Клиент не столько прав, сколько испуган и можно ли это исправить

Aug 22, 2015 09:00

Буквально в марте я уговорила моего любимого Эрика Шпикермана (пометка на полях: один из последних мировых и при этом живых гигантов дизайна) встретиться со мной в самой соблазнительной обстановке - утром воскресенья в его студии в Берлине, с диктофоном и с беременной фотографом под мышкой.

Эрик произвел на меня совершенно неизгладимое впечатление. Это знаете, как когда на вас вдруг обрушивается гигантская стена из воды потрясающей красоты. И всё, что вы понимаете в последние минуты своей бренной жизни, что вам этого никогда не выпить.

На вопрос о том, нужно ли художнику / дизайнеру / иллюстратору / прокрастинатору (подставьте нужное) образование, Эрик сказал замечательное! Что ему (тому, кто написан в верхнем предложении через наклонную черточку) нужно как минимум несколько образований! Потому что, те же дизайнеры, в отличие от художников, помогают людям решать проблемы, а не разбираются с собственными. А что может посоветовать тот, кто еще сам ничего не видел? Дизайнер - ремесленник, психолог, медсестра и человек на побегушках в одном флаконе. Поэтому чем больше у него образований и опыта, тем круче.

Однако в последние дни я тут сижу и задиристо думаю:"Да? А некоторые так вообще не думают!"

Я сейчас объясню, почему я так издалека зашла, и почему мой лиловый глаз пару последних дней не косит, а дергается. Почти все книги Эрика написаны для НЕдизайнеров. Для интеллектуальных, но обывателей, которые, к примеру, не знают, что засечка и литера - это не рубец на дверной раме под литр водки, но с удовольствием расквитаются с заблуждениями. К примеру, его Stop Stealing Sheep & Find Out How Type Works
(кстати, на немецком книга называется ÜberSchrift
) рассказывает очень простым, темплым, человеческим языком, что такое дизайн и типографика, и где их можно встретить в нашей повседневной жизни. А так же, что следы у них человеческие. Но что делать, с теми НЕдизайнерами, которые совершенно не интересуются общеобразовательными книгами, но рано или поздно все равно становятся нашими клиентами?

Недавно объясняю одному такому кандидату, что фотографии для рекламных кампаний нужно покупать, а ещё лучше делать на заказ по хорошенько придуманному концепту. Не, не надо? Покупаем на стоке? Хорошо, купила. Нет, я только минуту назад загрузила фотАчку. Не, плакат еще не готов. Нееее, фото - это не плакат. Что еще сделать нужно? Сам плакат. Поговорили по душам.

Думаю теперь, не написать ли уже какой-нибудь добрый, хороший пост для заказчиков? Или еще лучше, извратиться и сделать какую-нибудь инфографику о процессе создания печатных вещей с дополняющим алгоритмом:"Если на этом этапе вы знаете, что делать, то уже можете поручить работу своей дочке школьнице." А если без ерничества, ведь есть же нормальные люди, которым правда НЕ понятно, что мы делаем. Но я вот даже не подозревала, что кто-то не знает, что даже самая тщательно подобранная фоточка - только часть плаката. Перед этим был замысел, идея, композиция, сетка, грамотные шрифты. Потом все это надо из состояния эскиза перевести в печатную версию с высоким разрешением, т.е. технически заново выстроить. Поэтому если я покупаю печатную версию фотографии - она пока только материал, а работа лишь начинается.

Нет, мне попались хорошие, добрые люди. Но они ещё никогда в жизни не сталкивались с работой дизайнера и тем более не слышали, кто такой Эрик, что за книги он пишет, и почему он всю свою жизнь бьется за то, чтобы люди начали смотреть по сторонам и понимать, что их окружает мир, сделанный чьими-то заботливыми руками.

В процессе, пока мне приходилось периодически отбиваться от предложений поработать с дочкой-школьницей и сталкиваться с полнейшим непониманием элементарных вещей, я собиралась пару раз огорчиться на тему: "Ну кааааак так можно жить посреди 21 века?", но устыдилась. Просто представила себе, что я прихожу, скажем, к сантехнику, а он сплевывает и матится на меня за то, что я в санузлах и его инструментах не разбираюсь. А может быть даже орет не своим голосом:"Каааак можно дожить до таких размеров и не разбираться в туалетах?"

И вот я теперь все время сижу и думаю, как быть. Ведь должны же люди, далекие от дизайна и клавиатуры, когда-то начать понимать, что создание печатной продукции - это кропотливая работа. Им не обязательно уметь ее делать, для этого есть я. И именно потому что работа эта не самая простая, я хочу, чтобы она тоже оплачивалась.

И еще попутно, всплакнув на горкой пока неоплаченных заказов, мучаюсь вопросом, почему многие без малейшего сожаления отдают бешеные деньги за работу налогового советника, хотя от его профессии все ещё более далеки, чем от моей? Или это и есть ответ? Может слово 'дизайнер' уже слишком домашнее? Дизайн ногтей, дизайн тортов, дизайн причесок... А если профессия звучит как научно-фантастическая абраказябра - она вызывает должное уважение и "надо брать"? У некоторых людей хочется прямо спросить, чем же мы, оформители, так провинились перед человечеством по их мнению?

А если по теме, видимо нужно больше рассказывать. Придумать, как доходчиво объяснять, что дизайн - это ремесло и что этому тоже нужно учиться и уметь. И что нет, я не могу показать на пальцах вашей дочке-школьнице, как это переделать в ворде в случае чего.

Было бы очень интересно услышать мнение недизайнеров, что именно им кажется простым в нашей работе, что кажется странным или ужасным, что смущает и чем сердце успокаивается. Может быть хотя бы тогда обрисовался каркас для поста-инструкции или блок-схемы какой умной. А то я просто в отчаянии. Я не могла понять, чем мои клиенты так напуганы, а все мои расспросы и разъяснения не дели желаемых результатов. Может просто чаще рассказывать, как создаются логотипы, какие программы нужны для их отрисовки, в каких форматах они нужны и т.д.? Или про визитки и флайеры, почему их нужно делать индивидуальными, если вам дорог ваш бизнес. Или может рассказывать подробно, на какие этапы разбита работа дизайнера и иллюстратора?

Картинка для привлечения внимания. Обожаю всякие печатные вещи с бумажной иллюстрацией. Этот плакат из моей папочки на Пинтересте о дизайне плакатов: Design / Posters



design, помоги себе сам

Previous post Next post
Up