Военно-воздушная показуха «В последние дни москвичей и гостей столицы обильно «кормили» бесплатными зрелищами репетиций военного парада на Красной площади. Во времена СССР генеральная репетиция парада тоже проводилась, но только один раз и то глубокой ночью, чтобы не осложнять жизнь города. Во времена демократии на негодование миллионов автомобилистов и пассажиров наземного транспорта можно не обращать внимание. Поэтому движение перекрывали несколько раз и начиная с середины дня.
Но несколько дней назад движение в центре Москвы закрыли по случаю репетиции…воздушного парада. Зрелище было впечатляющее. Волнами на низкой высоте шли боевые и военно-транспортные самолеты, с грохотом проносились вертолеты. У обывателя, которому представилась возможность посмотреть парад без всяких билетов на Красную площадь, возникало, по-видимому, чувство гордости за воздушную мощь России. Однако знающие люди воспринимали демонстрируемую «мощь» скорее как дымовую завесу, призванную скрыть не только от народа, но и от руководства страны реальную немощь ВВС РФ.
Посмотрим на факты. Но сначала о самой идее грандиозного «аэрошоу» над Красной площадью.
Воздушные парады в СССР проводились в 30-е годы регулярно по случаю дня ВВС в Тушино. Над Красной площадью до войны такие парады случались только изредка, по случаю памятных дат. В послевоенное время воздушные парады проводились только в Тушино и не каждый год. В 1967 году был проведен воздушный показ в Домодедово, где были представлены многие новые образцы военной и гражданской авиатехники. Воздушные парады в СССР в 70-е и 80-е годы в целях экономии средств, а так же из соображений безопасности практически не проводились. В честь 40-летия Победы в 1985 году готовился воздушный парад над Красной площадью, где впервые должны были быть показаны новейшие Ту-160, Ту-22М3, Су-27, Ан-124, до этого времени никогда публично не выставлявшиеся. Однако из соображений безопасности руководство страны тогда на это не пошло.
А вот начиная с середины 90-х годов, несмотря на развал СССР и ВПК России, воздушные парады начали проводить регулярно в Тушино, над Поклонной горой, а с 2003 года над Красной площадью. Причем с каждым годом увеличивается количество самолетов, участвующих в параде. Между тем, принципиально новых, разработанных и произведенных в России образцов авиатехники на этих парадах не наблюдается.
Необходимо отметить, что воздушный парад над Красной площадью - дело очень трудоемкое, затратное и далеко не безопасное. Для его подготовки требуется несколько месяцев тренировок по слетанности в строю различных по типу и назначению летательных аппаратов. В это дело вовлекается огромное количество аэродромно-технического состава и техники, фактически отстраненных от своих основных обязанностей - совершенствования боевой выучки для защиты воздушных рубежей нашей страны.
А ведь основное предназначение боевой авиации - не участие в парадах, а в заданное время и в заданное место донести боеприпас и точно поразить цель. Однако боевая подготовка в российской армии давно уже задвинута на задний план, а верхушка Министерства обороны с большим увлечением занимается показухой. Разве может глава государства поверить утверждениям о полном развале армии, когда над головами в четком строю проносятся боевые самолеты и вертолеты?
К реальному состоянию авиапарка мы еще вернемся, а пока отметим, что воздушный парад над Красной площадью - это огромный риск, оправданный только высочайшей выучкой летного состава и 100% гарантией надежности авиационной техники. В случае нештатной аварийной ситуации в воздухе над таким мегаполисом как Москва, очень трудно, а скорее всего, просто невозможно будет избежать катастрофических последствий в результате падения самолета на плотно застроенные городские районы. <...>»
продолжение >>