Вопщем, товарищи, побачил я вчерась сабжевый кин - раз уж в Моск-Ву уехать не склалось (а токмо лишь сегоднечко сюдысь вот прибыл). И сейчас я его вам отрецензирую - раз уж времени покамест что есть. Вчера было, в смысле. Вчера всё писалось, т.ч. все даты сдвигаем ежли что...
Сразу честно скажу - буду обманывать, так как иначе мне пришлось бы рассказывать слишком многое... ((ц) В.П.Иванников, академик РАН. Из курса лекций по алгоритмам и алгоритмическим языкам, читаемых им студентам 1го курса на ф-та ВМиК МГУ)
А хотя, - нет. Лучше скажу всё как есть, благо гиперссылки рулят. А для тем кому ета тема пофик, я проставлю кат.
Итак, начали.
Фильм этот я внятно вознамерился посмотреть сразу же по прочтении этой вот книжки:
http://comrade-voland.livejournal.com/271445.htmlhttp://comrade-voland.livejournal.com/225765.htmlhttp://comrade-voland.livejournal.com/226652.htmlhttp://community.livejournal.com/medieval_liter/8473.html - причём вознамерился просмотреть его я, с внятным намерением проглумицца над свежим релизом оф мифологемы, в свете хотя и обрывнчного, но более-менее объективно-исторического знания о сабже. "О сабже", имелось ввиду - о "короле" Артуре, as he is in real "dark ages" history.
Однако, фильм definitely не дал повода для Глума такого типа. В общем и целом, надо отдать должное его создателям. И прежде всего - режиссёру и автору сценария. Они таки-сумели свести мифологемную компоненту в необходимый минимум, а компоненту историчную - раздуть настолько, насколько это вообще было возможно, чтобы moderately-advanced обыватель всё ещё согласился это смотреть.
Впрочем, они об этом - т.е. о претензии на историчность заявили в самом начале фильма, в претитрах.
"Historians agree that the classical 15th century tale of King Arthur and his Knights rose from a real hero who lived a thousand years earlier in a period often called the Dark Ages.
Recently discovered archeological evidence sheds light on his true identity.
"Историки сходятся во мнении о том, что прототипом героя классического предания 15го века о короле Артуре и его рыцарях послужил подлинный герой, который жил на тысячу лет раньше, в эпоху, которую часто называют "Мрачным средневековьем".
Недавние открытия археологов проливают свет на подлинные черты этого героя"
(перевод дан здесь сообразно автостенограмме закадрового текста. Однако считаю нужным особо отметить, что лично я считаю термин "Мрачное средневековье" одним из немногих явных лаж переводчика. Термин "Тёмные века" был бы намного более адекватен, по всем параметрам).
Я, правда, не поверил им было. А зря, - как впоследствии выяснилось.
Фильм, правда, дал повода для глума другого типа. Впрочем, об этом чуть позже.
Сначала - самая сильная сцена фильма. Это Артур, выправляющий вывих пальцев кисти руки освобождённой из плена Гвиненвер. Сцена действительно, не просто сильная а ОЧЕНЬ сильная. Я её выезал в ВитруалДубе, - выложил для всеобщего скачивания вот сюда:
http://ifolder.ru/1588551 И для просмотра - вот сюда:
http://s61.photobucket.com/albums/h76/Comrade_Voland/?action=view¤t=King-Arthur_the-Best.flv Затем, - самый сильный диалог фильма.
Епископ (протестуя против освобождения из застенков мини-инквизиции рабов-язычников): - Ты же из Рима! И ты христианин! Когда доберёмся до стены, тебя накажут за эту ересь!
Артур (приткнув клинок к горлу епископа, задумчиво-непреклонным тоном с лёгкой злинкой в голосе): - Может, убить сейчас - и будь что будет?
Монах (вступается за епископа и за их общие убеждения): - Я был готов умереть с ними! Да, чтобы наставить на истинный путь! Господь бог повелел приносить в жертву грешников - только так их души спасутся!..
Артур (выдаёт холодно-спокойно-злым голосом гениальную мысль-приказ): - Я исполню его волю. Замуровать его...
Монах (испуганно-охуевши): Артур...
Артур (ещё злее, но сохраняя энную дозу стали и хладнокровия в голосе): - Сказал, замуровать, как вы не поймёте! Господь велел их принести в жертву....
Самая поучительная сцена в фильме. Того же монаха, спустя совсем мало времени, размуровали прибывшие в оставленную крепость саксы. Вождь саксов допрашивает монаха, по ход дела убеждаясь в личном ничтожестве и подленьком засранстве этого последнего. После того, как монах добровольно сбалтывает вероятному противнику всё что он вообще знал про стратегично отступивших бывших-сопленменников, попутно умоляя пощадить и вообще лизоблядствуя по-полной, даже не вождь саксов, а сын вождя (т.е. по саксонским военно-племенным понятиям, лицо резко ниже рангом!) отдаёт приказ:
- Упрячь там, где нашёл!
И, лепет монашей мольбы о пощаде затихает где-то-там вдали...
Отсюда - вывод: засранцев и моральную падаль не чтят и не жалуют нигде. И правильно делают везде, что не любят эту пакостность нигде.
Теперь - по общесюжетной линии.
Фильм чётко делится на две половины. Примерно пополам, ежели по времени - реально, где-то час-пятнадцать на нуль-сорокпять.
Первая половина - это "Спасение рядового Райана" в постановке реконструкторского клуба "Гастингс", режиссёр - сэр Йобур, автор историчного сценария -
ya_veter. Шутка, катастрофически близкая к правде.
