Новый быт

Jul 03, 2024 14:50

"Главной «составляющей успеха» советской женской эмансипационной политики 1920-х годов была борьба за «новый быт», при котором, в идеале, часть женских обязанностей должны были взять на себя такие советские учреждения, как детские ясли, общедоступные прачечные, столовые, где должны были питаться все члены семьи («вырвать женщин из-под гнета «кухонного рабства»). Вовлечению женщины в общественную жизнь должны были способствовать развитие коллективных форм быта, изменение внутрисемейных взаимоотношений, разрушение старой патриархальной семьи. Однако очень скоро стало очевидным, что работы по становлению предполагаемых в поддержку «нового быта» учреждений очень серьезно пробуксовывают или, если сказать точнее, -  декларируемые предприятия не работают вообще.

В ситуации неработающих институций, которые должны были помогать женщине совмещать заботу о детях и домашнем хозяйстве с общественно-полезным трудом, «раскрепощаемая» оказывалась в крайне амбивалентном состоянии. В этой ситуации, если она соответствовала идеалам «новой советской женщины» и участвовала в общественной жизни, то часто получала, как сообщалось в рубрике «сообщения с мест» на страницах женской периодики, обидное прозвище «бездомовница».

Таким образом, ранние советские культуртрегеры предприняли слабую попытку хотя бы немного привлечь мужчин к выполнению части домашних дел. В официальном дискурсе тема привлечения мужчин к выполнению женских обязанностей не фигурировала никаким образом, она лишь иногда проскальзывала как некий вариант семейного поведения в «бытовых» рассказах - «зарисовках из жизни» (по сути, скрытая пропаганда «нового быта»).

Необходимо отметить, что в целом мужчины резко негативно реагировали на проводимую Советами эмансипационную политику, а решаемые в рамках нее «женские вопросы» откровенно не считали сколько-нибудь важными. «Заниматься с бабами» считалось достаточно унизительным для мужского достоинства делом, причем такого мнения придерживались в том числе и коммунистические лидеры на местах. На страницах журнала «Красная сибирячка» периодически освещался вопрос о том, что даже мужчины-руководители, партийцы не воспринимали работу женотделов, собраний делегаток серьезно. Как считали сами женщины-активистки, мужчины лишь терпели работу по раскрепощению женщин, так как съезд партии обозначил ее как особо важную.

Работу женотделов зачастую презрительно называли «бабьим делом», сами женотделы «крайбабами», «центробабами», «бабкомами» (см. информационные сообщения «с мест» в журналах «Красная сибирячка», «Сибирская деревня» и т.д.).

Так, например, в материалах обследования дел «на местах» сообщалось: «В Бийском округе на делегатском собрании, которым руководил почтарь, член партии, он бросал беседу с делегатками на полуслове, когда подъезжали лошади, и уходил».
Еще более сложная обстановка складывалась в районах с преобладающими коренными народами Сибири. В отчетах из Ойротской автономной области отмечалось, что главным препятствием в вовлечении женщин в общественную работу являлось «отношение алтайцев к женщине как к нечистому существу, не человеку. Это алтайское отношение к женщине передается и русскому населению. Русские мужчины не видят в женщине равного себе человека»."

Мария Васеха
Попытка перераспределения домашних обязанностей в советской кампании по «раскрепощению» женщин, или провал идеи равенства полов
* * *
"Вам уже сто лет как все права дали" и прочие сказки народов мира.

"Необходимо отметить, что в целом мужчины резко негативно реагировали на проводимую Советами эмансипационную политику"... И многие женщины тоже. ЖГС, внедряемую веками, за каких-то пару-тройку десятилетий вытравить невозможно. А вот откатить назад все немногочисленные успехи - легко.

Советский Союз, родная история, из чего только сделаны...

Previous post Next post
Up