Цифровое берклианство.

Sep 28, 2021 12:44

Этот пост изначально задумывался очень небольшим, предполагал быть привязанным к конкретному, достаточно трагическому событию моей жизни, и не распространяться излишне сильно за грань его. Но в то время мне оказалось слишком недосуг, затем актуальность поста истекла, и, даже иногда всплывая в памяти, он не планировался к написанию уже.
Недавний диалог в одном ЖЖ всё ненавязчиво и сильно поменял. Небольшая мысль выросла до объёмов масштабного высера поста, которым я вас, дорогих читателей, со временем и порадую.

Начнём мы издалека, с моего любимого отрывка из "Конгресса обелителей" Бертольда Ойгена Брехта.
Учитель: Си Фу, назови нам основные вопросы философии.
Си Фу: Существуют ли вещи вне нас, сами по себе и независимо от нас, или же вещи существуют в нас, для нас и лишь в зависимости от нас?
Учитель: Какое мнение правильное?
Си Фу: Окончательное решение не принято.
Учитель: К какому мнению склоняются в последнее время большинство наших философов?
Си Фу: Что вещи существуют вне нас, сами по себе и независимо от нас.
Учитель: Почему вопрос остался нерешенным?
Си Фу: Конгресс, который должен был принять решение, состоялся двести лет назад в монастыре Ми Санг, расположенном на берегу Желтой реки. Был поставлен вопрос: существует ли Желтая река в действительности, или же она существует лишь в головах людей? Во время конгресса в горах началось сильное снеготаяние. Желтая река вышла из берегов и затопила монастырь Ми Санг вместе со всеми участниками конгресса. Поэтому доказательства, что вещи существуют вне нас, сами по себе и независимо от нас, так и не были приведены.

Брехт не скрываясь высмеивает крайнюю, субьективную форму идеализма, сиречь берклианство, о нём мы сейчас и поговорим, - ведь именно в нём сущностные черты идеализма проступают наиболее выпукло. Эта же черта раз за разом бросалась мне в глаза в диалогах с верующими разных ступеней и степеней, у более просвещённых она была менее выражена, у менее просвещённых наоборот, но так или иначе почти всегда - за исключением тех редких академических лиц, чья религиозность балансировала на грани агностицизма "вы знаете, я думаю, что там что-то всё таки есть" - вот за исключением их, она, эта черта, неизменно проступала.

Это крайняя убежденность что их шкуру обязательно спасут. Что весь этот мир - это лишь оболочка, этакий игровой 3Дэ-интерфейс вокруг них, и создан был исключительно под них, поиграться и выпилиться. и что кто-то такой, который это всё создал, перед выключением сохранит их на дискетку и перенесёт в облачное хранилище в яблочных надкусатых садах. В рамках миниатюры Брехта это означает, что конгрессмены в монастыре на берегу Янцзы вышли из этого мира сохраненными, и сейчас их исходный код пьёт рисовую мочу чай липтон на одном диске с исходным кодом Ци Ши-хуанди и старины Конфункция.

В различных формах эта убежденность успешно перекочевала и в комьютерную эру, подарив нам трилогию о Матрице, - впрочем, её идея не нова, и где-то на первом или втором курсе (сиречь, в последние годы прошлого тысячелетия) мы обсуждали с соседями по общежитию какой-то старый рассказ о людях, сохраненных в ещё ламповых ЭВМ, но продолжающих считать себя людьми. Впоследствии на просторах Сети я несколько раз встречался с людьми, последовательно философски и онтологически отстаивавшими неопровержимость матричного допущения ("если все наши чувства точно симулируются, ты это никогда и никак не установишь"). И это было бы праздным и забавным упражнением ума, если бы не влекло за собой принципиально невежественных выводов. И именно об этом мы сейчас и говорим.

Постоянная посылка новых берклианцев "мир всегда может оказаться не тем, чем кажется" дает установку на невежество, на "не учите, не изучайте, это всё окажется хуйнёй, а после вы переселитесь из этой оболочки на какуюто другую, прикиньте как вам будет нихуефски неудобно ощущать себя всерьёз изучавшим симуляцию". Он дает установку на то, что мир программируем, и что чтобы какое-то явление исчезло, порой достаточно просто очень хорошо закрыть на него глаза. От "Сломанный стул, стоящий в соседней комнате, возможно уже отремонтирован или выброшен" до "Я не видел голода в Африке / невыплаты зарплат в России / бедности в США, значит этого нет". Вдобавок эта позиция провоцирует более игровое, безответственное отношение к этому миру, ведь он всё равно лишь симулякр.

А потом я встречаю вот такой вот комментарий:
Они [ММОРПГ] являются моделью притом интересной и достоверной. Позволяющей понять как влияет на общество перемена разных параметров.

Для тех, кто не в курсе: ММОРПГ - это многопользовательская онлайн ролевая игра. То есть, мой собеседник всерьёз считает, что тратящий свободное время в мягком кресле у компа игрок - достаточно эффективно засимулирует добыващшего трудом кровью и потом хлеб свой насущный человека. Что праздные игры воображения, работающие по некоторым формальным правилам, в целом примерно равноценны моделированию социума.
Ещё цитата:
Управляются персонажи живыми людьми. И экономика в игре может быть огромной и сложной. И физические константы подкрутмть всегда можно. Великолепная модель.

