Антиантиантиантиантиклерикальный пост.

Jan 13, 2024 11:02


- я не пощусь в посты, но я пощу посты!

Этот текст должен был быть написан и опубликован здесь 7 января 2024 года, но мне как всегда было некогда и не до того.

Антирелигиозная пропаганда и антирелигиозные кампании в раннем Советском Союзе и сейчас.

Гагарин в Космос летал и там Ктулху не видал

птамушта Ктулху в это время во Дворце Сьездов заседал

Кусто в океан нырял и там Ктулху не встречал

Птамушта Ктулху в это время с Путиным чаи гонял

Ктулху нет! Ктулху не был! Ктулху не будет не быть! ДА, ФХТАГН!



В наступлении нового правого поворота в политике государства российского, лидеры официальных мнений так или иначе снова обращаются к непростой, если не сказать - скользой, - теме антирелигиозных кампаний 1920-30х годов СССР. В подаче, отделённой от понимания тогдашней обстановки, они звучат и смотрятся дикостью, абсурдом, и лишь фанатически настроенные атеисты, как прежде, настроены апплодировать им. Не столь давно патриарх Московский и всея РФ Кирилл выдал речёвку, мол дескать его отец был репрессирован после обнаружения рукописей, в которых слово "бог" было начертано с Большой Буквы ох всётаки не зря же я его забанил. В дальнейших интервью он рассказал историю в деталях, развенчав собственный мем, но тот уже пошёл ходить в народе. У всех на слуху снос храма Христа Спасителя, и целого перечня других храмов, как и передачи уцелевших помещений под хоз.нужды. Репрессии священнослужителей дополняют кровавыми красками сей напыщенный рассказ.



Всё это, конечно же, примерно так и было. Вот только было это - не потому, и вообще совсем не так.

Но чтобы понять этот момент, сперва обратимся к обстановке в стране в те годы.

На протяжении XX века страна изменилась очень сильно и стремительно. Изменилось общество, изменились составляющие его люди. Сейчас уже не осталось тех, кто помнит ту, прежнюю страну 1920х. Тем не менее, сто лет - огромный срок, и даже колоссальные изменения были настолько растянуты по мерке человеческой жизни, что подчас оставались незамеченными даже прямыми очевидцами. Однако же, приведу одно небольшое но очень яркое свидетельство.

Я - рожденный в 1981 годе, - являюсь одним из первых граждан нашего поколения, кто знает час своего рождения до минуты. Родильный дом №1 г. Владимира, справка-выписка и бирка. Спрашиваю у своей матери, - а ты знаешь в каком часу ты родилась? Ответ - "мама говорила темно было в избе". На календаре начало 1950х. Отцу одной моей хорошей знакомой, родившемуся в начале 1960х, но в менее удачном месте, не повезло даже знать свой год рождения. Сибирь, глухой посёлок, снега выше крыш и ночь. Декабрь или январь или февраль? В свидетельстве о рождении значится конец апреля- к этому времени снег сошел настолько, что младенца смогли довезти в райцентр и составить акт гражданского рождения. Ещё более весёлая история была у моего родного деда - он родился в 1921 м году. В марте. В свидетельстве о рождении же записан июнь. Почему? Отец его, мой следовательно прадед, был на конфликте с местным половским сыном, и поп в отместку отказывался регистрировать ребёнка до упора. ЗАГСов и родильных домов в ту пору за пределами крупных городов не существовало, и учёт населения по старинке велся по церковным записям.

Здесь мы понемногу приближаемся к главной теме, но перед этим важно отметить ещё один момент - крупные города. Их на заре советской власти было буквально 9 штук. На всю страну!

Вот данные на  1914 год:

Петербург - 2118,5 тыс.

Москва - 1762,7 тыс.

  1.     Варшава - 884 тыс.
  2.     Рига - 558 тыс.
  3.     Киев - 520,5 тыс.
  4.     Лодзь - 507 тыс.
  5.     Одесса - 499,6 тыс.
  6.     Тифлис - 307,3 тыс.
  7.     Ташкент - 271,9 тыс.


ВСЁ! Больше городов населением свыше 200тыс НЕ БЫ ЛО.

200 тысяч - это крайний минимум для современного областного центра. Некоторые районные центры имеют сейчас больше.  265 965 человек  на 1 января 2023 - население Костромы, самого мелкого из областных центров, который мне удалось найти.  189 195 человек - население Орска, районного центра довольно таки захолустной Оренбуржской области.

Население городов за эти сто лет выросло в разы. А кое где и на порядок. И вовсе не за счёт послевоенного беби бума. Это - почти чистая миграция. Сокращение деревень - решительно в пользу городов. Ситуаций когда рождение человека регистрируется только уже по сходу снега, становилось всё меньше благодаря такому процессу. А ситуаций, когда злоупотреблял своими полномочиями священнослужитель.....

.....а вот как раз об этом мы сейчас и поговорим.

Большевики, придя ко власти, были изначально настроены на решительную секуляризацию (сокращение роли института церкви в жизни общества), но кроме прочего - на подрыв материального благополучия священнослужителей. Будучи членами Священного синода, те имели государственный оклад, а непосещение церковных служб вплоть до 1905 года  было уголовно наказуемым деянием. Временное правительство, пришедшее в феврале, немного выровняло положение остальных церквей наравне с православной, но самые решительные меры несли с собой большевики.

Кроме этого - Декрет о Земле. Монастырские угодья безусловно отдавались под Чёрный передел крестьянам, священники лишались регулярной арендной дани. Всё что им оставалось из доходов - это подаяния прихожан да иногда оплата услуг регистрации/крещения/поминок. Не густо,согласитесь, - против ещё недавней церковной десятины.

