Ещё раз о керамике и немецкой системе образования

Nov 15, 2013 10:21

Я вчера очень пожалела, что пришла на курс керамики совершенно неподготовленной, хотя у меня было предчувствие, что надо хотя бы пересмотреть мою подборку вдохновительной керамики и подумать над тем, что можно сделать. Но я решила, что раз мы там всё равно, наверняка, будем для начала лепить какие-нибудь конусы и шары, надо пока оставить идею придумать что-то своё. Курс будет идти до самого лета, но всего 2 раза в месяц по 3 часа. Т.е. между занятиями обычно перерыв в 2-2,5 недели. А для новичка это очень много. Мало того, что ничего не знал, так ещё всё забыл к следующему занятию.

Надо было хотя бы впомнить, что я же хотела научиться вот так (это сильно на будущее при моих сегодняшних умениях :-)). Это работы Софи Вудроу (жмите на имя, там откроется в новом окне мой старый пост о её работах и небольшой фильм).


В программе курса было очень коротко описано, что мы получим на занятиях глину, разные инструменты для работы, что там есть всякие подставки, три печи для обжига, т.е. полноценная мастерская с обустроенными рабочими местами. У меня была установка, что мне сначала расскажут хоть что-то, что я получу хотя бы какие-то азы, чтобы приступить к работе. Но мне и в этот раз повезло, как утопленнику.

У немцев куда не сунься учиться - натыкаешься на одну и ту же установку. Им всё кажется, что начать что-то учить с азов и правил - дико скучно. Помню, как много лет назад я впервые столкнулась с этим убеждением, когда пришла здесь, в Германии, учиться на графдизайнера. Иногда просто рыдать хотелось от их "это же скучно"! Я пришла туда осознанно, взрослым человеком - мне не было скучно и принудительно, я хотела чему-то основательно научиться и от беспомощности иногда просто задыхалась. Я не училась для мамы с папой, а для себя! Мне дико не хватало для начала каких-то руководств к действию. Но нет, нас частенько бросали в глубокую воду, чтобы научить плавать - кто утонул, сам дурак. Пришлось учиться плавать: сначала по-собачьи, потом на спине, потом брасом :-)

Например, когда я училась на графдизайнера, у нас в одном из курсов по типографике была тема "Художественная книга" - артбук т.е. Я обрадовалась возможности научиться такому, потому что никогда до этого не делала книг, тем более художественных, и понятия не имела, с чего начать. Как всякий приличный студент-желторотик я стала распрашивать профессора, что и как. Как планируются книги? Как рассчитывается толщина корешка? Как подбирать бумагу? Как самой склеить книгу? Как создаётся сетка страниц? Как выбирается шрифт? Какие есть пропорции и общепринятые форматы и что почитать по этим вопросам? Как рассчитать количество страниц, как планировать количество иллюстраций? Пофессор Цигенфойтер, к которому я записалась тогда на курс, считался у нас просто гением - гремучая смесь свободного художника, типографа и аккуратного графдизайнера. У кого, если не у него, учиться книжному делу по теме "Художественная книга"?

И что, думаете он ответил мне хотя бы на один вопрос или хоть как-то помог? Я проходила туда почти весь семестр и... бросила. По его мнению я забивала свою голову всякими техническими глупостями в то время, как надо было сначала интересную идею найти. Можете себе представить степень моего чувства безграничной беспомощности? Я пишу эти строки и меня снова, по одним только воспоминаниям, накрывает волной тогдашней паники. Я хотела научиться сначала каким-то азам. Потому что даже самая хорошая идея без должного технического исполнения - ерунда! Всего лишь фантазия, которая у студентов часто помирает с окончанием учебного года...

Так вот, прихожу я вчера на курс керамики. Наш преподаватель - Барбара. Сухонькая женщина 60+, художница-автодидакт. Представляется и говорит:"Я преподаю уже больше 30ти лет и решила, что хватит начинать с азов и бороться со свойствами глины, прежде чем приступить к работе. Берите кусок и дерзайте..."

