Из Третьяковки возвратясь

Oct 25, 2011 11:36






Посетив Государственную Третьяковскую галерею, начал её осмотр с раздела древнерусского искусства, то есть с иконописи. Если не считать стародавней храмовой и городской архитектуры, а также предметов прикладного искусства, использовавшихся в быту, иконы - это единственные художественные произведения, в полном их смысле, которые окружали предков современного русского народа с момента принятия христианской веры более тысячи лет назад.

Весь строй древних икон - это отображение русской истории, тесно связанной с православием, трудами, страданиями, подвигами, защитой от иноземных захватчиков, печалью, борьбой человеческого духа за земное существование, утверждением русской нации как исторической сущности...


Неизвестный иконописец. "Благословено воинство небесного царя..."
(Церковь воинствующая). Середина XVI века. Дерево, темпера. 143,5 х 395,5
Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий, известные и безвестные иконописцы трудились над этими художественными памятниками далеких от нас эпох.




Андрей Рублев. Троица. 1425-1427. Дерево, темпера. 141.5 х 114
Интересно, как в конце уже XIX - в начале XX века эстафету национальной художественной традиции подхватили такие художники, как, например, Михаил Нестеров (1862-1942).



Нестеров Михаил Васильевич. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890.
Холст, масло. 160 х 211
В картинах Нестерова происходит подчеркнутое преломление русского исторического и православного мистицизма, возвышенно звучат доминирующие мотивы суровой русской природы.



Нестеров Михаил Васильевич. Молчание. 1903. Холст, масло. 71,2 х 116
Нечто похожее мы видим в творчестве Андрея Рябушкина (1861-1904), Абрама Архипова (1862-1930) и многих иных.



Рябушкин Андрей Петрович. Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901.
Холст, масло. 90 х 206,5



Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович. По реке Оке. 1889.
Холст, масло. 40.8 x 76.5
Прелестны русские пейзажи Исаака Левитана (1860-1900)! Ему в Третьяковке отведен практически целый зал.



Левитан Исаак Ильич. Над вечным покоем. 1894. Холст, масло. 150 х 206
Темы пейзажей, христианских сюжетов, русских бытовых сцен подхватывают и развивают многие другие мастера. Несомненно, чудесны и русские портретисты.

Дух захватывает в зале картин Михаила Врубеля (1856-1910)!



Врубель Михаил Александрович. Сирень. 1900. Холст, масло. 160 х 177
Любопытно, как вливаются струи импрессионизма, символизма и прочих новомодных течений в творчество Александра Головина (1863-1930), Константина Коровина (1861-1939), Валентина Серова (1865-1911) и других.



Головин Александр Яковлевич. Берёзки. 1908-1911.
Бумага, гуашь. 68,2 х 78,5



Коровин Константин Алексеевич. Северная идиллия. 1886.
Холст, масло. 113 х 153



Серов Валентин Александрович. Петр I. 1907. Холст, масло. 68,5 х 88
Кстати, всем иностранцам и даже неиностранцам, кто удивляется какой-то имманентной угрюмости русских людей или раздражается ею, рекомендую сходить в Третьяковку. Как видите, этот архетип русской психики отслеживается на протяжении, как минимум, одиннадцати веков. Да, это вам не живость фламандцев, игривость итальянцев или легкость французов. В этом, однако, нет ничего плохого. Каждая нация уникальна. Просто уважайте чужой для вас народ, чужую культуру, даже если вы не в состоянии их постигнуть. Выдавливайте из себя любые фобии (почти по-чеховски). Может быть, тогда на Земле будет меньше поводов объявлять "беспилотные зоны", размещать военные базы и системы ПРО, посылать армии для убийств и разрушений...

Да и русским стоит прекратить относиться к своей истории как к беспросветной обреченности и предначертанной гибельности. Как к карающей судьбе, то есть суду Божию за грехи и проступки. И как к череде тяжких испытаний и черных страниц. Бережно и уважительно храните свою историю в музеях и кончайте ритуально топтаться по ней в текущей жизни. Положите конец никчемному самобичеванию, живите светло и честно сегодняшним днем и завтрашним. А всё остальное приложится!

наблюдения, искусство, Россия, история, религия, путешествия

Previous post Next post
Up