Далекоидущее замечание.
In modern times we have representatives of all historical levels of religious consciousness in our midst. We must be careful not to impose a developmental expectation on individuals which does not apply to their actual psychic level. There are still a good number of second century Christians in our world. We have examples of them; you can read about them every day in the newspaper. For instance, one of the Watergate conspirators, Charles Colson, was converted to Christianity while he was in prison. He is a second-century Christian. There are a lot of drug addicts and gang members who find authentic religious connection, undergo conversion and become missionaries, so to speak, in the prisons and gang neighborhoods. They, too, are examples of second-century Christians; they are fulfilling their appropriate psychic level of being, and should be recognized as doing so.
Edward Edinger, The Psyche in Antiquity, Book 2, Gnosticism and Early Christianity
Мысль глубочайшая: невозможность существования единой религии для всех в конкретный момент времени, т.к. разные цивилизации, расы, народы, племена и, даже, отдельные индивиды находятся на разных стадиях религиозного развития: ваш сосед может находиться на этапе перехода от матриархального пантеона к патриархальному; ваша бывшая одноклассница, приобретшая репутацию девушки не самого тяжелого поведения, может испытать религиозное откровение по типу страстолюбивых членов христианской общины города Коринфа, которых гневно критиковал ап. Павел. Или, напр., современные мужчины в мусульманских странах, творящие с женщинами
такое (чувствительным не смотреть), фактически отыгрывают религиозный сентимент экстремального расщепления добра и зла, духа и материи, мужского и женского, который Европа прошла ещё во времена инквизиции и охоты на ведьм, а древние греки куда менее болезненно пережили глубоко до нашей эры (чит. "Орестею" Эсхила).
В частности и просвещенно-христианское религиозное миропонимание, являясь феноменом историческим, т.е. пребывающим, уже отстает от некоторых редких представителей религиозно-метафизического авангарда.
Следовательно, при таком широком разбросе религиозного времени среди индивидов, народов и рас, великие религиозные общины возможны лишь как условные системы, вмещающие самое большое разнообразие религиозного опыта - первобытного, матриархального, патриархально-традиционного, героического, аскетического, "софийного" и т.п.