Можете представить себе моё дежавю? У меня внутри всё перевернулось. Такое гадкое чувство, когда ты, взрослый человек, снова чувствуешь себя махоньким, ничтожным и беспомощным... Но я очень быстро пришла в себя, потому что уже знаю как с этим бороться - наблюдать и спрашивать любые глупости, и потому что мне больше не 20 :-)

Поэтому я решила так. Это чувство беспомощности - здоровое и нормальное в моей ситуации. Я первый раз в жизни вижу этот кусок глины и эту мастерскую. Поэтому я отрезала себе кусочек от большого блока и стала мять в руках...

Через некоторое время быстро заметила, что у меня руки горячие, и глина сохнет на глазах. Ааааа! Попробовала одну форму, другую, третью - сломала. Глина сохнет... (Остальные в это время тонну каких-то безделушек наделали.) А потом просто стала спрашивать Барбару - нашу учительницу, как мне оживить глину (она тут же притащила мне мокрое полотенце и завернула мои обломки в него - через некоторое время я их снова пустила в дело :-)), сколько воды в неё можно добавить (а не надо добавлять воду, и шликер мне пока запрещён к использованию :-)). Потом стала спрашивать, как мне слепить то и это и стала с увлечением ваять осьминога-мутанта. Т.е. сначала подумала над темой, нашла идею, как когда-то советовал профессор Цигенфойтер, и дело пошло :-) Барбара ещё пару раз подходила ко мне, давала какие-то советы, с увлечение сама добавляла какие-то детали моей скульптурке. Призналась, что у неё самой сейчас фаза - она балдеет по морским формам.

И потом, у неё глаз уже намётан по поводу учеников. Она мне сразу сказала:"Я вижу, что ты не хочешь лепить тарелочки или горшочки, у тебя душа больше к другому лежит." Или:"Я вижу, что пролностью гладкие поверхности - это не совсеми твоё, попробуй со структурой, повыдавливай что-нибудь какой-нибудь палочкой с круглым концом - тебе интереснее будет". И оказалась права!

Так что у меня теперь установка на следующее занятие сделать несколько вещей, которые я давно хотела сваять из керамики - пёрышки и одутловатых птичек, осьминогов и винтажных ныряльщиков. А потом уже двигаться вот в этом направлении - я ведь теперь могу распросить у профессионала, как мне повторить такие формы и структуры, чтобы научиться самой и приступить к фигуркам собственного дизайна.

Софи Вудроу - я про неё здесь писала: http://conjure.livejournal.com/998912.html


Лорна Фрейзер - я здесь про неё писала: http://conjure.livejournal.com/1001455.html


Кстати, всего за 3 часа занятий я узнала вчера, как делаются вот эти вещи Паулы Валентим, которые я уже показывала здесь: Камни своими руками. Другое дело, что мне ещё надо много чему научиться, чтобы дойти до этой стадии "берём то и это и получаем".



Реально нужа гипсовая форма для двух частей камня. Сначала из куска глины раскатывается лепёшка, но такая, чтобы у неё была по всему формату одинаковая толщина. Для этого берём 2 рейки одинаковой толщины, кладём между ними кусок теста глины и раскатываем прямо поверх реек обычной скалкой.

Берём заготовленную гипсовую форму. Кладём на дно листик или цветочек. Берём раскатанную лепёшку и вминаем её аккуратно в подготовленную гипсовую форму, лишние края аккуратно обрезаем ножом. Гипс впитывает в себя всю лишнюю влагу, глина быстро отстаёт от формы. Листики можно просто убрать, когда вынимаешь объект из формы. Они работают в данном случае как штамп.

Две части будущего камня промазываем шликером - своего рода цемент: раствор из глины, небольшого количества уксуса и воды. Разглаживаем края, даём предмету подсохнуть, отправляем в печь (про градусы я ещё не в курсе, т.е. при какой температуре обжигать). Когда знаешь и умеешь - ларчик просто открывается. Ещё бы научил кто-то выливать гипсовые формы. Никто не хочет меня в ученики? Я хорошая :-)

Подборка моей керамики и мысли о ней по тегу: керамика

разные культуры, керамика, об учёбе

Previous post Next post
Up