В мире действуют разные силы. Сегодня выдвинулась такая сила как глобальный терроризм, который никогда не имел такого размаха как в нынешнем глобальном мире - актуальная тема для размышлений, но по сути дела, это просто наиболее бьющее по нервам. Многонациональные компании, разрушающие рамки национального государства и не создающие в мире ничего сравнимого, кроме совещаний «семерки», которая не способна регулировать весь мир как нормальное правительство - это гораздо большая сила хаоса, чем террор.
Но я бы сказал, что есть направление, которое обещает в будущем какой-то выход из положения. Оно незаметно, не обращает на себя внимание. Это стремление выйти за рамки ограниченности традиционных религий, но не в сторону создания новой религии, как это было в первое постосевое время, а в сторону выявления общего духа великих религий. Ведь любая из мировых религий достигла очень больших глубин и не может быть оспорена в своих лучших формах. Вот под религиозной музыкальностью я подразумеваю путь к пониманию общего духа мировых религий через понимание единого духа в религиозном искусстве разных цивилизаций. Через понимание великого искусства цивилизаций нам открывается возможность чувствовать этот единый дух. Известная степень религиозной музыкальности, может быть, поможет осознанию, что в мире нет ничего чужого, ничего другого. Если мы будем всегда повторять, что Запад есть Запад, а Восток есть Восток, то это тупик, тогда договориться ни о чем нельзя. Это, кстати, касается не только Запада и Востока. Сартр это сформулировал на уровне личных отношений: «Другой отнимает у меня мое пространство, существование другого - недопустимый скандал». Замечательный по яркости парадокс, но он действительно описывает, что современность - это не только такие явления как запутанность, заброшенность, но еще и отчужденность друг от друга, представление о том, что это совершенно другой менталитет, а религиозная музыкальность позволяет преодолеть этот барьер.
Так, тупик на Ближнем Востоке в значительной степени результат религиозного консерватизма, представления о том, что моя вера - единственно верная... Ортодоксы с обеих сторон прикладывают очень много усилий, чтобы дело кончилось катастрофой. Это относится и к ортодоксам, которые закладывают камень Соломонова Храма, и более многочисленным ортодоксам с другой стороны.
Религиозная музыкальность - это пересказанное языком культуры, языком современного культурного человека то, что языком богословия первого века сказал Апостол Павел: «Буква мертва, только дух животворит». Странное дело. Вроде и спорить не с чем, со всем согласен вроде, - но что-то вызывает жуткое, смутное но сильно ощутимое несогласие. Несогласие, какое трудно уловить и сформулировать во фразу.
Мне кажется, он утрачивает из виду общество, всматриваясь в отдельного человека. И - отказывается от общественного действия, посвящаясь действу личному. Мне кажется, он не зрит в корень проблемы. Мне кажется, его индивидуальная медитация не есть способ исцеления от социального, от капиталистического рака.
Мне кажется, он прописал нам чисто симптоматическое лекарство.