Оригинал взят у
blau_kraehe в
Десять заповедей военной пропаганды Мне показалась интересной статья швейцарского блогера о пропаганде против Сирии. Она вся хороша, но я сознательно решила перевести пока только ту часть, где говорится о военной пропаганде в целом.
Дальше эти тезисы хорошо раскрываются на примере западной пропаганды о войне в Сирии (возможно, переведу позже).
Читатель может самостоятельно сделать выводы о тех событиях и той пропаганде, которая хорошо известна нам самим.
Источник:
http://domiholblog.tumblr.com/post/113645816984/propaganda-gegen-syrien-nach-zehn-geboten Британец лорд Артур Понсонби сформулировал в 1928 году на примере Первой Мировой войны структурные законы военной пропаганды, и как показывает журналистское освещение войн в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии или Украине/России, эти законы действуют и по сей день.
Лорд Понсонби был британским политиком и борцом за мир. Он также автор известного высказывания, что первая жертва войны - правда.
В своей книге "Ложь во время войны", опубликованной в 1928 году, лорд Понсонби попытался описать структурные элементы лжи и фальсификаций, которые он наблюдал во время Первой Мировой войн. Историк Анне Морелли в 2004-м году проанализировала в своей книге "Принципы поенной пропаганды (точные удары приводят к коллатеральным потерям)" взгляды лорда Понсонби. Еще одним источником для Морелли стала книга Georges Demartial 'La mobilisation des consciences. La guerre de 1914’, опубликованная в 1922 году. Demartial во время Первой мировой войны был секретарем общества, которое занималось критическим изучением войны. Морелли на основе работы Понсонби и Demartial сформулировала десять заповедей военной пропаганды:
1. Мы не хотим войны.
2. Ответственность за войну лежит на вражеском лагере.
3. Руководитель (вождь) противник - дьявол.
4. Мы сражаемся за правое дело.
5. Враг воюет неразрешенным оружием.
6. Враг совершает жестокости намеренно, мы - случайно.
7. Наши потери незначительны, потери врага - огромны.
8. Деятели искусства и интеллектуалы - на нашей стороне.
9. Наша миссия свята.
10. Тот, кто сомневается в правдивости наших сообщений - предатель.
Морелли нашла для этих принципов пропаганды многочисленные примеры, начиная со Второй Мировой войны до война в Югославии и Ираке. И сегодня мы точно так же верим в эту ложь, как поколение Первой Мировой войны. Ложь о кувейтских младенцах, которых иракские солдаты вырывали из больничных кювезов - ничем не отличается от лжи о бельгийских детишках, которым немецкие солдаты в Первую Мировую войну якобы отрубали ручки.
Так, к примеру, во всем мире известна фотография, вырванная из контекста событий, которая изображает восточно-украинского ополченца на месте крушения самолета МН-17, якобы "укравшего" плюшевого мишку. "Пророссийские", точно так же, как "войска Асада", с помощью таких изображений, подвергаются систематическому расчеловечению, что оправдывает стрельбу по ним.
Не менее, чем четыре из десяти заповедей Морелли, обслуживают простые черно-белые шаблоны, которые переносят в пропаганду военные схемы "свой-чужой": только враг хочет войны, виновен в ней, совершает жестокости и использует неразрешенное оружие - мы этого всего не делаем, не хотим и не виноваты.
Пропаганда работает с застывшими парами противоречий - например, якобы существует "разрешенное" и "запрещенное" оружие. Хотя по факту оружие никогда не является полностью запрещенным, его обычно запрещают лишь до тех пор и тем, у кого этого оружия нет, а разрешают тем, у кого оно есть, но кто настаивает на своей монополии на него - например, атомное оружие. По этому принципу работала лицемерная пропаганда об "оружии массового поражения" в преддверии войны против Ирака, и "красная линия" Обамы, которая в 2013 году означала практически разрешение на бомбардировку НАТО Сирии.
Очень важна также демонизация руководства противника, это также можно наблюдать с Первой Мировой войны до войны в Сирии. Так, например, английские газеты изображали немецкого кайзера в 1913 году как "джентельмена чести", а год спустя - повинуясь долгу - как "психически больного". Ложь и легенды по демонизации сирийского правительства служат вначале скрытой, а теперь открытой войне Запада против Сирии. Правда, еще задолго до войны Сирию постоянно ставили к позорному столбу, чтобы осуществлять давление на ее правительство.
Это началось уже с якобы совершенного "массового убийства в Хаме" в 1982 году, во время восстания "братьев-мусульман" против сирийского правительства. Если в западных СМИ были распространены цифры "до 40 000 убитых", сами спецслужбы США признают, что там нашли свою смерть менее 2 000 человек, из них 400 бойцов движения "братьев-мусульман", кроме них бойцы правительственных войск и цивилисты, которые попали под перекрестный огонь.
Заголовок "Взгляд в пыточные камеры Асада" в марте 2015 года в немецком "Шпигеле" был призван подогреть интерес к истории с фотографиями якобы жертв пыток сирийского правительства. "Режим сирийского диктатора Асада уничожил десятки тысяч людей", пишет Ранья Саллом. На фотографиях якобы изображены люди, замученные сирийским правительством до смерти, а сделаны эти фото сирийским дезертиром - военным фотографом, который скрывается под именем Цезарь. Эти фотографии изначально были опубликованы в январе 2014 года адвокатской канцелярией, которая существует на катарские деньги - эта канцелярия, кстати, уже защищала интересы подозреваемых Аль-Каиды - опубликованы точно к моменту "Женевы-2", мирной конференции в Сирии... Реакция потребителей СМИ в 2014 году уже была сравнительно небольшой, и мы увидим, вызовет ли второе издание этой абсолютно никак не доказанной пропаганды, уже как-то меркнущей в сравнении с жестокостями ИГ, новые призывы к "гуманитарной интервенции" в Сирии.
.... В сущности, это задача журналистов - разоблачать пропаганду как таковую. Но есть лишь немногие, которые это делают, и нередко платят за это своей карьерой. Все другие журналисты, в лучшем случае, слишком боятся, слишком дорожат покоем, слишком хорошо устроены или попросту некомпетентны. В худшем случае наши журналисты - коррумпированные преступники пера, полностью несущие ответственность за свои действия. Это преступление - лгать общественности, чтобы поддержать войну - вызывает вопрос, понимают ли журналисты вообще свою ответственность, лгут они самим себе, или это преступление им просто безразлично? Что можно сказать о людях, которые сознательно помогают разжигать войну, вызывая страдания миллионов людей? Разжигатели войны среди журналистов - с моей точки зрения, человеческая дрянь, которая в моральном отношении опустилась еще ниже, чем политики-милитаристы. Потому что без помощи таких журналистов ни один политик не мог бы распространять на демократическом Западе пропаганду, способную разбудить в гражданах жажду войны.