Утопист.

Nov 16, 2010 11:55

В мире действуют разные силы. Сегодня выдвинулась такая сила как глобальный терроризм, который никогда не имел такого размаха как в нынешнем глобальном мире - актуальная тема для размышлений, но по сути дела, это просто наиболее бьющее по нервам. Многонациональные компании, разрушающие рамки национального государства и не создающие в мире ничего сравнимого, кроме совещаний «семерки», которая не способна регулировать весь мир как нормальное правительство - это гораздо большая сила хаоса, чем террор.
Но я бы сказал, что есть направление, которое обещает в будущем какой-то выход из положения. Оно незаметно, не обращает на себя внимание. Это стремление выйти за рамки ограниченности традиционных религий, но не в сторону создания новой религии, как это было в первое постосевое время, а в сторону выявления общего духа великих религий. Ведь любая из мировых религий достигла очень больших глубин и не может быть оспорена в своих лучших формах. Вот под религиозной музыкальностью я подразумеваю путь к пониманию общего духа мировых религий через понимание единого духа в религиозном искусстве разных цивилизаций. Через понимание великого искусства цивилизаций нам открывается возможность чувствовать этот единый дух. Известная степень религиозной музыкальности, может быть, поможет осознанию, что в мире нет ничего чужого, ничего другого. Если мы будем всегда повторять, что Запад есть Запад, а Восток есть Восток, то это тупик, тогда договориться ни о чем нельзя. Это, кстати, касается не только Запада и Востока. Сартр это сформулировал на уровне личных отношений: «Другой отнимает у меня мое пространство, существование другого - недопустимый скандал». Замечательный по яркости парадокс, но он действительно описывает, что современность - это не только такие явления как запутанность, заброшенность, но еще и отчужденность друг от друга, представление о том, что это совершенно другой менталитет, а религиозная музыкальность позволяет преодолеть этот барьер.
Так, тупик на Ближнем Востоке в значительной степени результат религиозного консерватизма, представления о том, что моя вера - единственно верная... Ортодоксы с обеих сторон прикладывают очень много усилий, чтобы дело кончилось катастрофой. Это относится и к ортодоксам, которые закладывают камень Соломонова Храма, и более многочисленным ортодоксам с другой стороны.
Религиозная музыкальность - это пересказанное языком культуры, языком современного культурного человека то, что языком богословия первого века сказал Апостол Павел: «Буква мертва, только дух животворит».


Странное дело. Вроде и спорить не с чем, со всем согласен вроде, - но что-то вызывает жуткое, смутное но сильно ощутимое несогласие. Несогласие, какое трудно уловить и сформулировать во фразу.

Мне кажется, он утрачивает из виду общество, всматриваясь в отдельного человека. И - отказывается от общественного действия, посвящаясь действу личному. Мне кажется, он не зрит в корень проблемы. Мне кажется, его индивидуальная медитация не есть способ исцеления от социального, от капиталистического рака.

Мне кажется, он прописал нам чисто симптоматическое лекарство.

анализ, мировая политика, религиозное сознание, мир сошел с ума, философия

Previous post Next post
Up