На окончание пятого потока курса системного мышления

Apr 03, 2017 00:10

Оригинал взят у ailev в На окончание пятого потока курса системного мышления
Сегодня закончил пятый поток шестидневного "Системного менеджмента и стратегирования". Из новинок было обсуждение основных ошибок системного мышления, связанное с материалом первого дня "как найти свою систему среди чужих (в холархии)". И на шестой день ошибки материала первого дня обсуждались совсем-совсем по-другому:

1. Выбор правильного системного уровня. Критерии:
-- нужная нам эмерджентность определяет границу сверху -- "дом, показывающий время" это многовато будет, если нужно время, то выбирать нужно часы. Выше -- использующая система, которую нужно тоже определять в явном виде.
-- отделение от модульных платформ определяет границу снизу. Мы не начинаем строить целевую систему с атомов, выстраивая из них молекулы, а из молекул сразу получая нашу систему-индивид, занимающую своё место в пространстве-времени. В уровни построения самой платформы мы не влезаем, элементы платформы это "элементы", далее их не делим на подэлементы, в этом-то и смысл модульности. И (сюрприз!) правильный выбор платформы даёт абсолютно иное качество. Кварцевые часы, механические часы и солнечные часы будут иметь совершенно разные характеристики, но часовщики не добывают кварц, не занимаются выплавкой стали для шестерёнок и не зажигают солнце, чтобы получить тень. Примером тут является миофасция как двигательная платформа: она выше уровня костей и мышц (и уж тем более клеток), но ниже уровня конкретных поз и паттернов их смены для той или иной двигательной активности (бега, танцев, боевых искусств). Все, кто пытаются получить какие-то позы и паттерны движений, обсуждая мышцы и кости (в 4D, т.е. в движении!), формально правы, но по сути -- ошибаются, это как обсуждать работу механических часов, обсуждая не шестерёнки и передаточные числа, а просто куски металлических сплавов сложной формы, взаимодействующие друг с другом. Формально это верно, а по сути это будет не обсуждение часов, а пустопорожние разговоры -- если кому-то интуитивно удастся выйти на понятие передаточного числа и понятия зуба и эвольвенты, то он будет гениальным часовщиком, но это знание он даже не сможет передать другим людям, для этих интуитивных понятий и слов ведь таких не будет!

2. То же самое относится к практикам. Выполнение практик зависит от "фитнеса", готовности к действию, которое означает способность (физическую и ментальную) выполнять более базовые практики. Тут неправильно говорить о "платформах" (ибо практики функциональны/компонентны, а не конструктивны/модульны, а уж мыслительные практики и вообще плохо обсуждаются -- холархический словарь "частей-целых" тут даёт сбой, не все иерархии являются системными холархиями), но по сути это то же самое. Многие оговорки на этот счёт и какое-то обсуждение можно найти в "Системное мышление, его платформа и мыслительное окружение" http://ailev.livejournal.com/1324391.html, написанный по следам дискуссии по посту Александра Турханова. Я дал несколько примеров:
-- фитнес рационального мышления и осознанности, который нужен для полноценного системного мышления, http://ailev.livejournal.com/1311261.html, а также многих-многих других мышлений. И фитнес системного мышления, которое нужно для системной инженерии и системного менеджмента и ещё много чего другого.
-- фитнес для двигательных практик (расписанный буквально одним последним абзацем в "Кизомбическое" http://ailev.livejournal.com/1338526.html и намеченный в "Танцевальном мышлении и его развитии" http://ailev.livejournal.com/1332624.html. Если ты не понимаешь, как отрабатывать те или иные паттерны движения, не знаешь отличия сомы от тела, не работаешь с миофасцией, то можно долго и нудно учиться боевым искусствам или танцам. А если понимаешь, то время обучения можно сократить впятеро.
-- кратко обсудили, что все эти "шовинизмы" проектного управления, а также многих других дисциплин во многом связаны с тем, что пытаются фитнес втянуть в собственно предмет, "платформу" втянуть в несвойственный ей уровень (типа как способы добычи серебра обсуждаются в практиках ювелирного дела -- ведь не добудешь серебра, ювелирного дела не будет! Так и в проектном управлении могут обсуждать практики проведения совещаний и ведения переговоров, инженерии требований и лидерства -- те "платформенные" умения, те готовности к действиям, которые могут быть использованы не только в проектном управлении).
-- когда строится какая-то практика, нужно отбирать "своё" по уровню. Примером может служить то же лидерство, которое строится над "фитнесом" психотехнологий. Лидер должен иметь готовность к психотехнической и коммуникативной работе: уметь активно слушать, уметь коммуницировать, знать о существовании бессознательного у людей и т.д. -- ни одного слова "лидерства" в этом списке нет, это просто готовность к жизни среди людей, это нужно не только лидерам (лидерам как стейкхолдерам, лидерам как занимающимся практикой лидерства). А что нужно лидерам? А лидерам (и лидерский фитнес именно в этом, он не "психотехнический", не "коммуникационный", он "лидерский"!) нужно уметь определять нужные роли, находить способные выполнять эти роли таланты, а также вести душещипательные очень специфические разговоры, которые убеждают талантов выполнять роли и следовать дисциплине, используя при этом доступные для поддержки этой дисциплины технологии.

