Когда-то относительно давнымдавно я
имел опасность пообещать дать перечень тех книг, которые я назвал бы Супер! Тех книг, которым удавалось захватить меня и увлечь. Увлечь - в свой собственный мир, в свой сюжет.
Ну что ж. Однажды пора начинать, и всё отложенное приходится отряхивать от пыли - и делать.
Ну и соответственно вот...
Первой такой книгой станет - да, она мне запомнилась, очень навсегда запомнилась, - "
Открытие себя" Аркадия Савченко. Помню, я свиснул её у отца - примерно где-то на рубеже того и этого веков, я тогда аккурат учился на одном из первых курсов двух, и ездил домой на каждые выходные. В один такой приезд я и заметил эту книжку. Распечатанная на явно самиздатовского пошиба технике - то есть, на технике для печатанья книг предназначенной слабо, - на бумаге для инженерно-компьютерной печати (сейчас на такой бумаге печатают чеки в кассовых аппаратах, ее можно узнать по тому, что она глянцеватая и тоненькая). Ручной переплет из капроновых ниток на клею ПВА, обложка из картона от стандартных канцелярских папок "Дело № ___"... короче, добротная ручная работа при участии примитивного электроннопечатного узла. Техническая база уже отнюдь не самиздатовская, но - впрямую наследует ей.
Итак, я взял эту книгу - она лежала, как сейчас помню, на тумбочке возле телефона, - и открыл... и уже - всё, не смог оторваться. Притырил её с собою в электричку, и читал напропалую там. Делая перерывы лишь на контроллеров-ревизоров, и разок на поссать в тамбуре. Дочитывал в метро. Дочитывал далее в общаге... до самого финала. Пока не дочитал, и лишь тогда только - радостный, успокоился....
Что я могу сказать о книге? Фантастика. Научная Фантастика среди советских будней. С элементами детектива и социальной темы (ученый и мещанство, ответственность ученого за последствия открытия). Нехило завернутый сюжет, медицина и кибернетика, короче - круто всё.
Вторая такая книга - я тоже её преотлично помню, - была "
Первый контакт" Муррея Лейнстера, из сборника "
Пасынки Вселенной". Сюжет не то чтобы лихо закручен, но - очень напряжен, и это напряжение очень искусно передано читателю. Интрига на грани жизни и смерти сохраняется до последних страниц, после чего наступает развязка и можно выдыхать. Помню, как читал её у себя на кровати в МГУшной ФДСовой общаге, и пару раз выбегал поссать, через силу, когда становилось невтерпеж совсем - с трудом отрывался от текста.
Книга, очевидно, фантастика, но совершенно другого типа, нежели предыдущая. Некий напряженный психологизм с уклоном в налет милитаризма и ответственности за.
Третьей такой книгой станет... э. А вот с этого момента уже не помню. Здесь наступает провал в памяти в 9 лет шириной, но я не верю, что там ничего не было. Тем не менее, этот интервал придется пропустить, начав вспоминание дальше.
Следующей такой книгой станет "Ангела из Левёна" Карла Цукмайера, прочитанная
вот в этой винрарной книге (
Рассказы писателей ФРГ). Книгу эту с дедовской книжной полки я читал уже на протяжении недель двух, вот и тогда - возвращаясь ночной электричкой из Москвы, - читал её в вагоне. Рассказы, собранные там, весьма различны по своей длине, и читать "Ангелу..." - рассказ, несомненно, один из самых длинных на всю книгу, если вообще не самый длинный, - я начал уже в получасах езды, примерно, от Владимира, но всё таки, кажись, чуть не доезжая до Лакинска (станция Ундол). Поэтому прибытие на владимирский вокзал оказалось жуть как некстати - оно отрывало от чтения напряженнейшего, и одного из самых сИльнейших, сюжета. Что ж. Я перебрался в троллейбус, и продолжил читать, стоя посреди салона, там. Это ещё 15 минут, что тоже мало (да, я таки слишком медленно читаю), и дочитывать ее мне пришлось дома, наспех разобрав сумки.
Что сказать о сюжете.... сюжет был не нов. К тому моменту у меня уже был свой написанный рассказик, в формате фентезийной сказки - "
Легенда о Китеж-луже", - в принципе, содержащая практически тот же сюжет. Но чёртвозьми, Ангела была тысячекрат сильнее, и выполнена на таком материале, что не до конца ясно - в действительности ли это было, или это лишь "могло бы" быть, но на самом деле - выдумка. Итак, Первая мировая, раздираемая патриотизмом ксенофобии старушка Европа погружается в кровавую баню. Страна Голландия со смешанным франко-германским населением оказалась расколота пополам этой враждой, и Ангела - главная героиня - в силу смешанных франко-германских кровей оказалась чем-то вроде изгоя среди своих. Любовь сильной и безропотной девушки и вражеского офицера проходит сквозь разлуку до самого конца войны.
