У рисующих людей часто возникает вопрос - что же лучше: рисовать с натуры или по фотографии. Причем многие готовы признать, что рисовать по фотографии легче, но это, якобы, и каждый дурак сможет. Поэтому надо мучиться и рисовать только с натуры. Другие начинают кричать, что натура - дура, надо вообще только из головы рисовать. Кто-то все это слушает и вообще больше ничего не делает: по фото стыдно рисовать, с натуры не получается, а в голове пусто.
Я такого мнения, что надо все совмещать в разумных пропорциях. Чтобы рисовать из головы, надо сначала эту голову чем-то наполнить. Наполнить ее получается только простым смотрением в сторону предмета, пониманием, анализом и осмыслением. Поэтому самый простой способ это сделать - рисовать с натуры (придумывать самому, как изобразить объект так, чтобы был похож, чтобы структура была узнаваемой и т.д.). Плюс внимательно рассматривать работы мастеров своего дела, задавать им вопросы, если есть такая возможность - учиться видеть (учиться понимать, куда смотреть). Фото - отличная помощь, если пошел дождь и не успел дорисовать натуру. Или если поймал что-то интересной и красивое буквально в последнюю секунду в кадр. Или нашел что-то милое в книге и хочешь непременно сделать частью своей работы. То есть ключевое слово здесь "часть". Если, конечно, ваша техника не заточена под фотореализм, где без фотографии просто не обойдешься. Ну и референсы всякие - их куда проще в виде фотографий найти.
Рисовать можно и нужно как с натуры, так и по фотографиям (тем более по своим собственным!), потому что это просто два разных процесса, которые часто очень хорошо дополняют друг друга. И преимуществ масса. В случае с натурой вам сначала нужно выбрать ракурс и сам фрагмент, который вы хотите зарисовать. Фотокамера это делает за вас - поискал объективом, нажал на кнопку - готова плоская картинка и не надо голову прикладывать, что к чему и как по пропорциям относится. Однако это часто вопрос религии. Если вы обожаете рисовать с натуры, то будете чувствовать себя с фотографией некомфортно. Поэтому вдруг вы не знали, у рисующих с натуры людей такие приспособления для уплощения объемной картинки давно были. Например, еще такие мастера как Дюрер рисовали на небольшом куске стекла точку схода и линии к ней, намечали растр и переносили изображение на холст. Сейчас подобные рамочки из пластика и бумаги продают в специализированных художественных магазинах. Некоторые художники строят себе из полосок бумаги "видоискатели" или покупаю такие, рамочку которых можно двигать и искать мотив для изображения. Вот, к примеру.
boesner / Fluchtpunkt-Motivsucher
Слева:
Derwent Viewfinder Справа:
Gerstaecker Viewfinder
Я бы посоветовала особенно начинающим больше рисовать с натуры - чтобы научиться улавливать характер, свет, придумывать манеру изображения. Просто научиться запоминать и осознанно выбирать объекты для рисования. А фотографию брать только в помощь. Ведь с ней действительно проще, хотя срисовать с нее так, чтобы выглядело отдельной законченной работой с индивидуальным характером, а не копией фото, тоже уметь надо. Повторюсь еще раз, что вообще это вопрос религии. Зазорного в этом ничего нет. Как вам удобно, так и делайте, только все же помните, что натура - она живее и приятнее так же, как живой человек приятнее плоского на фотографии ,-) Ну и потом если рисуете кувшин - его со всех сторон рассмотреть можно и понять его форму, а по фото часто ничего не ясно.
Если у вас вдруг нет возможности купить приведенные выше материалы в профмагазинах www.boesner.com или www.gerstaecker.de - вот вам пара ссылок на амазон на похожие продукты.
The Color Wheel Company ViewCatcher Artist's View Finder DaVinci Artist Viewfinder Другие статьи из раздела "Мелкие советы" можно найти у меня в журнале по тегу
small_tips.