Палитра Цорна для художников и детективное расследование

Mar 04, 2016 07:12

Для моего немецкого уха сочетание "Палитра Цорна" каждый раз звучит весело. Приходится унимать себя. А всё потому, что слово Zorn в немецком означает 'гнев, ярость'. Получается "Палитра ярости". Не буду сбивать вас с толку. Думаю, вы знаете, что речь о палитре знаменитого шведского художника Андерса Цорна (Anders Zorn, 1860 - 1920). В мою недавнюю поездку в Прованс к художнице tatianaddessine мы разговорились о "палитре ярости" (теперь и к вам прилипнет эта "ярость" ;-)), и Татьяна мне выкатила из своего художественного шкафа целую серию штудий по этому поводу (c присказкой, что вообще-то это еще не всё :-)). Я сделала с её позволения несколько фотографий в её мастерской.



Cлева направо: Танина палитра-тарелочка с гуашью и пигментами для текущей работы (можно посмотреть на инстаграме работа с амариллисами: @impressions_de_provence), веритикально - палитра Цорна, Танина ограниченная палитра масла, Танина палитра гуаши, горизонтально - палитра акварели. Надеюсь, Татьяна сама ещё выберет время, чтобы написать подробнее о её методах и предпочитаемых производителях для масла, гуаши и акварели.

Цорн, как и Рембрандт, впрочем как и целая гвардия других мастеров, работал ограниченной палитрой. Когда мы говорим об ограниченной палитре художника, то речь о том наборе цветов, в котором конкретно взятому живописцу комфортно работать. По теории цвета из трёх основных цветов - красного, жёлтого и синего можно создать палитру из нескольких тысяч оттенков. Штука вся в том, что у отдельно взятого художника свои основные цвета. Например, из пигментов и наполнителей определенного состава. Знаете ли вы, что даже землю Прованса можно купить в художественных магазинах и использовать как пигмент для живописи (речь об оранжевой охре) :-)



Работы Андерса Цорна слева направо: "Mrs. Howe (nee Deering)", 1900, масло на холсте; "Автопортрет в красном", 1915, масло на холсте.

Техника Цорна отличалась особенной живостью. Лица и тела людей на его полотнах светились и полыхали нежным жаром. При этом он использовал в работе (судя по сохранившимся тюбикам и палитрам художника) всего несколько цветов: охру (yellow ochre), красный пигмент из киновари (vermillion), а так же иногда для изображений воды синий кобальт (cobait blue) и оттенки сине-зелёного. Всё это добро он дополнительно смешивал с белилами или с чёрной краской. Поэтому не удивительно, что современные живописцы в погоне за похожими эффектами обращаются к мастеру и его палитре, составляют похожие. Например, ботаническая иллюстратор Билли Шоуэл, книги с акварельными техниками которой я показывала здесь, пишет открытым текстом, что как новичок обращалась к маститым художникам и просила их совета по поводу ограниченной палитры. Ещё и потому, что любые краски для профессиональной живописи или иллюстрации были и остаются весьма дорогостоящим удовольствием. Билли, по её словам, только со временем дополнила первоначальную палитру какими-то своими цветами.

Когда Цорн стал признанным художником, в природе уже существовала такая вещь, как краска в тюбике. Живописцу во времена Цорна больше не требовалось сначала долго и нудно заниматься помолом минералов или замешиванием пигментов. По этой же причине французские импрессионисты смогли выбегать россыпью на живые пленэры - весьма дорогостоящие краски стало удобно хранить и носить с собой - они появились в продаже готового замеса в тюбике с крышечкой. К чему я всё это рассказываю? А к тому, что раньше художнику можно было купить какие-то пигменты, но при этом нужно было твёрдо знать, какой они дадут эффект при смешении со связующими компопоненатами и как поведут себя на том или ином грунте. Современные краски в тюбиках нужно проверять ещё тщательнее и следить за их поведением. В основном потому, что помимо натуральных пигментов в красках массивно используются синтетические. Плюс различные составляющие так называемых наполнителей часто оставляют желать лучшего.

Посмотрите сначала вот этот ролик. Здесь художник очень искусно смешивает цвета, якобы используя в качестве прототипа палитру Цорна.

image Click to view



Всё бы хорошо, но тут я как раз и вспомнила наш разговор с Татьяной! Как я уже показала выше, она не поленилась и сделала выкраску, при этом предварительно сравнила нескольких сортов красного - проверила, как они смешиваются с другими цветами. Среди них и тот самый вермийон - красно-оранжевый на основе красного пигмента киновари.

На фото ниже Татьянин эксперимент с масляными красками. Бирюзовыми стрелками я пометила на фотографии, как красный кадмий руж (Rouge de cadmium) перемещается при смешении с оттенками синего в холодный коридор цветов - в область фиолетового. Правее такая же бирюзовая стрелка указывает на столбик смешения красно-оранжевого вермийона натурального (Vermillion veritable) с другими цветами. Оказалось, что он остаётся тёплым даже при смешении с синим. Это тот самый вермийон Цорна! Кстати, слева от вермийона, помеченного стрелкой, - смесь, как я поняла, синтетического вермийона французского - он тоже ушёл в "мертвичинку" при смешении с синим и голубым. Цитата Татьяны: "Цорновский красный вермийон остаётся тёплым при разбеле, кадмий красный уходит в малиновый оттенок. В интернете для начинающих столько палок в колёса! И чёрный нужно использовать не "ламповую сажу", а "noir d'ivoire"*, который и даёт зеленовато холодные оттенки в смеси с жёлтой охрой".

* - речь об угольном пигменте на основе костей и крови животных, который получается при сжигании с добавкой некоторых химических субстанций (Bone char)




Так и получается, что если портретист использует палитру Цорна, но при этом подменяет, скажем, красный вермийон на красный кадмий, или природный чёрный на искусственный, на выходе получаются портреты людей с мёртвым свечением.

Я спросила у Татьяны, что по её мнению происходит? Почему так многие художники пытаются заменять исходные цвета на какие-то более современные, тем более на те, что созданы явно на искусственных пигментах? Сошлись во мнении, что, видимо, не во всех странах вермийон есть в свободной продаже, плюс вполне может быть, что многим начинающим художникам масляный вермийон на натуральных пигментах просто не по карману. В любом случае, было очень интересно услышать мнение знающего человека. Я теперь совсем другими глазами смотрю на "палитру ярости" и нежно поглаживаю мой тюбик акварельного вермийона :-) Кому что.

А это Татьяна в своей мастерской в Провансе с чумазым любимцем, который только что прибежал с прогулки и который и меня тут же принял в свою стаю: облизал с ног до головы :-) Кстати, обратите внимание слева на фото - это не книга, раскрытая на произвольной странице. Это у Тани скетчбуки так выглядят!




art & artists, иллюстраторы и их работы, о моих книгах, work area, materials

Previous post Next post
Up