Открытый атеизм большевиков в сочетании с резким наступлением на имущественные права культистов, привел их прямо в стан врагов, в стан Белого движения.

Здесь начинается самое интересное. Священнослужители содействовали белым, укрывая их, нередки случаи использования колоколен церквей в качестве пулемётных вышек - по странному совпадению, всегда в пользу белых. Потом белые отступали, мудак священник вместе с ними отходил, - а под раздачу разгневанных красноармейцев легко попадали игумен и монахини.

Э

Это ещё не всё.

Народ был крайне малограмотен, и при всей своей даже приверженности красной стороне, - набожен и верующ достаточно глубоко. Вековая традиция, воспитание, наконец итог тщетного поиска надежы и отрады в этом достаточно бедном и тяжелом для крестьянина мире, - всё это взывало к жизни убеждённую веру.

Вспоминаем - 4/5 населения страны - крестьяне - сегодня  кстати дела обстоят полностью наоборот. Сотни тысяч и милллионы мелких деревень раскиданных по бескрайним росторам российской глуши. Священник, порой единственное грамотное лицо в селе, имел на эту человеческую массу влияние и авторитет. Которыми и часто пользовался,настраивая неопределившихся против власти Советов. Тогдашний Московский патриархъ Тихон пошел на попятную довольно быстро, заключив мир с новыми властями в 1925м. Про священников на местах, - их было сотни тысяч мест - такого же сказать не получается.

Суммируем.

Священники часто выступали военными сообщниками белых войск в гражданскую. Они же продолжали науськивать народ втихую против власти - и десятилетия спустя.

В Великую Отечественную войну некоторые даже митрополиты пошли в добровольную коллаборацию с гестапо.

Ещё момент про храмы.

Их было реально дохуя. Нынешний патриарх московский, с его концепцией "храмов шаговой доступности", всего лишь пытается восстановить прошлое положение дел.

На старых планировках городов церковью заканчивался КАЖДЫЙ переулок. Непосещение вечерни, я напомню, ещё не так давно могло бы стать предметом уголовного следствия.

Именно в  этих условиях, именно в этих обстоятельствах и разворачивается антирелигиозная борьба власти большевиков.

Первая и главная и почти единственная цель её - вырвать максимум крестьян и крестьянских детей из под влияния реакционной священн`оты.

Вопреки большинству современной лжи, основная часть репрессированных священников шла по статье 58-10 пункт 2й

  • 58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст. 58-2 - 58-9), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой - лишение свободы на срок не ниже шести месяцев[К 1]
  • Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении: наказание аналогично статье 58-2.


Что же до разрушения храмов, то причины этому ещё более запредельно скучны. Обычные градостроительные работы.

Расширялись улицы, строились новые дома и предприятия, на улицах рос трамвайный и гужевой пассажиропоток. Обилие храмов на каждому углу начинало тупо мешать.

Храмы которые не мешали проезду, но теряли свою посещаемость, просто отдавали под спортзалы, бассейны, мастерские, кинотеатры, склады.

Теперь о собственно антирелигиозной пропаганде.

Бога на самом деле конечно же нет. Вся достоверно узнаваемая картина мира ни в одном месте не требует гипотезы его наличия.

Последняя научная "дыра" - вопрос о зарождении живой материи из мёртвой химической органики аминокислот, - была закрыта в исследованиях советского биохимика А.Опарина 1924го году и независимо предложена Дж.Холдейном в 1929. Прочитать об этом можно например https://scepsis.net/library/id_797.html в фундаментальном труде Лорена Грэхема https://scepsis.net/library/id_666.html "Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе"

Тем не менее, навязчивая пропаганда атеистического взгляда на мир, во всяком случае в нынешних обстоятельствах, определённо избыточна. Религиозная вера исполняет функции психотерапевтического фактора моральной поддержки иным людям, а порой - задает моральные стандарты поведения, помогая иному человеку сдерживать своего внутреннего скота.

Помимо и кроме этого, мировоззрение впитанное с молоком матери, крайне трудно поддаётся коррекции. Даже политические взгляды, - артефакт очевидно более поздней стадии взросления индивида, - не меняются так просто, только через болезненный личный опыт и длительное пееосмысление. Что же говорить о более фундаментально заложенном в человека пласте взгляда на мир?

Объективно целью антирелигиозной пропаганды может являться лишь - вырвать человека из слепого прилежания гласу господствующей церкви. Каковой глас, как мы можем легко и неоднократно наблюдать сегодня, - заведомо реакционен, строго направлен против интересов трудящегося люда.

Впрочем, с этой задачей сейчас неплохо справляется и сама церковь.

С прошедшим Рождеством поздравлять не буду,

поздравлю с наступающим Старым Новым Годом!

Скоро будет Рождество!

Мерзкий праздник буржуазный...

Связан испокон веков

С ним обычай безобразный!

В лес придет капиталист,

Косный, верный предрассудку,

Елку срубит топором,

Отпустивши злую шутку.

Тот, кто елочку срубил, -

тот вредней врага раз в десять,

Ведь на каждои деревце

Можно белого повесить!

Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!

[там, впрочем, всё прекрасно абсолютно, прям по заветам Греты Тундрберг]

...хотя на ёлке вздергивать нихуя не удобно конечно же, только зря жопу иглами утычешь.

Если только как партизаны с Муссолини, - расстреляв сперва, затем на показательную виселицу вздёрнули.

PS

а Ктулху, кстати, в отличие от бога, существует

Любой сейчас может прийти в Мавзолей да посмотреть.



атеизм, марксизм и религия, вера, церковь, марксизм, социология, история, История СССР, научный атеизм

Previous post Next post
Up