Как вы смеете

May 17, 2022 10:02

Интересное утро у меня получилось с фейсбучной френдлентой.
Ею мне принесло пост психолога Ольги Нэлт "Немножко профессиональных рассуждений о текущих событиях - и о нас в них".
Для тех, у кого фейсбук не открывается, текст ниже.

* * * * *
[Spoiler (click to open)]
С острой травмой современная психотерапия работать умеет. С ASR, ASD, ПТСР, К-ПТСР, с комбатантами, с беженцами, с эмигрантами...
Для той ситуации, в которой два месяца назад обнаружили себя многие граждане нашей необъятной родины, не имеющие возможности ее покинуть, готовых решений мало.

Думаю, многим первым в голову приходит Виктор Франкл, но и он тут годится лишь частично (с одной стороны, мы, к счастью, даже хоть сколько-нибудь близко не подошли к тому ужасу, с другой - у нашего трэша свои особенности, требующие какого-то нового решения).
Итак, вкратце, чем характерна наша ситуация?

1. Длящийся сильный стресс. Ну, и безопасность, само собой, нахрен порушена.
2. Отсутствие временных ориентиров того, сколько он продлится. Как следствие, его сложнее выдерживать, а также невозможно рассчитать силы.
3. Травматическая ситуация не уходит и не смягчается, только все больше эскалируется.
4. Очень мало надежды (оптимистичная формулировка) на изменения к лучшему. 
5. Переживание надругательства над прошлым, растоптанного настоящего и уничтоженного будущего.
6. Огромная негативно окрашенная неопределенность и, как следствие, короткий горизонт планирования.
7. Переживание себя "на оккупированной территории".
8. Разобщенность. Подозрительность (неизвестно, кто что думает, кто напишет донос и т.п.)
9. Стыд принадлежности и невозможности что-то изменить.
10. Отсутствие права говорить о своем страдании (в т.ч. активно насаждаемое и поддерживаемое социумом).
11. Отсутствие надежды на сочувствие (также активно поддерживаемое, напр., соцсетями: "Так вам и надо", "Что вы ноете", "Людей бомбят, а вы вообще молчите там, убийцы").
12. Сильнейшее давление как изнутри страны, так и снаружи.
То есть, какой-то безопасной не враждебной гавани нет в принципе, или она ничтожно мала перед лицом враждебных сил.
13. Поражение в правах (визы, карты, счета, доступ к сайтам, программам, приложениям).
14. Т.н. cancelling (исключение из профессиональных, спортивных, научных, творческих сообществ).
15. Сильнейший газлайтинг.
16. Навязывание коллективной ответственности.
/Я бы сказала, что россияне приблизились к пониманию того, как евреями переживается антисемитизм, но нет, до тех высот, по моим ощущениям, еще, кажется, не дошло. По крайней мере, погромов нет и в учебные заведения за пределами РФ, кажется, еще принимают./
17. Страх, переживание опасности и ужаса.
18. Бессилие, беспомощность, тревога, депрессивное состояние.
19. Разочарование, безнадежность, потеря смыслов.
20. Как следствие, обострение всех наших К-ПТСР и прочих травм развития.
21. Начинаются проблемы с идентичностью.

АПД. 22. Расщепление: переживание боевых условий и краха прежней жизни в контрасте с абсолютно мирным окружением и как ни в чем ни бывало продолжающимся течением жизни вокруг.
Ну, и так далее.
Итого, обобщая всю эту красоту (самой не верится, если честно, в такой джек-пот), я пока прихожу к следующему выводу.

Больше всего происходящее похоже на травму ребенка из сильно неблагополучной семьи с абьюзивными родителями.
Он, в общем, никому не нужен, до него нет дела, его бьют, он сам же в этом и виноват, никто не защищает и не утешает, плакать опасно (увидят - будет хуже), звать на помощь тоже опасно, да и бесполезно. Вместо сердобольных соседей - бессердечная ювенальная юстиция, готовая сдать в концентрационный детский дом и там замучить окончательно.

Вишенка на инфернальном тортике - этот ребенок в глазах социума еще и агрессор и исчадье ада. Не помню, были ли такие кейсы в реальности или нет, а в литературе попадалось, кажется. (АПД. Вспомнила в связи с этим про одну из дочек Цветаевой, ассоциируется почему-то у меня ее ужасная судьба с этой историей).
Итак, кто виноват - ясно. А вот что с этим делать?
Не знаю, как вы, а я пока дошла только до осмысления "случая", и о способах работы с ним еще не думала сколько-нибудь подробно.

Навскидку кажется, что надо таки подходить к этому с линеечкой работы с К-ПТСР, неглектом, абьюзом и буллингом, перечитать Окландер и что-нибудь про работу с жертвами эмоционального насилия. И удавиться И порадоваться, что хотя бы физическим насилием и непосредственной физической же угрозой жизни конкретно в этом случае заниматься пока не надо.

Еще АПД. По пп.10-11 (очень нехорошие, кстати, пункты, если говорить о последствиях) нужно что-то такое, о чем говорил Питер Левин: свидетельствование, называние, арт-терапия, подтверждение, легализация и нормализация чувств. В т.ч. все эти "с тобой действительно так нельзя, ни с кем нельзя", "нормально и естественно все это чувствовать", "это действительно ужасно" и пр.
А по п.19 - таки Франкл, да...

* * * * *
Ну, о том, что в комментарии немедленно набежали писать, что всё это "перекладывание ответственности" и "не надо снимать с себя вину", и "вы просто трусливые и ленивые", и вспоминать пресловутый Майдан как "а вот народ вышел и сделал сам-сам-сам" - можно даже и не говорить. О том, что на вопросы типа "ну вот белорусы вышли - и что?" ни одного внятного ответа так и не последовало, тоже. Это понятно и ожидаемо.

А вот что лично мне хотелось бы отметить - так это то, что меня, честно скажу, сильно радует увеличение количества подобного рода постов и статей. Вчера (тоже френделнтой), например, принесло статью схожей тематики, но ссылку на нее я давать не буду, потому что минимум половина статьи там на статью, пардон за каламбур. Нагуглить при желании можно по части заголовка "Наказать всех русских. Психиатр Виктор Лебедев" (имейте в виду, что я без понятия, не иностранный ли агент СМИ, которое эту статью публиковало). И еще много-много-много подобных разборов ситуации, и все больше и больше, и это хорошо. Хорошо, что безоглядное вырывание волос первых пары недель схлынуло, и во все большем количестве голов стала появляться мысль "Так, стоп, а какого хрена?".

И я тут не о тех, кто "раз вы так - а пойду-ка я в лоялисты и начну одобрять то, что два дня назад осуждал", это как раз все та же часть все той же психологической травмы, побег от осуждающего страшного мира обратно к условно сильному абьюзеру, который "да кому вы нужны, кроме меня, вот видите, вас ненавидят все, кроме меня, а что иногда бью - ну так это любя". Я именно о тех, кто остановился, вдохнул-выдохнул, огляделся вокруг и задумался.
Именно их становится все больше, и это радует. Ну, насколько это слово в принципе применимо в текущей ситуации.

хроники пиздеца_иные

Previous post Next post
Up