На этой неделе информационные агентства облетело сенсационное сообщение: серый африканский попугай по имени Нкизи, проживающий в Нью-Йорке, научился разговаривать с людьми. Имея запас в 950 слов, птица осмысленно говорит, отвечает на вопросы, способна к ассоциативному мышлению и, кроме всего прочего, имеет фотографическую память. Феномен Нкизи сейчас активно изучают ученые. Один из них, профессор Дональд Брум из Кембриджского университета, заявил, что животные не стоят на месте в своем развитии, что исследователям попадаются все более умные подопытные, а первенство по интеллектуальным способностям среди животных принадлежит попугаям.
(
"Курская Правда", 5 февраля 2004 года)
В Бийске попугай спас квартиру хозяев от пожара, сообщили "Интерфаксу" в УГПС Алтайского края.
Проживавшая в одной из квартир многоэтажного дома супружеская пара ушла в гости к знакомым. Женщина второпях оставила на кровати включенные электрические щипцы, которыми она перед выходом завивала волосы.
Спустя некоторое время после ухода хозяев щипцы раскалилась, и покрывало на кровати начало дымиться. Квартиру спас домашний любимец - говорящий попугай. Почувствовав дым, он начал кричать: "Пожар! Пожар!" Крики услышали соседи, которые и вызвали пожарную команду.
(
APUS.Ru - В мире животных)
Считалось, что установление традиций (передаваемых из поколения в поколение обычаев и норм поведения) свойственно лишь человеческим сообществам. Однако, по данным международной группы исследователей во главе с К.П. ван Схайком (C.P.van Schaik; Дьюкский университет в Дареме, штат Северная Каролина, США), такой способностью обладают и другие гоминиды. Изучив поведение шимпанзе в девяти регионах Африки, ученые установили, что в каждой популяции этих приматов - свои традиции (их выявлено 39). Список обычаев индонезийских орангутанов из шести популяций, за которыми ученые наблюдали в течение четырех лет, не так велик (всего 19), но они столь оригинальны, что о некоторых стоит рассказать подробнее (cм. также: Орангутан на краю пропасти // Природа. 2001. №1. С.82).
Так, на о.Суматра орангутаны, живущие в лесу Суак-Балимбинг, добывают воду из глубокого дупла, погружая туда пышную ветвь, а затем капая с нее себе в рот. А вот несколько примеров, относящихся к орангутанам из разных лесов о.Борнео. Приматы из Кинабатангана перед сном всегда шипят. Их соплеменники из Кутаи умеют почесывать недоступные части тела с помощью палочки. У обитателей Танджунг-Путинга сразу две особенности: во-первых, обезьяны сильно раскачивают сучок дерева со съедобными плодами, пока он не обломится, а затем подхватывают его на лету; во-вторых, вытирают себе морду зажатыми в кулаке листьями. В Кулунг-Палунге приматы используют приложенные ко рту листья в качестве усилителя звука.
Очевидно, что обезьяны обучаются навыкам друг от друга (cм. также: Учись, глядя на маму // Природа. 2001. №11. С.80), и в тех группах, где их общительность выше обычного, поведенческий репертуар богаче.
До сих пор считалось, что появление традиций у гоминид относится к эпохе, когда существовал общий предок шимпанзе и человека. Новые данные отодвигают это событие до времени расхождения линий азиатских и африканских человекообразных обезьян (14 млн лет назад).
Science. 2003. V.299. №5603. P.27, 102 (США).
(
Журнал "Природа", февраль 2004 г.)
