Я
уже писал ранее про секрет ударничества товарисча Олексия Стахан-оффа, а теперь напишу также и про ткачих-стахановиц Виноградовых, Марию и Евдокию....
Рекорд на все времена
Достижения ивановских ткачих в производительности труда оказались не по силам их коллегам из Европы и Америки
Это было в начале 70-х годов прошлого столетия. Мне, тогда еще молодому журналисту, поручили взять интервью у знаменитой ивановской ткачихи, Героя Социалистического Труда Марии Ивановны Виноградовой. К тому времени она уже давно работала в Москве зам. директора НИИ лубяных волокон. А до этого, окончив Промакадемию, два десятилетия была заместителем директора Московской прядильно-ткацкой фабрики имени Фрунзе.
Вероятно, как земляка Мария Ивановна тепло встретила меня на проходной института. Поднявшись по узкой, деревянной, скрипучей лестнице, мы оказались в маленькой комнатке. Небольшой стол, четыре стула, графин с водой. «Вот это и есть мои апартаменты», - скорее в шутку сказала Мария Ивановна. Было ей в ту пору уже за 60.
Я заметил, что подъем по лестнице дался Виноградовой нелегко. Едва отдышавшись, она села за стол и первым делом спросила: «Ну как там мои ивановские девчонки - Зоя Пухова, Аля Смирнова, Валя Голубева?»
Я рассказал ей об Иванове, успехах местных текстильщиц, которые во все времена славились мастерством на всю страну. Виноградова слушала с интересом. Она всегда хранила добрую память о своей малой родине - Вичугской фабрике имени Ногина. Ведь именно отсюда в 30-е годы началось ее восхождение на рабочий Олимп. Вместе со своей однофамилицей Дусей Виноградовой они первыми в стране дерзнули перейти на обслуживание станков, число которых в несколько раз превышало типовую норму. Причем это были новые, только поступившие в отрасль станки. И хотя считались они автоматами, обрыв нити все равно ликвидировался вручную. А значит, каждый станок в течение смены требовал неоднократного «поклона».
Начинали с обслуживания 10 станков. После двух прежних станков и это казалось неимоверно много. Однако через полгода перешли на 16. Привыкли и взяли по 26, а потом аж по 40!..
«Это были годы начала индустриализации страны, - рассказывала мне Мария Ивановна. - Мы радовались новому оборудованию. Ведь уже не надо было за смену до 300 раз «целовать» челнок, вытягивая таким образом из него ниточку, как это было на старых станках. Причем Дуся сначала шла впереди меня. Вместе со своей сменщицей Валей Сандаловой они обслуживали по 70 станков! Это был рекорд отрасли. Но спустя три месяца Валя ушла в отпуск по беременности. Вот тогда-то мне и предложили пойти в сменщицы к Дусе. Я тоже отчаянная была, ну и согласилась. Инженеры помогли нам разработать наиболее оптимальный маршрут обхода оборудования, организовали бесперебойное снабжение сырьем. И дело пошло. Вдохновленные успехом, мы решили замахнуться на первый мировой рекорд производительности труда в ткачестве - стали обслуживать по 100 станков каждая! Такого не было ни в Европе, ни в Америке».
Примеру Евдокии и Марии Виноградовых последовали текстильщики не только родной Вичуги, но и Иванова, Москвы, Ленинграда, Костромы... А они замахнулись на новый рубеж - с конца 1935 года каждая из Виноградовых стала работать на 208, а затем - 216 станках!
Помню, сидя в московском кабинете, я спросил Марию Ивановну: «Неужели только соперничество с другими подвигало вас на эту немыслимую даже по сегодняшним меркам работу?!»
- Нет, конечно, - ответила женщина-легенда. - В ту пору по всей стране царил небывалый энтузиазм. Именно в те годы отменили нормирование продовольственных товаров, повысилась реальная заработная плата, в магазинах появилось больше товаров. Все видели, как предприятия на свои деньги строили первые жилые дома для рабочих, детские сады и ясли, пионерские лагеря, дома отдыха... И все это было доступно нам - простым людям. Как же было не вдохновиться!..
Энтузиазм молодых ткачих был по достоинству оценен правительством: в 1936 году Евдокию и Марию направили на учебу в Промакадемию в Москву. После ее окончания обе получили руководящие должности в столице. К сожалению, здоровье подвело Евдокию Викторовну, она скончалась в 1962 году. Мария Ивановна прожила до 1990 года. Обе похоронены в Москве.
Знают ли сегодня легендарных ткачих на их исторической родине? Не уверен в положительном ответе. Их имена в последние годы, как ни грустно, вспоминают все реже и реже... Одно могу сказать твердо: рекорд ткачих Виноградовых уже не будет побит никогда.
Владимир КНЯЗЕВ, ИВАНОВО
PS. И, я снова уже ушол из интернету...