Встреча с читателями в Москве и мысли о женском творчестве

Jun 03, 2014 07:51

Встреча с читателями в Москве получилась в этот раз очень уютной. Ещё раз хочется сказать спасибо всем тем людям, кто в субботу, да ещё по жаре 35 градусов и московским пробкам всё-таки добрался до моего мероприятия! Спасибо вам большое! И как приятно, что получилось такое яркое и интересное общение!

Признаться, я немного переживала, что после дня работы на мастер-классе и дороги на встречу просто не осилю огромную аудиторию, как в октябре прошлого года. Поэтому встреча со мной получилась скорее спонтанная и особо нигде не анонсировалась. Уже сидя в аэропорту в накопителе перед вылетом я разруливала с продюсером по книгам - Верой Ёжкиной - организационные моменты, при этом встреча чуть было не сорвалась. И как было приятно, что всё равно всё получилось очень сердечно и интересно!

У меня, к сожалению, совсем нет фотографий с встречи. Поэтому если у вас есть - делитесь :-) Надеюсь, что мы там хоть как-то получились, не смотря на то, что было душно.

Мы очень много говорили об иллюстрации, рассматривали работы, которые люди принесли с собой, говорили о проекте "Бесконечная книга" и моей новой книге "Рисуй каждый день", которая уже готова отправиться в печать и появится в продаже (если ничто не помешает) летом этого года.

Среди прочих интересных вопросов прозвучал один о женском творчестве. Мол, не кажется ли мне, что в моих проектах и сообществах, посвящённых творчеству, участвуют в основном женщины.

Признаться, у меня не сложилось такого впечатления - мужчин-иллюстраторов и художников у нас тоже хватает. Просто обратите внимание, что мужчины в большинстве своём куда менее общительнее женщин и со скрипом признают, что у них есть какие-то проблемы или творческие поиски. Сами виноваты, дорогие мальчики, что вас стало реже и меньше видно! Тот, кто молчит, постепенно исчезает из общественного сознания.

Сам же факт, что сейчас появилось так много рисующих женщин, которые смело заявляют о своём творчестве, меня ОЧЕНЬ радует! Он говорит о том, что у женщин наконец-то появилось больше шансов не только заниматься творчеством, но и становиться более заметными! И, к счастью, речь здесь не о прикладном творчестве и порисуях для домохозяек в негативном смысле этого слова.

Много лет назад у меня состоялась очень неприятная дискуссия с одним питерским иллюстратором. Он мне "тычил" в нос тем, что якобы искусство всегда было мужским уделом, и очень язвительно спрашивал, много ли я знаю знаменитых женщин-художниц или иллюстраторов. Меня столь чёрное незнание материи, естественно, срашно удивило. (На всякий случай уточню, что я не думаю, что ВСЕ мужчины художники-иллюстраторы такие узколобые. Я говорю о частном случае. О высказывании, которое в силу знаменитости личности автора, попыталось стать общественным мнением.)

Человек как будто не знал, что вплоть до 19го века женщин обучали мастерству материнства и домохозяйничества, запрещая учёбу в любого рода академиях - художественных или научных. Женщин просто не пускали дельше кухни и детской люльки!

Если на женщину обращали внимание как на художницу, можно было смело исходить из того, что она была дочерью кого-то из творческих ремесленников. Например, любимая придворная художница французской королевы Мари-Антуанетты - Мария Виже-Лебрён была дочерью художника. Она могла только пользоваться уроками отца или советами его товарищей-художников. И до сих пор о ней пишут, что ну да, вполне сносно, даже профессонально рисовала "девочка", но лицензии на профессию у товарищницы не было! Вот-вот, потому что её только мужчинам выдавали! Если бы Виже-Лебрён не была любимицей королевы, то и её имя кануло бы в Лету!



Слева - автопортрет Виже-Лебрён, справа портрет Марии-Антуанетты её кисти.

Ещё один более ранний и яркий пример - Мария Сибилла Мериан, которая уже в 18 веке заявила о себе. Здесь была такая же история. Мало кто знает, что она была дочерью ремесленника - гравёра и книгоиздателя. И только потому, что она была из "простого народа", к ней не цеплялись и не кусали так, как женщин-художниц из высших сословий.

