Разные подходы к проектам ежедневного рисования или Почему иногда ничего не выходит

Apr 19, 2016 07:31

С интересом наблюдаю за новым витком проекта "365 зарисовок". Если вы не в курсе, у нас уже 3й год существует сообщество "Клуб 365" (club_365). Завела я его после того, как весь 2012 год рисовала свои 365 и приглашала других ежедневно показывать свои работы. Эти посты можно посмотреть по тегу: 365 sketches - работы других участников выставлены в комментариях к постам. По ссылке большим стройным рядом можно посмотреть мои работы из проекта на фликре: 365 зарисовок. Заодно там же можно проследить, насколько увереннее стала рука от первого рисунка к последнему.

Мои рисунки для проекта 365 намеренно шли отдельным, самостоятельным потоком. Параллельно с ними я создавала коммерческие иллюстрации, наброски и зарисовки. Так же первую половину года я дополнительно участвовала в "Рисовальном флешмобе". Кроме того у меня была офисная работа дизайнера и руководителя проектов. При этом мой ребёнок был тогда ещё совсем маленьким. На мне была львиная часть быта, участие в жизни детского сада ребёнка, включая всевозможные театральные постановки, в которых я не только играла, но и создавала для них масштабные декорации. Была в том году и операция ребенка, проблемы с собственным здоровьем и прочие неприятности, которые даже в видимые отчеты не вошли.

В моей книге "Рисуй каждый день" как раз можно увидеть наряду с набросками и зарисовками для 365 и некоторые коммерческие иллюстрации того года, целый ряд рисунков из "Рисовального флешмоба" и десятки фотографий. Мне было важно показать, насколько в жизни рисующего человека все тесно связано. Ну и потом подобный формат помог сказать, что рисовать каждый день для себя даже с полной профессиональной и семейной нагрузкой - возможно. Более того, этот процесс увлекает и помогает в работе, которая кормит!

Я восхищаюсь людьми, которые решаются так же, как и я сама, параллельно с творческой работой ещё и на "365". В основном потому, что на собственном опыте знаю, как это трудно, но в то же время увлекательно! Однако мне интересны и случаи, когда по каким-то причинам люди не смогли или не захотели завершить подобный рисовальный эксперимент.






Иногда встречаю такие вот несколько противоречивые рассказы начинающих художников, которые отказались от затеи рисовать безотрывно весь год: "Для меня общепринятые советы не сработали, поэтому я не стал никого слушать и делал вот так-то, хоть до конца и не довёл". Так может быть поэтому и не довели, что не стали никого слушать? И интересно, что это за "общепринятые" советы, если человек говорит о моих? Моей книге "Рисуй каждый день" всего 3 года. Приму как комплимент, значит, что уже везде так принято, как делала я.

Есть люди, которым явно не хватило каких-то внутренних или внешних ресурсов для проекта, но они решили обвинить в неудаче организаторов и зачинщиков различных проектов в духе 365. Что, мол, их подбили на участие в проекте, который ничему не научил и не принес результатов. Очень интересная позиция между прочим и таинственная! Ну то есть я не совсем понимаю претензии. Одно дело если ты идёшь учиться куда-то, поступаешь или платишь деньги. А кто обещает учить в общественных проектах, в которых художники принимают участие по доброй воле в основном участия ради - чтобы не засиживаться или помахать миру ручкой? Тут я такого мнения, что если человек ищет вместо решения проблемы виновных в неудаче - то в самую пору очнуться и задуматься над приоритетами. Но если хочется дальше побурчать вместо работы над собой - запретить никто не может, конечно же.

Столкнулась так же с целой категорией участников, точнее НЕучастников, которые бросили 365 со словами:"Качество важнее количества, поэтому я забил на проект". Нет, не подумайте чего. Скажем, в нормальных условиях, вне проекта 365, качество действительно важнее количества. Просто именно проект 365 - он ведь совсем о другом. Если просто передумали или поняли в процессе, что не тот формат - так и скажите.

Но именно среди тех, кто настаивал на плохости затеи в основном оказывалось, что старадало не только количество из-за прекращённого участия, но и качество. Я это говорю без всякой злобы и прекрасно понимаю, что это нормальная человеческая реакция, чтобы избавиться от угрызений совести и плохого настроения. Но, повторю свой вопрос - при чём тут тогда плохость или хорошесть задумок вроде "365"?

Проект "365" (зарисовок, иллюстраций, картин, фильмов фотографий - подставьте нужное) вообще не об этом! Как правило, он не подразумевает, если только это не самоцель, ни измерений качества, ни измерений количества (хотя последнее действительно как будто требуется). Заданное количество работ (в данном случае 365) - это скорее метод, чтобы взять какую-то высоту. И, как и у альпинистов, цели при этом у всех разные. Запрашиваемое количество в данном случае - это скорее продуманный план, строгие рамки, внутри которых можно развивать бурную деятельность. Нет плана и рамок - риск "размазать" деятельность на несколько лет без каких-либо результатов возрастает в разы. Вот и всё. Повторюсь, на мой взгляд честнее признать, что формат 365 просто не всем подходит. Ничего постыдного в этом нет.

