Click to view
22 года назад Россия вступила в пору глобальных перемен. В ней кардинально поменялась идеология, организация и всё политическое устройство государства.
22 года - это большой это срок или малый?
Через 22 года после революции 17 года Советский Союз восстановил всю свою экономику, создал тяжёлую промышленность, поднял науку, образование, культуру, спорт. Восстановил армию, военную индустрию, что дало ему возможность разгромить мощнейшую армию Германии, на которую работала вся Европа.
Другой пример: та же Германия. После прихода Гитлера к власти всего за 6 лет эта страна превратилась в одно из сильнейших государств мира. Поэтому 22 года - срок вполне достаточный, чтобы можно было судить объективно о прогрессивности или регрессивности осуществлённых преобразований.
Итак, подведём некоторые итоги. За прошедшие годы уровень промышленного производства России упал более чем в 2 раза. Ни в одной отрасли хозяйства положение не стало лучшим, чем было оно в советское время. Не создано ни одного крупного предприятия, способного служить локомотивом последующего развития страны. Разрушены образование, наука, здравоохранение, оборона. Уровень жизни населения упал более чем в 2 раза. Отечественные товары с полок магазинов исчезли. То есть впервые за всю свою многовековую историю Россия из развитой научно-промышленной державы превратилась в классическую колонию.
А что получено взамен? Возможность свободно выезжать за рубеж? Говорить, что думается? При этом произошла противоестественная поляризация общества, сформировался класс богатых людей, которые неизвестно за какие заслуги перед Отечеством получили в собственность основные богатства народа.
С другой стороны, тяжёлое положение сложилось сейчас во всех странах капиталистического мира. Однако началось это не вчера, на самом деле, несмотря на весомые успехи науки и технологии, этот мир деградирует уже многие годы. Так, по данным академика Струмилина, 1000 лет назад наёмный работник зарабатывал в день овцу, 500 лет назад - уже половину овцы, а сейчас не везде и ногу от неё зарабатывает. И так по всем другим сопоставимым предметам потребления.
Лучше положение в странах так называемого «золотого миллиарда». Вместе с тем не следует забывать, что эти страны потребляют уже до 80% всех мировых ресурсов. А значит, на самом деле они благоденствуют не за счёт своей уникальной идеологии или организации, а путём ординарного грабежа и эксплуатации всего населения Земли. И, тем не менее, даже в таких условиях до 20% жителей данного «миллиарда» живут на чертой бедности и число их постоянно растёт. Уже 80 миллионов жителей ЕС являются бездомными, Греция, Испания, Италия, Португалия и многие другие страны ЕС приведены на грань выживания. Что же тогда говорить о других, менее благополучных странах? К настоящему времени разрушены источники жизнеобеспечения целых регионов, в результате каждый год ещё несколько стран становятся банкротами. В этих условиях люди, не способные содержать себя цивилизованным образом, вынуждены идти на крайности, откуда неуклонно растёт преступность и терроризм.
Данное положение не является чем-то неизвестным. Поэтому все политические партии и движения пытаются найти выход, разрабатывают собственные программы оздоровления ситуации.
И, тем не менее, эффективных программ, направленных на кардинальное улучшение дел в стране, ни у одной партии до настоящего времени нет. В самом деле, в каждой программе присутствует пожелание, чтобы все люди были здоровыми и богатыми, а не бедным и больными. Но как это сделать - не указывают. Как пример, в 90-е годы мне пришлось рецензировать экономическую программу, составленную известным экономистом Глазьевым. И когда я на одной странице насчитал 16 раз слово «надо», стало очевидно, что это не программа. Программа - это «делать раз, делать два, делать три. И тогда будет получено то и то». В противном случае это - пустой набор благих пожеланий, ничего более.
Многие программы тяготеют к государственному капитализму. В них предлагается национализировать собственность, повсеместно вводить государственное управление. Но очевидно, что только этим ограничиваться нельзя, поскольку капитализм, даже государственный, не может не демонстрировать всех присущих ему качеств. Ведь капитализм, в конечном итоге, представляет собой всего лишь узаконенный порядок паразитического существования одних особей за счёт других. Поэтому если заменить в условиях капитализма частных собственников бюрократами, кому от этого станет лучше?!
Другие ратуют за возврат к социализму. Однако, воссоздавая прежнюю систему организации, мы одновременно восстановим не только её достоинства, но и недостатки, которые привели к её разрушению. Поэтому где гарантии, что при этом не придём к тому же финалу? Ведь недаром сказано, что в одну и ту же воду нельзя войти дважды.
Во многих программах главенствует асимметричный подход к решению животрепещущих проблем. Как пример, если плохо финансируется наука, образование, культура - увеличить такое финансирование. Не работает как следует администрация - заставить её работать лучше. И так далее.