Её отец умер очень рано, художественным воспитанием девочки занялся отчим - художник. Она всю свою малолетнюю жизнь прожила среди творческих людей. Мария Сибилла была чуть ли ни одна из первых женщин, которая не просто рисовали "дамские" акварельки с жуками и бабочками, но посвятила себя серьёзному изучению природы. До неё никому не приходило в голову связать простые вещи, что гусеница и бабочка - это разные стадии жизни одного существа, а не разные существа принципиально. Она одной из первых поняла, что как женщине ей будет тяжело пробиться на этом поприще - поэтому она часто "хитрит". Её работы в первую очередь декоративны (всем же понятно, что на одном прекрасном кусте роз не сидели одновременно личинки, гусеницы, бабочки, жуки и птички). При этом её работы очень художественны и одновременно научны. Она бросила мужа и воспитывала в одиночку двоих детей. На последние деньги, в надежде заработать на своих экзотических рисунках и препаратах, пустилась с одной из дочерей на отважное путешествие в Америку и чуть не погибла там. Но её затея принесла ей и имя, и желаемые доходы. Мария Сибилла так же зарабатывала на жизнь уроками акварели у дам высших сословий, сама занималась изготовление красок, а так же продажей своей графики и засушенных насекомых.




А Берте Моризо? Многие коллеги до сих пор думают, что это мужчина-импрессионист, потому что французское начертание имени - Berthe Morisot. Причём там на дворе был уже 19й век, индустриальная революция и много ещё чего. Но даже у неё не было "официального" образования - только частные уроки живописи. И как знать, узнал бы кто-то её имя, если бы она не стала женой брата знаменитого прародителя импрессионизма - Эдуарда Мане.



Слева - портер Берте кисти Эдуарда Мане, справа - работа Берте.

А та же Фрида Кало? Никогда не забуду, как мой профессор по истории искусства возмущался, что все забыли монументальную живопись её мужа и наставника - Диего Риверы, хотя он задолго до неё был уже признанным мастером и знаменитостью. Мол, чего все прикопались к этой, цитата, бездарной и больной Фриде и носят её на руках. Да потому, что Фрида была и талантливой, и самобытной! И она стала символом! Когда она посмотрела на творческих женщин всей планеты с обложки Вога интересным, ярким и уверенным лицом, многие перестали бояться расправлять крылья! И опять-таки, где бы была Фрида, если бы ни папа-фотограф, муж-художник и их творческие связи? То-то же. А на дворе уже был 20й век...

Женщин элементарно не пускали в "официальное" творчество! И даже если пускали - с большими оговорками.

Плюс мужчины не вынашивают детей и по-прежнему не занимаются их воспитанием столь интенсивно, как женщины. В женской жизни, не будем сейчас спорить о том, прекрасны дети или нет и чей они смысл жизни (почему не мужской?), отламывается на семью и её поддержание огромный кусок жизни. Отламывается от того времени саморазвития и самоопределения, который остаётся мужчине практически в полном объёме.

Поэтому сам тот факт, что женщины стали смелее говорить о себе, больше показывать своё творчество, становиться художницами и иллюстраторами, а так же писать книги о творчестве говорит не о том, что дамы "орозовили", "обесценили" искусство, серьёзное и сильное по определению только в том случае, если оно мужское. Но о том, что человечество наконец-то продвинулось на шаг вперёд. Получило в свою копилку весь тот женский художественный запас, который по злобе, незнанию, зависти или твердолобию не пускали в мир. Не пускали люди, как мужчины, так и женщины, которые просто боялись конкуренции или опасались, что удобный, привычный мир, поддерживаемый женскими руками, вдруг пошатнётся. При том у женщин и так очень короткая профессиональная жизнь, которая часто прерывается или полностью обрывается в силу банальных физиологических особенностей и связанных с ними обязанностей.

Так что, как я сказала на презенации, сама сидя в тельняшке :-), - нас много и мы в тельняшках. И, к счастью, на свете куда больше мужчин и женщин, которые не разделяют между мужским и женским творчеством, но смотрят на одарённость художника, манеру исполнения его работ и на умение очаровать зрителя :-)

travel, мужчины и женщины

Previous post Next post
Up