Звукотехническое.

Feb 04, 2007 17:05

Мой ответ walter_simons, его тритарам и найденному им сборнику постчеловеческой музыки.

Головы рубят - арбузы летят!
Герой Константина Хабенского в «Ночном дозоре» шел по московскому метро, а шумело оно по-питерски.
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
Звукорежиссер Сергей Карпенко ловит нужные шумы; Сопроводить действие фильма шумами и звуками - целое искусство. Звукорежиссерам приходится использовать фантастические ноу-хау, чтобы добиться желаемого эффекта. Какие именно? Об этом расскажет «Телесемь».
Современная техника позволяет записать голоса артистов и шумы прямо на съемочной площадке, чтобы потом в тон-студии работы было меньше. Но добиться настоящей тишины, когда в кадре совсем не слышно посторонних шумов, удается редко. Звукооператоры сериала «Дело о «Мертвых душах», например, жаловались на... занятых в фильме гусей. Лапчатые артисты так гоготали, что их приходилось отгонять за пределы съемочной площадки довольно далеко.
- В «Ночном дозоре» мы тоже старались записывать актеров на съемочной площадке, - рассказывает звукорежиссер, обладатель премии «Золотой орел» Сергей Карпенко. - В студии дозвучивали лишь закадровый добавленный текст. А вот шумы, которые сопровождают фильм, нам приходилось писать отдельно. Что-то мы заимствовали из фонотек, что-то воспроизводили сами. В фонотеках мы искали, например, лай и рычание собак. В сцене, когда Городецкий (Константин Хабенский) отбивается от доберманов, были задействованы дрессированные собаки. И их рычание показалось создателям «Дозора» слишком интеллигентным.


Какое метро звучит богаче
Помните в «Ночном дозоре» эпизоды в метро? Так вот, шум метро записывали отдельно, причем не в Москве, а в Питере. Там и договориться легче, чтобы ночью киношников прокатили, и, поскольку перегоны в Северной столице длинные и глубокие, питерское метро звучит богаче и тревожнее, чем московское.
Пришлось идти на хитрость звукорежиссеру и при озвучании сцены битвы в самом начале фильма. Головы в этом эпизоде рубят направо и налево - с очень характерным неприятным звуком. Ради этого звука пали смертью храбрых... два арбуза. Так как работали над фильмом зимой, то приобретали арбузы за большие деньги, а потом тесаками разрубали их перед микрофонами. - Я читал, что именно так работали в свое время над озвучкой американского «Гладиатора», - говорят Карпенко. - А вообще люди нашей профессии постоянно держат «ухо востро» прислушиваются к незнакомым шорохам, ловят разные звуки. Я еду как-то в машине по тоннелю, в салоне открыт верхний люк. И вдруг слышу необычный гул, именно сверху. Это и шум машин, и шум тоннеля одновременно. Вот, думаю, надо его записать и использовать где-то.
Сажа помогла Данелия
- Иногда необычный шум сам идет в уши звуковикам прямо на съемках, - рассказывает звукорежиссер Екатерина Попова. - Так получилось во время работы над фильмом «Кин-дза-дза!» в Туркмении. Там среди пустыни мы обнаружили огромный завод по изготовлению... сажи. В печах на зтом заводе жгли угольные стержни, а подающие эти стержни механизмы издавали страшный, ни на что не похожий скрежет. Мы и решили использовать этот звук.
Подобное случилось и на картине «Параграф-78». В Севастополе, где проходили съемки, звуковики нашли заброшенную котельную. Два дня куролесили в ней: били палками по радиаторам, батареям, железякам, трубам. Записали пять часов такого интересного шума!


- Но избавиться от лишнего шума иногда ничуть не легче, чем его специально создать, - рассказывал звукорежиссер Борис Венгеровский. - На съемках фильма «Агония» выступление Пуришкевича (Юрий Катин-Ярцев) перед депутатами Госдумы решили записывать непосредственно на площадке. Но бесшумной камеры на съемках не оказалось. Тогда звукорежиссер поместил обычную камеру в специальный мягкий бокс и накрыл ее полушубками, чтобы меньше шумела. А между камерой и микрофоном выстроили ряды людей, чтобы их тела тоже глушили звук.
Хотя реальные шумы лучите записывать на съемках, даже более благополучным в техническом отношении американцам это не всегда удается. Звук автомобильной погони в фильме «Матрица: Перезагрузка» записывали отдельно: специально перед микрофонами гоняли те же машины, что были до этого в кадре.
За границей работа у звуковиков налажена намного четче и профессиональнее. Там этому уделяется больше внимания, денег, закупается лучшая аппаратура. У нас же пока режиссеры больше внимания уделяют картинке и видеоспецэффектам, а не звуку.


Словарик звукорежиссера.
Гур-гур - работа актеров над озвучанием массовых сцен. Несколько актеров перед микрофоном изображают толпу: кричат, ругаются, поют. Смешно звучит команда режиссера в студии: «Внимание, изображаем «гур-гур» ресторана...»
Тяп-тяп - озвучание эпизода, когда говорящего в этот момент актера видно со спины. Тогда актеру необязательно попадать «в губы» - добиваться, чтобы слова совпадали с движениями губ.
Бум (Boom) - большой микрофон на длинной палке. Ассистент звукооператора держит его во время съемок над камерой. Порой с этой тяжелой палкой в руках ему приходится стоять несколько часов.
Как записывают шумы
- Хруст снега под ногами (в фильмах «Морозко», «Вокзал для двоих») - мнут крахмал в матерчатом мешке.
- Потрескивание горящих дров в огне («Таежный роман») - перебирают пальцами обычный веник.
- Идет дождь («Три тополя на Плющихе») --льют воду из душа в жестяной таз.
- Едут танки («Батальоны просят огня») - крутят огромный деревянный барабан с булыжниками внутри.
- Чавкающее болото («А зори здесь тихие...») - месят руками в тазу растолченный в воде мел.
- Драка, удары («Москва слезам не верит») - бьют сложенные в мешок кочаны капусты.
- Шум шин по шоссе («Бумер») - водят кусочками старой кожи по асфальту.
- Хлопанье дверцами автомобиля («Зимняя вишня») - через тряпку стучат рукой по пустому ящику.
Фильмы «озвучивал» Олег ПЕРАНОВ.

звукорежиссура, тонкости профессии, техника, хитрости техники, кинематограф, звукотехника

Previous post Next post
Up