Однако асимметричные действия не способны кардинально поменять ситуацию, поскольку явления, которые следует лечить, настолько столь тесно завязаны друг на друга, что поочерёдное их восстановление невозможно. Поэтому одни нерешённые проблемы с неизбежностью начнут препятствовать решению других. Так, где взять деньги на нужное финансирование, когда экономика разрушена, а государственные средства разворовываются?
В таких условиях для кардинального изменения ситуации требуются качественно иные принципы и подходы. Иначе говоря, следует менять саму систему политико-экономических отношений в стране.
В самом деле, существующая организационная форма общества представляет собой систему общественных отношений, укреплённую замкнутыми прямыми и обратными связями. И как во всякой системе, в существующей нет ничего случайного, что не вытекало бы из её природы. Поэтому недофинансирование науки, образования, здравоохранения - это не эксцессы, а неизбежный итог действующей системы. Более того, без всего сложившаяся данная система не способна существовать вовсе.
С другой стороны, система как таковая не может меняться в какой-то своей части, но только целиком. Как не способен котёнок превратиться в тигра, чем бы его ни кормили. Поэтому если какие-то генетические качества системы являются негативными, их можно ликвидировать только вместе с самой формирующей эти качества системой. То есть следует внедрить другую систему экономических и политических отношений, в которой указанные недостатки будут невозможными в принципе.
Вспомним, что наша «перестройка» началась с ликвидации сбережений населения, с воровства золото-валютных резервов СССР, с передачи государственных предприятий кому попало. Стоит ли после этого удивляться плачевному итогу таких «преобразований»?
С другой стороны, кризис переживает не только экономика как таковая, но и экономическая наука, которая обеспечивает идеологическое и организационное сопровождение такой системы хозяйственных отношений. В самом деле, сейчас нередко складывается парадоксальная ситуация, при которой имеются конкурентоспособные предприятия, квалифицированная рабочая сила, сырьё, потребность в продукции. Но всё это не может работать как следует всего лишь потому, что не хватает вспомогательных инструментов торговли, то есть раскрашенных картинок, называемых деньгами. Тем не менее, всё это соответствует канонам существующей экономической науки! Более того, при всяком усложнении ситуации, при кризисе или иных форс-мажорных обстоятельствах экономическая наука демонстрирует свою полную беспомощность. А поэтому политические движения, опираясь на такие знания, и не могут предложить никаких мало-мальски работоспособных программ выхода из переживаемого страной кризиса.
Из-за этого нынешняя экономическая наука является прикладной, а не фундаментальной. В самом деле, не могут вопросы увеличения доходности бизнеса мистера Смита или господина Петрова служить предметом изучения фундаментальной науки! В то же время без фундамента не способно быть устойчивым никакое здание, а тем более серьёзная наука. Потому мировую экономику всё время лихорадит, она беспрерывно то выходит из глобального кризиса, то входит в него. И при всякой новой ситуации требуется выдумывать новые приёмы с непредсказуемыми результатами.
Фундаментальная наука должна базироваться на законах, которые лежат в основе всех природных явлений. Человек в ней - не особое надприродное образование, живущее по своим собственным правилам. А встроенная в Природу равноправная её часть, исполняющая предназначенные ей функции. Иной человек не нужен ни Природе, ни Богу.
Чтобы экономика была гармоничной, интересы различных классов и групп людей должны не противостоять друг с другом, а формировать единый самосогласованный комплекс. Точно так, как это происходит в Природе.
В гармоничной системе выгоднее приносить обществу пользу, а не вред. Частная собственность становится продуктивной категорией, инструментом достижения не только личного, но и коллективного, общественного успеха. В нём стимулируется честность и нравственность, а не стяжательство и жестокость, поддерживаются такие работники, которые служат обществу, а не только самим себе.
Интереснее всего, что достичь такого состояния не сложно, было бы желание. На самом деле для этого не нужно перераспределять собственность, наказывать преступивших закон. Не требуются социальные потрясения, бунты, революции. Не нужно сажать в тюрьму грамотных, умных и активных членов общества, вынужденных ныне нарушать законы справедливости и нравственности в созданных государством уродливых условиях.
Для этого требуется всего лишь поменять правила экономической игры. А именно:
- внедрить новые деньги, обладающие объективным содержанием, не подверженные инфляции, не способные приносить доход без участия в полезном труде;
- внедрить новую налоговую систему, предназначенную для удовлетворения собственных коллективных и общественных потребностей граждан, а не бездумных запросов государства;
- изменить производственные отношения людей, при которых каждый работник, а не только собственники предприятия, будут заинтересованы в конечных результатах труда;
- поменять административную систему управления, в которой чиновник уже будет слугой общества, а не безответственным его хозяином;
- осуществить ряд других, менее значимых вспомогательных мероприятий.
И тогда положение в стране изменится автоматически. Образно говоря, вместо того, чтобы чесать голову, спину или руки, как в существующих программах, здесь предлагается пойти и помыться. И от этого всем станет легче.
О фундаментальных основах экономики и теоретических предпосылках такой организации, а также механизмах её внедрения и пойдёт у нас речь в дальнейшем.