Борис Норман
пишет:
...еще больший скачок, можно сказать - революцию, в формировании грамматических абстракций являют собой так называемые безличные предложения - высказывания, в которых нет подлежащего.Представить себе действие в отвлечении от того, кто его производит, от первого «участника ситуации», а иногда и вообще от каких бы то ни было участников, - изобретение не меньшее, чем колесо в истории человечества. Действительно, мы свободно говорим: Светает. А что светает? Что имеется в виду - день? утро? небо? небосклон?..Да неизвестно что! Вся штука как раз в том, что данное высказывание, состоящее из одного предиката (сказуемого), самодостаточно для обозначения ситуации. И не случайно рядом с банальными примерами типа Ветер перевернул лодку в некоторых языках, в том числе в русском, появляются конструкции типа Ветром перевернуло лодку. Кто здесь является первым «участником» - ветер? Нет, он специально «сдвинут» на вторые роли. А место подлежащего никем не занято или, лучше сказать, занято кем-тозаведомо неизвестным: человеческая мысль может представить ситуацию как бы происходящей саму по себе или по воле какой-то высшей силы...
..в связи с вышесказанным, расскажу я вам щас одну совершенно жЫзненную историю, в двух частях. Хотя точнее даже будет сказать, пьесу из жизни. В одном акте - но зато с интродукцией
предысторией.
Интродукция.
В нашем школьном учебнике руссич языка была, в числе прочего, описана
следующая история:
Морозным мартовским днем 1819 года ехал Владимир Иванович из Петербурга в Москву. По крепкому весеннему насту бежали сани. Гудел ветер, мела метель. На облучке дремал ямщик, закутанный в тулуп, сзади, поеживаясь от холода, сидел пассажир - юный мичман Даль. Вдруг ямщик ткнул кнутовищем в небо и, утешая, пробасил:
- Замолаживает…
Мичман вынул из кармана записную книжку и записал:
«Замолаживать - иначе - пасмурнеть - в Новгородской губернии, значит заволакивать тучами, говоря о небе, клониться к ненастью». С этого слова и начался его «Толковый словарь». Хотя впоследствии выяснилось, что ямщик произнес известное всем слово «замораживает». Просто он не выговаривал звук «р».
(зачеркнутой мною фразы в учебнике упомянуто не было: я сам только что об этом узнал!)...
...а ещё в нашем классе учился парень, Каструлёв Артём, достаточно адекватное представление о котором поможет вам составить
другая реальная история с его непоццреццтвенным участием.
Акт Первый, он же Акт Последний.
Урок английского. Училка = класснуха ведёт урок. За окном - осень, и непомнюкакойконкретно природный феномен - но фишка в том, что весь обзор из окна плотно затуманило не то дымом, не то паром, не то туманом, не то дождем...
Причем случилось это весьма внезапно, и весь класс застыл в полуобороте к окну, с раззяпнутыми ртами...
...и в этой абсолютной тишине мы слышим голос Каструлёва:
....замолаживает!...
...класс лёг...