3. Проектность системного мышления. Оно привязано к системам, которые в конечном итоге являются индивидами, а не типами. Как только мы от индивидов убегаем в пространство типов индивидов, то мы хорошо проектируем, но теряем связь с жизнью, переобобщаем. Проявляется это обычно как невозможность нарисовать какую-то внятную холархию, их получается множество самых разных связанных -- и это верный признак, что речь идёт не об одном проекте, а о множестве. Лучше всего в этом случае сосредоточиться и выделить какой-то конкретный проект или тип проектов, при этом жизнь существенно упроститься. Потом можно будет выделить какую-то платформу (модули, которые войдут в состав поставляемой целевой системы) или практики, возможные для использования во многих проектах (и даже программах), но это потом. Если вести разговор "про всё сразу", то ничего не получится -- никаких холархий, никаких интересов стейкхолдеров (кроме тех, которые озабочены "всем сразу", и это обычно совсем другой системный уровень -- до отдельных проектов с этого уровня добраться тяжело, это уровень governance, "поднадзорности"). Нужно сфокусироваться, обрубить лишнее, обсуждать ведущий проект -- т.е. разные типовые проекты обсуждать по отдельности. И жизнь сразу упростится.

По сути, искать свою систему нужно, выбирая узкую горизонтальную полоску в холархии и узкую вертикальную полоску своей холархии в ряду огромного их числа (использующих систем может быть огромное количество разных!).

Это и есть содержание первого дня тренинга, а заодно это и содержание шестого дня тренинга -- выбор целевой системы это ведь стратегирование!

Закончили тем, что своими впечатлениями поделились прошедшие курс дважды (таких оказалось двое) и трижды (таких нашёлся один человек). По сути, их впечатления сводились к тому, что курс в части системного мышления переводит из состояния неосознанной некомпетенции в состояние осознанной некомпетенции, и по некоторому узкому кругу вопросов в состояние осознанной компетенции (начальные пункты из "Системная метанойя" http://ailev.livejournal.com/1278095.html). В этом и есть ценность тренинга, никаких обещаний "вы станете системным мыслителем, менеджером и стратегом за шесть дней" не было и не будет, но это не означает, что тренинг бесполезен. Нет, он полезен, он выводит на какой-то уровень осознанности в системном мышлении и указывает направление дальнейшего движения.

А ещё на пятом потоке впервые был доступен менторинг: у выбравших его упражнения и эссе по их рабочим проектам рецензировались преподавателями, а не писались "в стол".

Интересную характеристику дал сегодня Владимир Никонов результату тренинга: "Драматически изменилось описание мира моей голове. Это похоже на чудо, потому, что при этом старая картина мира сохранилась и осталась частным случаем. Жизнь заиграла новыми нотами, красками и возможностями" (https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1587103307971314&set=a.969073933107591.1073741826.100000149804273&type=3). Ключевое тут -- это "старая картина мира сохранилась и осталась частным случаем", просто в мозгу появились полочки, куда можно положить все старые знания (понятно, о чём эти знания, как их использовать -- это ж всё разные viewpoints и view, это знания о практиках! они никуда не деваются, системный подход их не отменяет, он их признаёт!) и полочки, куда можно класть новые знания -- с понятна сама структура этих новых полочек, собственно понятия системного подхода.

А дальше? Дальше сами, развиваем беглость. Ну, а ещё читаем рекомендуемые в курсе книги по системному менеджменту, осваиваем новые практики и действуем, действуем, действуем.

Ну, и ждём докладов от выпускников на нашей конференции 16 апреля 2017 -- http://ailev.livejournal.com/1336296.html (начальный список докладов вот тут: https://www.facebook.com/events/1906733139572683/permalink/1908698706042793/).

Вот я с выпускниками (без дистантных Лондона и Астаны -- полностью дистантные подключения тоже были впервые в пятом потоке):


образование, аналитика, перепост, системное мышление

Previous post Next post
Up