Автор: Владимир Елин , председатель совета директоров ЗАО «Smart Logistic Group», кандидат технических наук
Вопрос о выводе излишнего складского хозяйства из Москвы ставился достаточно давно. Первое упоминание по данному вопросу было сделано руководством города еще в прошлом веке, точнее в 1996 году. Но тогда толи дороги были шире, толи транспорта было меньше, вопрос по выводу складов за МКАД то внезапно рождался, то неожиданно затухал.
Подписаться на «Денежные новости»
В настоящее время можно утверждать, что логистические центры из Москвы не только можно вывести, но и необходимо это сделать. Ведь Москва не резиновая. Причем сейчас для этого созданы все условия и основания. Вокруг МКАД, практически по всем направлениям, уже построены и успешно функционируют крупные логистические парки. На сегодняшний день, основных логистических парков 8: ПЛК "Северное Домодедово", ПЛК "Крёкшино", "Томилино", "Пушкино", СК "Подольск", МЛП на Ленинградском шоссе, "Кулон" на Рижском шоссе и более десятка поменьше.
Нужно, чтобы при выводе логистических центров из Москвы была разработана грамотная программа привязки основных потребителей товаров к крупным торговым центрам, гипермаркетам и внутренним рынкам, к соответствующим областным логистическим паркам. И если, как во многих городах мира для этих целей будет осуществлено ночное движение товаров к потребителям, то город от этого только выиграет. В ночное время "Бычки", "Газели", и большегрузные авто беспрепятственно, не участвуя в создании "пробкового" движения, могли бы перемещать товары, причем совершая больше поездок и меньше загрязняя выхлопными газами Москву.
В ночное время
товаропроводящая сеть будет работать лучше и эффективнее, с большим КПД на один автомобиль. Так в дневное время, грузовая "живность" может обслужить от силы 5-6 точек приёма товара. А в ночное время охват по отгрузкам товаров может увеличиться на 40-50%. Магазины смогут спланировать недостающий ассортимент и заказать его на складах. Фактически в ночное время можно лучше организовать распределение товаров по потребителям, так как нет никаких помех по доставке его в назначенный срок по большему количеству адресов. Прилавок также не оскудеет, потому что оптимальная и своевременная доставка отсутствующих и заранее заказанных товаров только расширяет ассортимент магазинов. Но для такого шага, еще раз повторю, нужна грамотная, продуманная логистическая программа действий на многих направлениях. Не надо забывать и о том, что Москва примерно на 60% потребляет импортные товары, поступающие из-за рубежа. Поэтому крайне важна оптимальная схема размещения таможенных постов и СВХ (складов временного хранения) в московском регионе. Пока же таможенная логистика в московском регионе далека от совершенства и, в частности, 90% скоропортящейся продукции проходит таможенное оформление на Севере Москвы, а потом для хранения и распределения везется на Юг Москвы. В итоге примерно 5000-6000 фур с овощами и фруктами ежемесячно идет неоптимальным маршрутом.
В настоящее время большая часть имеющихся складов, логистических центров и товарных баз Москвы расположено в промышленных зонах города, на товарных дворах железной дороги, а некоторые, по старинке, даже в спальных районах Москвы.
Думаю, что в промышленных районах вместо складов вполне вписались бы недорогие гостиницы на 2-3 звезды, которые в первопрестольной большой дефицит. Где-то можно создать развлекательные зоны по типу Парка Горького, но с более современными аттракционами. Ведь Москва, как туристический центр России, могла бы развивать туриндустрию эффективнее. А где-то можно было бы построить многоуровневые перехватывающие автостоянки, чтобы разгрузить центр от неконтролируемого потока машин. Впрочем, часть складского хозяйства Москвы можно было бы приспособить для хранения личных вещей граждан, этот рынок в столице только набирает обороты.
В идеале, все логистические центры должны быть расположены в Московской области на удалении 15-30 км. от МКАД. Это оптимальное расстояние для обслуживания Москвы
товарными потоками, как в дневное, так и в ночное время суток. При этом логистические центры и парки необходимо строить между двумя федеральными трассами, для возможности маневра потоками в случае появления пробок на одной из магистралей. Кроме того, должна существовать специальная система оповещения о появляющихся пробках в Московской области грузового транспорта, работающего в логопарках с товарным потоком в Москву. Подобные информационные системы работают практически во всех крупных городах мира и оптимизируют транспортные потоки на крупнейших трассах в мегополисах.
Спросите, кому это интересно, отвечаю, практически всем. Но, в первую очередь, москвичам, мучающимся в пробках города, а также владельцам синих ведерок, так как при отсутствии пробок можно не нарушать ПДД и добираться в государственные учреждения с чистой совестью. Данная инициатива будет интересна и логистическим, и транспортным компаниям, работающим в этой области экономики. Она будет интересна девелоперам, специализирующимся в
складской недвижимости, а так же инвесторам, активно осваивающим московский рынок гостиничного бизнеса, развлекательной сферы и других направлений разрешенного строительства на площадках, освобождающихся от складской недвижимости.
Финам.инфо