Jun 21, 2018 11:18
О. И еще улов из дайрей - о пресловутом позитивном мышлении. Очень интересные нюансы обозначены.
* * * * *
О «позитивном мышлении», как таковом, впервые заговорил в середине 1960-х некто Роттер, американский психолог. Суть его теории состояла в том, что те люди, которые берут на себя ответственность за произошедшее с ними, в целом являются более успешными, в сравнении с теми, кто обвиняет внешние обстоятельства.
Еще один американский специалист Селигман продолжил копать в этом направлении. «Копал» от души, начав с наблюдения за собственным парализованным отцом, быстро потерявшим интерес к жизни. «Выученная беспомощность» - такой термин предложил Селигман - под влиянием неприятных воздействий мы, в большинстве своем, приходим к выводу «усилия бесполезны» и сдаемся, лишая себя возможности избежать страданий даже в том случае, если таковая появится.
Дальше - глубже. Развивая тему, при всей ее неоднозначности, ученые сошлись хотя бы в том, что оптимисты дольше живут и легче выздоравливают. Современная нейробиология, в целом, также подтверждает влияние повседневных мыслей на активность мозга.
И все хорошо, если бы, (как и в случае с виктимологией) не большое количество людей, изучающих любой предмет
а) поверхностно;
б) активно додумывая;
в) жопой.
Сейчас все чаще идея «позитивного мышления» выглядит так:
...С тобой это случилось? Ты сам притянул это. Виноват только ты. Бери ответственность на себя. Тебе было это надо. Подумай, для чего оно тебе. Нет, никто, кроме тебя не несет ответственности за случившееся. Это неправда, что ты хочешь по-другому, хотел бы - получил бы. Значит, в глубине души...
Слышали такое? Наверняка.
И вот тут как раз все перечисленные а, б, в. Сразу, оптом.
Говоря о позитивном мышлении ни один ученый не говорит о вине. Перечитайте. Ты берешь ответсвенность не равно ты виноват. Перечитайте еще раз. Это, без иронии, сложно, я напишу капсом: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕ ПРИРАВНИВАЕТСЯ К ВИНЕ.
Давайте с примерами. На пальцах.
Девочка Маша, 19 лет, хорошая девочка, студентка. Маша переходила дорогу и ее сбила машина. Маша переходила дорогу на зеленый свет и в положеном месте. Водитель был пьян, сбил Машу, она в больнице, три месяца на костылях, заваленная сессия. Пока Маша лежит в больнице - ее мальчик находит другую девочку.
К Маше приходит подруга Света и говорит: надо мыслить позитивно.
Ты, Маша, просто не хотела сдавать сессию. И отношений на самом деле не хотела. Но сказать об этом прямо ты зассала, Мария, поэтому притянула к себе этот несчастный автомобиль и всю аварию. Так что не понимаю, что ты ноешь, все хорошо.
И вот тут, мне кажется, будет справедливо, если девочка Света получит от девочки Маши костылем в лоб. И полным собранием сочинений товарища Зеланда - по лбу.
И, для сравнения, приходит к Маше девочка Ира и говорит.
Маш, это все, конечно, неприятно и больно. Но что ты можешь с этим сделать? Например, ты можешь лучше подготовиться к сессии. И подумать, нужен ли тебе человек, который так быстро нашел себе другую, да еще и в такой ситуации.
Чувствуете разницу? Вина и ответственность.
Еще одна проблема интерпретации «позитивного мышления» большинством - отрицание негативных эмоций и их пользы. Отрицание права чувствовать себя несчастным. Отрицание права на боль.
Будь позитивен, сука. Улыбайся и маши.
В своей книге «Улыбайся или умри: как позитивное мышление одурачило мир» («Smile or Die: How Positive Thinking Fooled America and the World») Эренрайх вспоминает, что, когда у нее обнаружили рак груди, некоторые знакомые совершенно серьезно советовали ей сохранять оптимизм и даже принять свое состояние как «дар», увидеть в нем новую возможность. «В интернете я наткнулась на предложение прислать мне розового плюшевого мишку. И я вдруг почувствовала, что мне не страшна смерть, но невыносима идея умереть с розовым мишкой в руках», - вспоминает она.
(с)
Весь спектр эмоций необходим человеку. «Забивая» их, запрещая себе, занимаясь отрицанием, по сути. Своей же природы, мы не причиняем себе пользы, а наоборот. Выплаканные слезы принесут облегчение скорее, чем слезы задушенные.
Вера в силу позитивного настроя может помешать трезво оценивать наши возможности, поступки и происходящие события. Разумеется, сохранять присутствие духа важно. Но важно и другое: понимать, что любое чувство - это сигнал со стороны организма. Отвергая его, мы можем потерять контакт со своими истинными потребностями и желаниями.
Почему я говорю об этом прежде, чем говорить о виктимологии?
Для меня проблема адептов «позитивного мышления» сродни проблеме «виктимологов».
Общее у них, помимо поверхностного мышления и недостатка информации - ЖЕЛАНИЕ ОБВИНЯТЬ.
(Отдельная благодарность к.псх.н. Юрковской Анастасии Николаевне за консультацию по вопросу)(с) Наташа Че
общество