Константин Соловьев, "Геносказка"

Sep 22, 2016 09:13



Итак, я дочитала и попытаюсь, как обещала, написать что-то типа отзыва. Отзывы я, как известно, писать не умею, поэтому будет немного сумбурно.

Во первых строках хочу выразить благодарность пану Анджею Сапковскому. Да, внезапно :) Эту мысль я думала все время, пока читала, да и высказывала ее в той или иной форме уже не раз. Но высказывала вскользь, между делом, а тут хочу попытаться ее развернуть.

Авторы вроде меня или Соловьева, в общем, должны быть ему благодарны по гроб жизни - потому что он первым сделал то, что такие, как мы, давно (сознательно или нет) хотели, причем сделал не тихонечко и осторожно, а прямо, неприкрыто, напролом. И главное - у него получилось. Я, само собой, имею в виду тактику "новое прочтение старых сюжетов", каковая имеет место и в "Геносказке", что хорошо видно по названиям составляющих ее частей.

Да, наверняка робкие попытки "пасхалить" встречались и раньше, однако в таких бессовестных масштабах, по-моему, этого не делал еще никто, и в российской аудитории прогремела и закрепилась именно ведьмаковская сага. Да, даже без него мы бы писали, как пишем. Но пану Сапеку мы должны быть благодарны за то, что он подготовил аудиторию к нашим мозговым взбрыкам :) Сделать из детской сказки кровавую драму. Вывернуть веселую притчу наизнанку и эту изнанку показать. Не фанфик, не "литературная дискуссия", не пародия. Сапковский избавил нас от необходимости долго и нудно объяснять, что это такое; а объяснить это некоторым до сих пор тяжело, и даже те, кто все понимают - так же, как и сами авторы, не всегда могут внятно сформулировать, как это следует называть и классифицировать. Нам, понимающим, без разницы. Мы так видим. Мы так чувствуем. Остальное несущественно.

Описывая книги, принято говорить о том, кому их рекомендуется читать. Например, писать большими буквами "Для тех, кто любит Умберто Эко". А я, пожалуй, первым делом уточню, кому "Геносказку" читать НЕ рекомендуется. Так как существенная часть заглядывающих сюда читали или пытались читать "Конгрегацию", в пример приведу как раз ее и припомню тех, кто "спотыкался" на некоторых моментах. Если внезапное появление Фридриха Крюгера в "Пастыре добром", Союза Меча и Орала в "Ловце человеков" или сюжета КиШа в "Природе зверя" было таким преткновением, заставляло морщить нос и вызывало вопрос "ну и как мне теперь серьезно относиться к книге" - лучше не читайте. Потому что по странцам "Геносказки" бодро шагают Генокрокодил и живущий на крыше толстяк сын Карла, сбежавшая принцесса находит приют у семи чудовищ, деревянный человек ищет способ стать живым - и все это именно серьезно, где-то трагично, где-то философски, где-то кроваво. Нет, никто не запретит вам читать все это просто как забавную развлекушку, как фанфик на известные сюжеты или как угодно еще, но после этого, как говорится, не жалуйтесь и не задавайтесь вопросом "что вы все в этом нашли?". Потому что мы не объясним. Потому что все равно не поймете. Потому что вот мы так умеем - несерьезно о серьезном и серьезно о забавном.

На этом, наверное, и все.
Огромное спасибо автору за три недосыпа (читать была возможность только поздно вечером, частями, за вечер прочитывая по одной сказке). Ожидаемо не пожалела о покупке :)

Соловьев

Previous post Next post
Up