в процессе ежедневного рисования;
- мне нравятся фото-книги и журналы, в моих оформленных блокнотах я могу руками воссоздать атмосферу любимого;
- такие блокноты не стыдно показать в портфолио или гостям;
- такие блокноты приятно держать в руках и рассматривать самому - они становятся своего рода дневниками художника;
- оформление моих зарисовок заставляют меня ещё раз проживать то, что я нарисовала - это не только приятно, но и важно для понимания процессов внутри себя;
- такие блокноты позволяют мне много лет спустя отследить собственное развитие и осознать актуальное положение вещей;
- их просто приятно оформлять - это отдельное занятие, которое увлекает.
Наверняка каждый из сторонников подбного подхода может продолжить приведённый выше список. Если вы относитесь к лагерю противников, то может всё же лучше разобраться, почему именно конкретно у вас красиво оформленные вещи вызывают агрессию, неприязнь или волну негодования? На мой взгляд лучше задуматься над тем, что можно вынести для себя из чужого подхода, чем переживать спектр неприятных эмоций.
Например, моя неприязнь к брызгам и потёкам. Она основывалась на том, что разноцветные брызги, потёки и кляксы в работах часто встречались именно у новичков. Они как будто пытались компенсировать неумелость или скрыть под напускной свободой кисти слабые изобразительные навыки. По моим понятиям - это всё равно, что пудрить каждый день лицо, чтобы не было видно прыщей, вместо того, чтобы хотя бы 2 раза в неделю сделать пилинг или обратиться за помощью к врачу. Однако так же есть случаи, когда люди с высоким техническим уровнем пытаются намеренно придать своим работам более небрежный вид, экспрессивность и динамичность. Именно для этих целей они добавляют напускную небрежность в виде брызг и клякс. Подобное применение как раз находит во мне отклик. Поэтому я использую технику брызг и клякс только к месту и только по назначению, а не всегда и везде. Может с вами случится то же самое, если вместо тупиковых агрессии и негодования вы обратитесь к логике, пониманию и осознанию оформительского подхода в скетчбуках? В любом случае оформительский подход - это не героин, чтобы бояться проб и последствий. Попробовать работать в подобной технике стоит хотя бы ради того, чтобы элементарно понять, что это и чем может быть полезно.
.............
Больше по теме можно узнать из моей книги
"Разреши себе творить" или в сообществе творческогог выдоха
art_expiration.