Зная, что человекообразные обезьяны не способны воспроизводить звуки человеческого языка, группа американских ученых из Университета штата Невада (Беатрис и Ален Гарднеры) и Станфордского университета (Гереберт Террейс), предприняла попытку обучить их языку глухонемых (amslen) и общению с помощью компьютера (символов). Оба метода дали положительные результаты. Наибольших успехов в освоении amslen-а у Гарднеров добились самки шимпанзе Уошо и Люси. Уошо в возрасте девяти лет не только усвоила значения более трехсот слов, но и научилась строить из них короткие фразы, образовывать новые слова и даже менять порядок слов в предложении в зависимости от того, какая это фраза, повествовательная или вопросительная. В этой группе был проведен и более сложный эксперимент, когда самку и самца, владевшими языком глухонемых (Amslen), посадили в один вольер, чтобы посмотреть, как они поведут себя при появлении потомства. Когда у них появился малыш, ученые с удовлетворением наблюдали, как мать самостоятельно обучала своего малыша некоторым словам amslen-а. Но, к сожалению, у шимпанзе нет внутренней потребности к “чужому” языку и все описанные поразительные достижения принадлежат молодым животным - это игра. Взрослым шимпанзе человеческий язык не нужен, их вполне устраивает их природный язык жестов, поз и небольшой набор нечленораздельных звуков.
Опыт обучения человеческому языку был проведен и с гориллами, но при этом использовался не язык жестов, а “язык карточек”. Чемпионкой здесь стала молодая самка Коко. Ее начали обучать в 1972 году, когда ей исполнился один год. В 1978 году она знала 645 символов. 345 из них она свободно использовала в общении с инструктором: могла сказать, что у нее болит, когда ей нездоровится; свободно выражать свои желания; отвечать на вопросы о прошлом и будущем времени. Коко имеет представление о таких абстрактных понятиях, как скука и воображение; умеет ругаться: “Ты плохая грязная уборная!” - обидевшей ее женщине-инструктору; придумывает название незнакомым ей ранее предметам и животным: “вода-птица” - это лебедь, “вода-ягода” - арбуз и т.п. Позже запас английских слов, которые она понимает, превысил 2000. Когда Коко подарили бесхвостого котенка, она его очень полюбила и придумала ему имя “Шарик”
В августе 1999 года Коко принимала активное участие в пресс-конференции, проводившейся по Интернету. Она отвечала на разные вопросы корреспондентов, причем не только о том, что было в студии, но и о доме и дворе своих хозяев, о живущих там людях и домашних животных, называла их имена и клички, и на многие другие. На вопрос корреспондента, кем она является, Коко ответила: ”Я ? отличное животное - горилла”.
Это была первая в истории пресс-конференция животного перед людьми. Она была показана по телевиденью и ее могли увидеть миллионы людей.
Обезьянам присуще чувство юмора. Однажды Коко воспользовалась тем, что инструктор вошел к ней в клетку и оставил ключ в замке. Выскочив из клетки, она закрыла дверь на замок и больше часа развлекалась, отказываясь выпустить его. Вдоволь насладившись созерцанием человека в клетке, она пожалела своего пленника и выпустила его.
В зоопарке Пхеньяна шимпанзе украл у своего служителя пачку сигарет, спрятал ее за спину и развлекался тем, что выдавал ему только по одной сигарете, пока они не кончились.
Когда Уошо задали вопрос, кого она видит, смотрясь в зеркало, она ответила: “Я Уошо”.
Обученную amslen-у шимпанзе Вику попросили разложить набор фотографий людей и животных на две кучки - в одну людей и в другую животных. Она положила свою фотография к людям (рядом с Элеонорой Рузвельт), а фотографию своего красавца отца положила к животным, рядом со слонами и носорогами.
Выяснилось, что обученные человеческому языку шимпанзе чувствуют свое превосходство над своими “неграмотными” сородичами. Они считают их “низшей расой”, ведут себя по отношению к ним высокомерно и презрительно называют “черная обезьяна” и т.п. Рис.
Не уступают шимпанзе и гориллам лесные молчальники орангутаны. Так, запас слов самца оранга Панибаниша составляет примерно 3000 английских слов, а его коллеги Чантеки - примерно 2000.
Панибаниша ведет разговор с журналистом Джонатаном Ли:
- Гость принес мне что-нибудь вкусное?
- Конечно, я положил это в холодильник. Ты хочешь, чтобы я принес это?