Вторая половина - наглядная анимированная иллюстрация к тому тезису, что "железяко-реконструкторы - это ещё-жывые бугуртовые культуры"(с). В смысле, что эта Половина есть ремикс из 95% квазиисторичного масс-файта и 5% диалогов-иллюстраций из псеводисторичного учебпособия по средневековой воинской чести и блаародству.
Теперь, - что глумит и/или торкает.
Глумит, почти каждая сцена масс-файтинга. Фраза "И казалосб бы, причём тут Овиплокос пиво Сокол?" приходит на ум постоянно. Она-то уже меня собственно и глумит...
Глумит, когда за Круглым Столом, судя по его размеру рассчитанном на десяток-двое-трое воинов, усаживается семеро, причём пятеро - кучно с одной стороны, а двое - тоже рядом, но напротив них. это уже, извините меня, не Круглый Стол, а брэйнринг какой-то. Если не "К барьеру!" со Владимиром Соловьёвым. А судя по тому, о чём шел разговор за етим самым вот столом, последний вариант - к Ыстине ближей всего.
Глумит, когда в ответ на реплику Артура в адрес Гвиневер, непросредственно перед боем, что "смотри, сколько там изголодавшихся мужчин!" она отвечает "не бойся, я спасу тебя, если они попытаются тебя изнасиловать!" Конечно, это ещё не яой, - а так, мелкая протояойка, - но всё равно глумит-с...
Глумит, когда на ледовом озере мегавоин, почти что классический полугоблин-полуорк, смутно напоминающий крутого новорусского братка в историчной антуражке, идёт с мегамолотом - и начинает долбить лёд, перед наступающим многотысячным противником. А всё для того, чтобы противник йопнулсо под лёд с гарантией, а не с вероятностью класса "so/so". Наверное, гигантские стальные дятлы-роботы долбят поверхность чорных дыр примерно как-то так же, гыгага...
Глумит, когда в последней битве фильма Гвиневер, полуобнажонная и в голубой боераскраске, устраивает художественный файтинг в духе гаймы "Mortal Combat". Реально, в таком рубилове её пошинковали бы в первые же пять минут. Фарша бы даже на поминки б не оставили! Без доспехов-то...
Глумит, когда вождь племени отдаёт приказ по войску "сжечь всё!", применительно к свежезахваченному селу. Невиртульная Мойшына Локалхоста, ага. Да как ви-таки так мойшете?... Грлыум-грлыумм...
Глумит то, как Артур яростно педалирует тему свободы. Слишком яростно для того, чтобы можно было поверить в историчность такого поведения. Хотя, иногда, в некоторых эпизодах, подобные сцены и суждения не глумят, а реально цепляют и/или торкают.
Торкает, и реально цепляет, когда после диалога наедине с Артуром, вожак саксов бросает в воздух, уходя на полпути к своим: "наконец-то, достойный противник..."
Ещё одна мысль. Пожалуй, главная какую я понял из фильма. Вот они все там возятся, воюют за что-то-там, со своими идеалами и нравами, устоями и планами, судьбами и семьями... а если вспомнить историю мира, скажем - от Цезаря до ноль-шестого года, и взглянуть на их дела в общеисторическом, так сказать, ракурсе - то становится даже как-то немножко щемяще-больно, насколько всё это ничтожно-зря, что ли... впустую даже, наверное... все их идеалы, планы, верования и мечты... вот, они воевали за свободу, и вроде как отвоевали её... а потом будет Вильгельм-Завоеватель. Будет Война Алой и Белой Роз. Потом - огораживания и законы о казни бродяг. За ними придёт мясорубка Оливера Кромвеля... потом будут войны, тирании, диктатуры и протектораты. Будет аншлюс Ирландии и опиумные wars, будут Манчестер и Верден, будут Чемберлен и Ленин, будут Гитлер, Черчилль и Тэтчер... и выходит, что все их завоевания канут в толщу истории, как мелкий и ни-фи-га вообще не значащий эпизод, как миг мимолётной вспышки утопично-пустых надежд, смятый под кровавым катком общественного прогресса и там на тысячу с лишним лет забытый... Вот от этой вот мысли - меня щемит где-то там внутри. Потому что вроде бы Люди, - сильные, героические личности, с идеалами и мечтами, с волей к их воплощению и с силой чтобы воевать и добиться всего. Целый мини-мир, - полный жизни, силы, мечты, любви и воли. А с другой стороны - мелкий полузабытый кровавый блинчик-трупик там, вдали, где проехалось паровое колесо катка истории...
И, взаместо позитивной концовочки, отмечу. Что Артур показан в целом правдиво, с исторической т.з. То есть, не как мегавоин и владелец волшебного меча, и не как король-покоритель Британии и части континента. Не как в позднейшей мифолегенде. А - как племенной вожак, умелый и опытный командиР-воитель. Военный предводитель, заработавший свою известность и свой авторитет своим воинским искусством и своим кровавым потом. Не факт, что самый видный изо всех - но факт, что один из топ-десятки виднейших воителей своей страны и эпохи.
И тут уже неважно, что реальный Артур был валлийцем, откуда-то с Уэллса - а этот наоборот, с соседями валлийцев враждовал и воевал. А собственно с валлийцами - даже и не контачил ни разу.
Тут главное то, что человек показан правдиво. Реальный вождь Артур был примерно таким же.
А изоморфизм имён и мест - какая, в конце концов, в нём разница? Да хоть горшком назовите...
Главное же - в печь не ставьте.
Потому что - человек.
ВотЪ.