В Сети этой книжечки не было бы, если бы не я. Скан|OCR: (
начало,
конец).
Далее будет книга
На высотах твоих" Артура Хейли. Подаренная мне по случаю какого-то то ли праздника, то ли победы в каком-то школьном конкурсе, она валялась у меня с середины 1990х и до лета 2009 года. Весна и лето 2009 были насыщены событиями, не имеющими отношения к литературному списку, вообще не имеющими отношения ни к чему, кроме любви и идиотизма, но книга оказалась насыщенна событиями не меньше. Кроме того, приятным и удивительным свойством её оказалась - многоплановость. Что это значит? Это значит, что как-ьы невзначай, как-бы походя, книга затрагивает совершеннейшее множество различных струн и аспектов жизни. Одиночество и доверие, гуманизм и измена, политическая борьба и честность, закон и денежное право, чиновники любовники бесправие интриги обман самообман любовь... глубинная внутренняя мотивация человека... Что тут сказать? Больше, пожалуй, нечего.
Затем - не очень уверен, насколько увлеченно я читал "
Крутой маршрут (хроники времен культа личности)" Евгении Аксеновой-Гинзбург, но - книга особенно сильная, и всяко заслуживающая внимания. Из авторов равных ей, я могу поставить лишь Эриха Марию Ремарка, но материал Ремарка художественен, тогда как Гинзбург - документалистична, а ещё точней - автобиографична. Социальная эпопея-драма огромной протяженности - как географии, так и страданий. Огромной широты охвата книга.
Следующей книгой, которая совершенно точно увлекла меня, будет "
Возвращение Мастера и Маргариты" Милы Бояджиевой. Если быть честным, то моё знакомство с Бояджиевой состоялось случайно, поиском на каком-то сайте по названию "
Бегущая по волнам" Александра Грина мне выдало также "
Бегущую в зеркалах" Бояджиевой. И, да, несмотря на известную советскофобию, присущую многим авторам/писателям позднесоветской волны, совкофобию временами граничащую с явным Чересчур, в целом Бояджиева мне понравилась - и стиль письма её, и сюжет. А главное - способ построения сюжета, где готовятся по частям лоскутки-судьбы, начиная как-бы с нуля очередную судьбу, забыв о предыдущих, чтобы затем в дальнейшем начать поэтапно сводить их воедино в сплав сюжета. Именно сплав, не вихрь.
В том же стиле, или близком к нему, написано и "Возвращение....", но - легким движением руки... легким взмахом пера, легким взметом светотеней и чуть смещением акцентов.... получается почти 100% булгаковская манера. Хотя, разумеется, и в этой манере проглядывает отпечаток "совка" - как говорит устами одного из своих героев сама автор, "Как свидетельствуют исторические факты, святые и даже самые высокие чины Небесного департамента являются к пейзанам, истомленным воздержанием пустынникам, и прочим людям с ослабленной мозговой деятельностью. Мыслящей же интеллигенции, к которой вы себя, королева, несомненно относите, являются исключительно черти" Ну то есть, инженерский дух научно-технической революции прошелся и оставил отпечаток свой на книге. Конечно, дело вкуса, но лично мне это нравится.
Список наш постепенно и ненавязчиво подходит к завершению, - как видите, в нём оказалось не так уж и много книг, - и, да, в завершение я сюда воткну две вещи. "
Не отпускай меня" Кадзуо Исигуро и "
За дверью в лето" Николая Грязнова. При всем колоссальнейшем различии этих двух книг, есть в них некая глубинная общность. Общность сюжета, построенного на постепенном раскрытии недомолвок и "прозрении", - в реальности, ужасно близкой к нашей, но - не совпадающей с ней. В первой из книг - она вся направлена в прошлое, по сути она вся - одно сплошное воспоминание, воспоминание о борьбе и смирении, о том светлом, что в человеке есть, и тех страхах, что приходят извне и из глубин. И о том обществе, безжалостность которого порой сильнее человечности. Вторая же - совершенно не о людях, но одновременно - о людях. Ориентированная в будущее, она почти не состоит из вспоминаний, но тем не менее - реальность и там всплывает почастично. И если первая книга дает в остатке невыразимый свет и тяжесть уже пройденного пути, то вторая из них - дает подъём, светлое ощущение начала, чувство того, что всё что было - было лишь подготовкой к. Ко всему тому, что только будет.
Ну и ещё, ну никак не могу не упомянуть - "
Жена путешественника во времени" Одри Ниффенеггер - поразительная книга, многоплановая и очень очень светлая, - и две прозаические зарисовки Владимира Семеновича Высоцкого - "
Где Центр?" "
Как-то так всё вышло" - с них собственно всё началось. ДА, именно с них, а вовсе не с "Открытия себя".
PS/ Не знаю, наверное у меня нет любимой книги.... но, если бы она была, то это точно была бы "Жена путешественника во времени"...