- Да!
Когда журналист принес закрытый бумажный стаканчик, он спросил у Панибаниша:
- Ты знаешь, что это?
- Желе.
Учтите, что это фрагмент разговора, который вёл Панибаниша с незнакомым ему человеком.
Проанализировав результаты этих экспериментов, один из ведущих ученых в этой области Герберт Террейс пришел к выводу, что большинство фраз, составленных его питомцами, были лишь имитацией тех слов и выражений, которые исследователи применяли в процессе общения со своими питомцами, результатами постоянной дрессировки и заучивания “наизусть”. Другими словами, животное прибегало к своего рода подлогу, не понимая взаимозависимости между элементами, составляющими слово и фразу.
Исследователи Центра разработали программу экспериментов, имеющих целью выяснить, способны ли обученные amslen-у обезьяны без вмешательства людей передавать полученные знания и навыки своим собратьям.
В 1985 году на конгрессе в Лос-Анджелесе исследователи Центра супруги Футс доложили о результатах своих работ. Сначала они подсадили в клетку Уошо маленького Лулу. Тринадцатилетняя Уошо проявила к малышу поистине материнские чувства и занялась его воспитанием. Через некоторое время было замечено, что она учит своего воспитанника языку жестов. Она начала с самого простого слова “еда”. Она складывала его руки нужным образом и издавала звуки, которыми шимпанзе обозначают наличие пищи. Громким криками она выражала чувство голода, подтверждая свое требование знаком “пища”. Лулу сначала сидел рядом и удивленно смотрел на нее. Но потом он понял смысл нужного положения рук - первое слово было усвоено..
Ученик постепенно делал успехи, и к трехлетнему возрасту его “словарь” составлял 28, а еще через два года 47 “слов”. Удивительна настойчивость волосатой учительницы. И ведь Уошу никто не обучал педагогике и методике обучения иностранным языкам!
Этот эксперимент полностью опровергает традиционное утверждение зоопсихологов о том, что у животных нет долговременной памяти.
Другая серия опытов предусматривала анализ содержания “бесед” между обезьянами. В первое время шимпанзе были разделены на две группы. В одну входили 16-летняя Уошу, 8-летняя Моя и трехлетний Лули. Другую группу составили 5-летняя самка Татю и 8-летний самец Дар. На заключительном этапе обе группы были объединены.
На основе наблюдений за этими животными ученые сделали следующие выводы: В период изоляции, когда шимпанзе жили обособленными группами, число “бесед” между ними составляло примерно 38 в месяц, а с момента соединения двух групп в одну возросло до 378! Отсюда следует вывод, что чем шире круг общения, тем “разговорчивее” обезьяны. При этом было отмечено, что 39 процентов знаков, употребляемых во время “бесед”, относились к различным аспектам социальной деятельности (например, приведение себя в порядок), 29 процентов связаны с попытками успокоить или ободрить других членов группы, 29 процентов касались игр и лишь 5 процентов использованных знаков были связаны с пищей. В процессе общения обезьяны придумывали друг другу имена.
Анализ показал также, что во время первого этапа эксперимента (две группы) 90 процентов всех знаков Лулу употреблял в “разговоре” со своей приемной матерью, а на втором этапе только 54 процента, поскольку он общался еще и со своими старшими собратьями: 9 процентов “слов” были адресованы Мое, 10 - Татю и 27 - Дару. Помимо того, что шимпанзе оказались в состоянии передавать приобретенные знания друг другу, ученые отметили тот факт, что между животными возможно установление контакта способами, не присущими им от природы. Вопреки мнению многих ученых, они по собственной инициативе использовали язык созданный для них людьми.
Панибаниша самостоятельно обучает человеческому языку своего годовалого сына Ньюта, и тот даже может переводить с “обезьяньего языка” на человеческий.
Из этого можно сделать вывод... (см.
Вадим Макаров: "О разуме, языке и мышлении животных и реликтовых гоминоидов", Ноябрь 2005.)