Ещё одна категория НЕучастников утверждает: "Шедевра за 15 минут всё равно не сделать". Естественно. Особенно для начинающего художника. Но это я для себя выбрала такой формат. Мне было так удобно. Если вам нужно 30 минут и больше, можно разбить создание одной работы на несколько кусков и отрабатывать именно их ежедневно! С другой стороны, если и эти 15 минут потратить на фигню вроде десятикратной прокрутки ленты Инстаграма - то вообще никаких результатов не будет. Это как с изучением языков. Можно каждый день учить по слову и выучить к концу года 365 новых, а можно весь год только собираться начать учить язык.

Проект 365 в основном о дисциплине и работе над собой. Он для того, чтобы приучить себя ежедневно оттачивать какие-то навыки. Например, собственную изобразительную технику. Он так же для того, чтобы выработать исполнительность, приучить себя к ответственности перед собой же. Иногда проект 365 нужен просто для того, чтобы элементарно начать творить и разрешить себе делать ошибки.

Я уж не знаю, сколько раз слышала:"Рисовать я пока не умею, но ничего не делаю, потому что мне нужен либо сразу шедевр - либо ничего!" Как будто шедевр сам по себе родится, достаточно посидеть на диване и поплевать в потолок. Каталонский кувшин вам в руки, как говорится.

На мой взгляд, каждому начинающему художнику важно понять, что желание творить связано больше с острой потребностью в рисовании, чем с желанием оставить после себя шедевры или след в истории. Ну и что, что в какой-то день не было сил и рисунок получился кривым? У всех бывает, даже у самых опытных. На следующий день будет лучше или просто по-другому, потому что и настрой, и самочувствие, и погода, и сам человек - всё меняется.

За время моего "365" я научилась, помимо ряда других, одной бесценной вещи: прощать себе промахи. Они неизбежны. Я всегда держу в голове простую картинку. Наши ошибки - они как осколки разбитой чашки. Можно остаться стоять на них (или среди них) и убиваться горем. А можно осторожно пройти на шаг дальше, смести веничком, навести порядок и взять в руки новую чашку.



Cтраница из моей книги "Рисуй каждый день", фотограф Tatyana Shkondina (FoodPhotography.ru)

Я знаю людей, которые уже годами рисуют только 365. И все потому, что их профессия никак не связана с творчеством, а рисовать очень хочется. Или потому, что у человека просто выработана привычка начинать или заканчивать день с рисуночка. Но если каждый день ожидать от себя шедевра и ничего не делать только потому, что за 15-20 минут конфетку не сделать - это верный путь к прокрастинации. Цитата из Википедии: "Прокрастина́ция (от англ. procrastination - задержка, откладывание; от лат. crastinus - завтра и лат. pro - на) - в психологии - склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам." Нужна ли вам эта болячка?

Организовать себя так, чтобы рисовать абсолютно каждый день - вещь очень непростая и, чего уж скрывать, на начальном этапе довольно муторная. И да, иногда думаешь, зачем это все нужно - живут же люди спокойно и без этой пляски. Ну так и пусть себе живут! У вас, надеюсь, другие планы.

Как я уже многократно рассказывала, я решила проблему организации специально созданными жетскими рамками и внешним отчетом. С внешним отчетом, думаю, все понятно - я рисовала каждый день, а потом публиковала свою работу в жж и в разных группах на фликре. Именно публикации отнимали большой кусок времени, потому что работу нужно было сфотографировать или отсканировать - у меня тогда еще не было Инстаграма с возможностью быстрых фото телефончиком. Но даже это я довела до такого механизма, что уже потом ловко обрабатывала сканы или фото и показывала везде, где планировала. Режим и жесткие рамки помогали оставаться в строю - я же обещала, что буду рисовать и пригласила других к участию - надо делать!

