О конфессиональной принадлежности домашних животных. (Опыт прикладного религиоведения)

Nov 15, 2023 21:07

А вечерний котик сегодня будет не картиночный и не киношный, а текстовый.
Ну и немного собачек заодно.

* * *
Знаменитый этолог Виктор Рафаилович Дольник в одном из своих интервью заметил, что, в то время, как  человеческие общества поразительно напоминают, по своей структуре  и системам взаимодействий, стаю павианов, отношения между домашними животными и человеком следует уподобить отношениям между человеком и Богом.

И в самом деле, для наших питомцев мы существа непостижимые - по крайней мере, в их опыте вряд ли присутствует подходящий понятийный аппарат, чтобы понять, чем хозяин занимается, откуда берет еду и всякие классные ништяки и тому подобное.
Это не мешает нам общаться - но не исключено, что в собачьем и кошачьем виденье имеется хорошая доля Credo ad absurdum.
В таком случае, интересно было бы разобраться к каким именно конфессиям принадлежат  наши четвероногие питомцы.

Я убежден, что собаки, несомненно, монотеисты, которые видят в своём хозяине  всемогущее, совершенномудрое существо, подателя всех благ, в любви, доверии и служении которому и состоит смысл жизни.
Собаки вообще тверды в своём единобожии, но у овчарок он принимает форму фанатизма.

Кто хоть раз видел выражение собачьей морды в ответ на "Ну и зачем ты, скотина этакая, разодрал диван?!" , тот согласится, что на ней читается:
"Увы мне, многогрешному! Горе мне, окаянному! Не смею же взирати на небо, да плачуся дел моих горько!"
А такса, оглядываюшаяся на  своего хозяина на пешеходном переходе, явно пытается сказать: "Веди нас прямым путём, путём тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших."

Думаю, что ревность в единобожии, свойственная собакам, не ускользнула от внимания людей.
Характерно, например, что Доминиканцы на протяжении столетий гордо несут прозвище "Псов Господней" (Domini Canes).
Ну согласитесь, что трудно себе представить монашеский орден, который гордился бы званием "Котов Господних"!

Ведь кошки это, бесспорно, язычники-анимисты.
Они видят в нас духов-хозяев дома, духов-покровителей места,  т.е. тех, кого римляне называли Genius Loci и изображали держащими в руках рог изобилия или патеру, т.е. миску (Sic!) для возлияний.
При переезде в другую местность язычники, что логично, начинают поклонятся духам этой местности.

Короткими и громкими молитвами коты обращаются к духам с насущными просьбами.
Подобно зулусам, которые (см. Э.Тайлор,  "Первобытная культура")  взывают к духам: "Отцы нашего дома! Скота!"; "Отцы нашего дома! Счастья и здоровья!"; "Отцы нашего дома! Детей!".........."Отцы  нашего дома! Whiskas!" добавим мы.
Если вы утром проснулись и увидели возле вашей кровати разодранную птичку или мышь, то знайте, что ваш кот решил принести часть своей добычи как благодарственную жертву своему духу-покровителю, дабы умилоствить его и обеспечить удачу на следующей охоте.

Среди язычников всех концов света очень распространено поверье, что потеревшись об идола, можно приобрести здоровье или плодовитость.
Но не стоит также забывать, что если духи не отвечают на призывы о помощи (например, во время голода), то идола можно, например,  и поцарапать, чтобы он лучше прислушивался к молитвам. Это тоже крайне распространённый языческий ритуал.

Наконец, упрекать кота за украденную колбасу, также же бессмысленно, как упрекать Геракла за похищенные золотые яблоки Гесперид.
Ведь концепция "греха" язычникам абсолютно незнакома.
Автор Семён Коган

чужое_творческое, котэ

Previous post Next post
Up