В реальности дела разумеется обстоят совершенно не так. Игровым персонажем игрок жертвует не охотно, ведь в него вложено немало сил по прокачке. Его семьёй и детьми он жертвует куда охотнее, - ведь это не он их рожал, нянчил, менял подгузники, зарабатывал им на лекарства и на детское питание и на одежку, - для него они просто вложения (к слову, я слышал, такой взгляд на детей процветает в третьем мире не завершившем демографический переход от сельского к городскому обществу, - так ли это в действительности, я сказать не берусь, но параллель интересная). Забавным следствием из этого факта является тотальная невозможность забастовок и крестьянских бунтов в игровых мирах. Тех самых бунтов, когда загнанные в угол беспределом работодателя, работники, - имея на руках семьи, голодных/больных детей, кредиты и угрозу оказаться на морозе без еды, - забывают всю лапшу на ушах про воздастся в лучшем мире, и идут на защиту своего кровного, рисковать даже своей жизнью.

в реале в феодальном мире встречаются крестьянские волнения. начиная от таких известных как пугачевское, и кончая сотнями и тысячами мелких.
Ошибка моделирования состоит здесь в том, что у живущего в настоящем мире человека - от заработка и условий труда зависит жизнь данная в непосредственных физческих ощущениях, а также здоровье - его самого и его семьи. Потэому повышение арендных платежей снижение заработных плат - это прямая и ощутимая угроза жизни, достаточно весомая для того, чтобы рискнуть шкурой и выйти на акцию протеста/забастовку.
У игрока играющего в симулятор, игровые деньги лишь приятное дополнение к вполне благоустроенной жизнью.
Поэтому игровые юниты ведут себя значительно покорнее и покладистее реальных людей - управляющим ими игрокам их не слишком жаль, они не испытывают их чувств и их угроз.
Именно поэтому сама возможность революций и бунтов с возможной сменой политической системы, не реализуема во вселенной любой комп игры.


Сюда же я поспешу добавить свой любимый пример, - из реального, а не компьютерного мира

24 января 2020 11:32
Утром 24 января в центре Москвы на улице Бауманская водитель фуры перекрыл машиной проезжую часть и заблокировал движение автомобилей, сообщает агентство «Москва»
По данным Baza, мужчина заявил, что ему нечем кормить семерых детей и он не уедет, пока ему не выплатят зарплату. Источник ТАСС рассказал, что протестующий пожаловался на тяжелые условия труда.
Водитель заблокировал движение у офиса своего работодателя - компании «Транспортные технологии», уточняет Mash.

Результат не то чтобы заставил себя долго ждать:
"По имеющейся информации, в результате принимаемых мер водителю, который сегодня перекрыл движение в Москве с требованием выплатить ему зарплату, выплатили 41 тыс. рублей", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Роструда в пятницу.
В ведомстве добавили, что начали проверку в отношении работодателя мужчины - ООО "Транспортные технологии", которое зарегистрировано в Ростовской области.
Ранее сообщалось, что Федеральная служба по труду и занятости намерена отправить трудового инспектора в компанию, где работает перекрывший дорогу водитель.

Рассматривать жизнь как хорошую симуляцию, а симуляцию как хорошую модель жизни, всерьёз, может разве только достаточно неплохо обустроившийся в жизни человек, - человек, которому нигде не жмёт. Чтобы воспринимать жизнь как игру, нужно мочь себе это позволить. Просиживать жопой персонажа шахтера, в свободное от просиживания жопой реального дизайнера или программиста время, - в этом есть некое изуверство жизни, её даже не сарказм а куда хуже.

Интересно, что сказал бы здесь настоящий, физический шахтёр?



Здесь я с большим трудом воздерживаюсь от порыва разразиться прогоном на тему славароботам и прочих успехов ИИ - Искусственного интилекта, но это сделает текст совсем неподъёмной простынёй, да и разрушит связность, поэтому - оставим на потом.

И вернемся к тому, с чего мы начали. Вот в таком вот коротком виде пост планировался изначально:
В этом апреле мы с ещё живым папой собирались (точнее, я уговаривал, он же оценивал свои силы, как оказалось, куда реалистичнее) идти в Бессмертный полк на 9 мая. 19 апреля его не стало, и я определённо вознамерился идти туда с мамой - за него, и в память о нём. Но тут выяснилось, что БП в этом году будет проводиться виртуально..... и я уже не рвался. Впрочем, мне было и не до того, но полагаю, что на настоящий живой Бессмертный полк я бы нашел бы и силы и время.

Потому что некоторые вещи должны проходить в реальности, либо не происходить никак. Например, уроки школьной химии, или бессмертный полк.
Именно чтобы не плодить в людях шизовые воззрения киберберклианства. О том, что мир игрушка. О том, что настройки можно и подкрутить.

ТОВАРИЩ. ВЫБИРАЙ ПРАВИЛЬНУЮ КРАСНУЮ ТАБЛЕТКУ


материализм, марксизм, идеализм, солипсизм, философия

Previous post Next post
Up