- Галина Андреевна. - позвал спокойный голос, - Просыпайтесь, голубушка. Ну же!
Галина Андреевна так и поступила. Прямо у её постели сидел черт.
- Проклятое божоле...
- Нет-нет, - заверил её чёрт, - То есть в некотором смысле да, но не в том, о котором вы подумали. Вы умерли, Галина Андреевна.
- Проклятое божоле!
- Это да, - вздохнул чёрт, - Ладно, у нас много дел, пойдёмте!
Галина Андреевна послушно встала и вдруг поняла, что у неё ничего не болит. Кажется впервые в жизни.
Чёрт нетерпеливо переминался с ноги на ногу и поглядывал на часы.
- Мы опаздываем, пойдёмте скорее!
- Куда теперь-то можно опоздать?! - не удивляясь тому, что оказалась одетой
и спеша по коридору за чëртом, поинтересовалась Галина Андреевна.
- На урок! Вы же учитель.
- А как же... котлы, пытки?
- Если хотите, можем устроить, - чёрт резко остановился и посмотрел на неё с интересом, - Выбирайте, котёл или преподавание? Выбор за вами.
- Преподавание! - ответила быстрее, чем подумала Галина Андреевна.
- Тогда нам сюда, - чёрт указал на дверь
с цифрами 666 и надписью литература. - Но должен вас предупредить. Это самые неблагодарные ученики в вашей жизни.
- Думаю я справлюсь...
- И урок будет длиться вечность.
- Это лучше чем вечный котел...
- Справедливо. Ну что же, я вам помогу немного, а потом вы сами, - чёрт с какой-то даже нежностью стряхнул с плеча учительницы невидимую пылинку. - Ну,
с богом!
Чёрт вошёл в кабинет первым. Галина Андреевна следом. Она оказалось в своём классе! В том самом, где провела тридцать лет!
Галина Андреевна посмотрела на учеников. Дети, как дети. Только... Что-то с глазами. Ей почему-то не удавалось сконцентрироваться на лицах...
- Итак! - объявил чёрт, - Это ваша новая учительница литературы. И начнём мы
с Горького!
По классу прошёл разочарованный вздох.
- С чего именно? - шёпотом уточнила Галина Андреевна.
- "На дне", конечно, - улыбнулся черт.
Учительница начала разбор своего любимого произведения. Дети молча слушали. Чёрт внимательно следил за уроком.
- Лучшие русские писатели давно уже пытались создать тип мудрого сердцеведца
и руководителя совести человеческой, и каждый художник разрешал эту задачу по-своему, - уверенно и чётко рассказывала Галина Андреевна. - Например Толстой создал Акима во "Власти тьмы"...
- Неправда ваша! Вовсе не это...
- Молчать! - страшно взревел чёрт и даже пыхнул дымом, - Слушайте учителя! Учитель лучше знает!
Галина Андреевна смутилась, восстановила мысль и продолжила.
- Достоевский же создал старца Зосиму в Братьях Карамазовых. С той же целью, как...
- Слыхал, Фёдор?! - засмеялся кто-то из детей, - Слыхал как оно было-то на самом деле?!
- Молчать! Молчать я сказал!
Дети утихли. Галина Андреевна продолжила.
- И что же хотел нам сказать Горький через фигуру Луки? Очевидно автор говорит нам, что...
- Ну хватит! - взмолился кто-то из детей, - Не могу я больше этот бред слушать! Что я хотел сказать, то и сказал, а это... это... ересь какая-то!
- Молчать! Ещё слово и в котёл суну! - взревел чёрт, потом мило улыбнулся учительнице. - Продолжайте, пожалуйста,
у нас ещё вечность впереди!
Галина Андреевна вдруг поняла, что за ученики перед ней и похолодела. Лучше уж котëл...
Рагим Джафаров