Жесткие рамки были такие:
1. Уже после 1го рисунка стало ясно, что нужна система. Поэтому я пошла и купила для себя 4 блокнота с акварельной бумагой, чтобы все мои рисунки года были одинакового формата и не нужно было каждый раз сначала бумажку искать и прикладывать голову, с чего начать.
2. Я решила, что мои работы года будут всего лишь набросками и зарисоками. Это позволило мне на любом этапе работы объявить, что сеанс окончен, рисунок дня готов - баста.
3. Я сразу определилась с темой - я создавала дневник в картинках, рассказывала о событиях из моей жизни или о переживаниях. Вы можете выбрать другую тему - ботанические зарисовки, набросочки к читаемым книгам, зарисовки упаковочек, уличных реклам, указателей и пр.
4. На 3-4 работе я уже поняла, как буду оформлять мои работы: ограничивающая рамочка, декоративный фон, типографика + бирка для даты
5. Через месяц зарисовок проявилась техника, в которой я хотела работать: черно-белый или коричневый контурный рисунок карандашом с вкраплениями акварели.
6. Я выделила для себя на зарисовки время: в рабочие дни вечером в строго отведенный час и в свободные или выходные дни - с утра. Это очень помогало отсекать просьбы домашних и даже разрешало НЕ подходить к телефону :-) Причем я не просто говорила, мол, так - 18:15 сажусь и рисую, а честно давала себе интервал с 18-19:00, когда сажусь за рисунки для проекта. Все рисунки в другое время суток и в других местах были ВНЕ проекта! Они были дополнительными.



Cтраница из моей книги "Рисуй каждый день", фотограф Tatyana Shkondina (FoodPhotography.ru)

Я садилась каждый день и тратила на зарисовочку не больше 15-30 минут. Иногда, когда увлекалась, разрешала себе посидеть и часик, и два. Думаете, у вас нету часа на порисовать? Еще как есть. Выключаем зомбоящик, вываливаемся из кричащего и топочущего фейсбука... И вуаля, время находится! Я серьезно. Мне ежедневное рисование дало в плане душевного равновесия и развития навыков в разы больше, чем блуждания по сети или просиживание дивана перед телевизором.

Вернусь, однако, к отзывам участников. Среди них как раз прозвучало мнение, что работать без жестких рамок было удобнее. Как сказала одна девушка:"Я теперь горжусь, что честно боролась с собой, а не хитрила и не искала внешнего давления". Ну так если вам именно так было удобнее, а внешний отчёт кажется читерством - отлично. У каждого свои методы и уловки. Здесь нет никаких "правил игры". Как знаете, некоторые акварелисты гордо сообщают:"Я никогда не пользуюсь маскировочной жидкостью или белилами!" И дальше что? Неужели можно серьёно верить в то, что только поэтому одна техника работы лучше другой? Главное результат, а не то, как быстро или медленно это было сделано. Или отказ от каких-то материалов должен вызвать бурю аплодисментов и принести приз зрительских симпатий тех, кто презирает прогресс и отличные от других изобразительные техники? Всё равно, что я бы сказала, я никогда не рисую по мокрой бумаге, только по сухой. И? Кто-то придёт и скажет, что я банан зелёный и ничего не понимаю в акварели. А кто-то скажет, что угу, техника у человека такая. А кому-то вообще все эти примочки будут глубоко фиолетовы. Поэтому главное, чтобы именно вам было комфортно в выбранных для вас технике и формате. Всё остальное не играет никакой роли. Как сказал кто-то мудрый, надо сравнивать себя с собой же, а не с другими.

Еще были люди, которые писали, что они с удовольствием рисовали на всем, что под руку подворачивалось (тоже не слушали "общепринятое"), потому что иногда с собой в сумке ничего не было - хваталась салфетка. А иногда в домашних условиях хотелось поработать с размахом и маленький формат блокнота напрягал. При этом оказывалось, что 365 они так и не завершили. Нет, это все прекрасно, но если человеку НЕ удалось дорисовать все 365, то его технология ведь явно дала осечку. Или как? Такой художник рисовал просто так, без схемы и плана - тоже хорошо, но к проекту 365 это точно так же не имеет никакого отношения, как ряд вещей, перечисленных выше. Стоит скорее задуматься. Вдруг именно отсутствие единого формата и помешало добиться поставленной цели? Я как раз не настаиваю на том, что мои методы - это общепринятые. Они сработали для меня и сотни других людей. Есть вещи, вроде организацонных, в которых дозволено следовать проторенными дорожками. Именно для того, чтобы не отвлекаться на формальности и сконцентрироваться на главном: удовольствии от процесса и результате.

В общем к чему я вам все это говорю? Работать над собой всегда тяжелее, чем НЕ работать. Наши художественные задачи могут выглядеть как угодно. И не обязательно их подгонять под планку 365. И если не удалось довести проект 365 до конца, то надо просто трезво посмотреть на вещи. Насколько вообще важным было продержаться именно 365 дней? Если всё сорвалось, и вы очень сожалеете об этом, просто подумайте, что вы делали иначе? Может всё-таки стоит прислушаться к советам, если важно проделать именно 365? Заранее продуманный план действий сильно облегчает задачу и упрощает жизнь. Если 365 в надрыв - просто это не ваше. Лучше поискать свой формат так, чтобы все параметры устраивали: и время, и нагрузка, и энергозатраты. Сразу и вермя, и силы, и средства найдутся - гарантированно.

365 sketches, мои статьи, мысли

Previous post Next post
Up