Петер Випп: "Совершенно Секретно". (читал вчера-сегодня в электричке и метро).

Feb 07, 2007 15:27

Он глубоко вдохнул в себя кисловатый воздух подвала и постарался вытянуться в кресле ещё больше, поальше от этих ламп. Да, блеф! Только то они и знают, что доложил им Коллинз, что было записано в его анкетах. То, что началось тогда, в Лейпциге, во время осенней ярмарки.
И перед плотно закрытыми глазами Хансена понеслись картины, одна другой ярче, будто всё это было не три года назад, а произошло только вчера.
...Завод послал его в Лейпциг для публичной демонстрации нового сверхскоростного токарного станка. Послали не только как лучшего рабочего. Надеялись, что в шумной напряженной атмосфере ярмарки ему легче будет прийти в себя после смерти Эдит. В тот день, когда Коллинз появился рядом с его станком - как ясно он видит мельчайшие подробности! - один из художников-декораторов захотел повесить поверх рабочей диаграммы станка какой-то плакат. Что-то вроде: "Вперёд, к новым грандиозным победам!" Хансен не согласился. "Что за глупости? - сказал он тогда. - Мы агитируем здесь высокой производительностью, а не бумажными лозунгами!" Декоратор громко заспорил с ним, но Хансен попросту оттеснил его в сторону и продолжал знакомить посетителей со станком. Вот тогда-то и появился рядом с ним Коллинз. Грузный, мощный человек с весёлой улыбкой на губах. Его, конечно, заинтересовала перепалка из-за лозунга, но он и виду не подал. Просто подошёл и разговорился с Хансеном, а Хансен был ещё сильно возмущён и сказал несколько больше, чем следовало бы. Вечером они договорились встретиться в одном погребке. Это предложил Коллинз.
Хансен вовсе не думал, что совершает ошибку: почему бы и не побеседовать с американцем?. Коллинз всем очень интересовался и показал, что обладает некоторыми инженерными познаниями. Хансен и не думал, что Коллинз интересуется не только машинами...

А потом Хансен вспомнил моложавого лейтенанта, который его долго рассматривал в приёмной управления государственной безопасности ГДР. Лейтенант не сразу понял, в чём дело.
Лоренц мял в нетерпении шляпу. Его лицо стало замкнутым.
- Я пришёл к вам за советом.
Разговор этот был долгим. Потом они перешли в другое бюро, где с Лоренцом беседовал пожилой серьёзный майор. Его глаза смотрели на Лоренца взвешивающе, участливо.
- Если вы возьмётесь за это задание, помните: вас ждёт длительное одиночество, товарищ Лоренц. Вы сможете полагаться только на себя. Как солдат на передовом посту, - майор помолчал.
Лоренц слушал его, плотно сжав губы. Будет ли он в силах выполнить такое задание? Сможет ли?

- Я скажу вам своё решение завтра.
А на следующий день... На следующий день его принял полковник. Хансен вспомнил его крупную голову с седым ёжиком коротко постриженых волос. Его руку, которую он протянул ему в конце разговора. Это была рука старого рабочего, большая, сильная, на тыльной стороне белые рубцы и шрамы...

...и после этих слов для него и началась вторая жизнь. Дорога, на которую он вступил тогда, не была лёгкой. Но это была та дорога, которую он выбрал тогда, ещё в окопах шестой "непобедимой" армии под Сталинградом.

// Петер ВИПП: "Совершенно секретно". (сокращённый перевод с немецкого А.Полещука). -- Издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая Гвардия", 1965 г.

война разведок, ГДР и ФРГ, разделение Германии, холодная война, шпионаж, читаю, вербовка, Берлинский кризис, цитаты, шпионское

Previous post Next post
Up