Sep 05, 2014 02:03
Мы стали свидетелями формирования нового индивида, россиянина, в более широких масштабах - нового путинского большинства, патриотического, посткрымского, называйте его как угодно, главной особенностью которого является не количественное увеличение, а качественная личностная трансформация.
Итак, к каким же следствиям для индивида приводит обработка его пропагандой?
Первое и самое примитивное, что происходит с сознанием индивида, - оно начинает оперировать предубеждениями и стереотипами, при этом получая от пропаганды не только сами предубеждения, но и импульс открыто провозглашать их, находя для этого оправдание в том, что теперь они разделяются большинством. Возвращаясь к примерам, с которых мы начинали: любовь к Родине должна демонстрироваться всегда и везде, будь то пляж или площадь.
Второе. В обычных условиях политические стереотипы и предубеждения занимают незначительную часть жизни человека, активизируясь разве что накануне выборов. Однако под воздействием пропаганды они начинают занимать все сознание индивида, вытесняя прочие чувства и суждения. Общественное мнение подавляет в индивиде его личное мнение, а нам невозможно избежать обсуждения украинских событий, разговоры о них повсюду, куда бы вы ни пришли.
Третье. Под воздействием пропаганды в человеке активируются побуждения, почти неосознаваемые в обычное время. Прежде всего страх и ненависть, которые пропаганда форматирует в страх за свою Родину (американцы хотят захватить Россию, а Россия Украину) и ненависть к врагу. Но кроме этого, пропаганда усиливает в индивиде механизмы самооправдания до той степени, в которой он в них нуждается. Теперь индивид готов отбросить чувство вины и все прочие чувства, которые ранее мешали ему причинить вред другому человеку, при этом единственное чувство ответственности, которое в нем остается, - то, что внушила ему пропаганда. Человек на пляже, услышав гимн, моментально поднимается со своего лежака, потому что слушать гимн - дело ответственное. Затем он почувствовал сильное раздражение, которое обычно не чувствовал к другим, а если и чувствовал, то подавлял в себе, и теперь его ничто не сдерживает, потому что его действия оправданы чувством патриотизма - сложный механизм сработал мгновенно, и полетел камень. А украинцы запрыгали на площадях и в вагонах метро, чего они раньше не делали, потому что пропаганда и побуждает, и оправдывает, и накладывает ответственность за отказ демонстрировать патриотизм.