На вопросы журнала «Логистика: проблемы и решения» отвечает генеральный директор ООО «Концепт Лоджик» (
www.clogic.ru, Российская Федерация), к.т.н., Кирилл Сергеевич Толмачев.
1. Как Вы считаете, можно ли оценить эффективность функционирования службы логистики на конкретном предприятии? Если да, то какие методы и методики для этого возможно использовать?
Оценка эффективности работы Службы Логистики (СЛ) производственного предприятия вполне поддается объективной оценке. В простейшем случае это сравнение системы показателей «как было» и «как есть» (т.е. до создания СЛ и после). Хороший результат дает анализ следующих показателей (KPI):
1. Исполнение заявок на приобретение/поставку сырья, комплектующих, расходных материалов:
a. Уровень запасов относительно норматива;
b. Часы производственных простоев из-за отсутствия сырья, комплектующих расходных материалов;
c. Объем средств, иммобилизованных в запасах;
2. Обслуживание потребностей производства
a. Своевременность исполнения заявок производственных подразделений на подачу инструментов, расходных материалов, сырья, изделий незавершенного производства со складов предприятия;
b. Своевременность исполнения регламентов по вывозу готовой продукции с мест производства на склады;
c. Доля логистических затрат в себестоимости производства изделия;
3. Обслуживание потребителей
a. Своевременность исполнения заявок на отгрузку готовой продукции потребителям;
b. Уровень транспортно-складских затрат в цепочке «предприятие-потребитель»;
c. Себестоимость хранения и обработки единицы готовой продукции на складах готовой продукции.
Однако грамотно поставленная работа Службы Логистики включает в себя и мероприятия по интеграции (совмещению) производственных и логистических технологий. Опыт нашей компании показывает, что совмещение складских и производственных операций позволяет высвободить до 17% площадей, ранее использовавшихся в качестве складов и кладовых и до 12% занятого в логистических операциях персонала. Думаю, что в условиях кризиса, наиболее заметен вклад именно в инновационной части, в развитие технологий, поскольку рутинные операции по закупкам и обслуживанию складов при спаде производства затруднений не вызывают.
2. Считаете ли Вы допустимой ликвидацию службы логистики на предприятии в условиях кризиса, если ситуация действительно серьезная?
Ликвидацию Службы Логистики считаю недопустимым, а вот пересмотр ответственности и перенацеливание на решение «пограничных» с производством задач вполне допустимо. Кризисы заканчиваются и, как показывает мировой опыт, последующее развитие производства происходит скачкообразно, и к этому следует быть готовым.
Хочется отметить, что наибольший экономический эффект в новых экономических условиях дает система управления производственными запасами в формате «Just-in-Time», что требует квалифицированного управления как материальными, так и производственными ресурсами. Без сильной СЛ это не возможно - предприятие утрачивает (или не приобретает) важное конкурентное преимущество по оптимизации затрат на всей цепочке от сырья до конечного потребителя.
Антикризисные логистические советы