Архипелаг Ёдок, или немного внутренней кухни буржазно-антисоветской политпропаганды...

Mar 11, 2006 19:13

(Los-Angeles Times, в переводе InoPressa.ru): Концлагерь в КНДР стал темой мюзикла, написанного перебежчиком в Южную Корею Может быть, с тех пор как Мел Брукс задумал "Весну для Гитлера" в комедии "Продюсеры", никто не выбирал для мюзикла столь необычную обстановку.
Хоры марширующих солдат и измученных политзаключенных затанцуют на сцене, после того как в марте пройдет премьера мюзикла "Йодук" - о лагере, название которого звучит для корейцев как Освенцим.


(К.В.Асмолов makkawity, кореевед): Весьма забавно, так как в Ёдок (сей вариант транскрипции точнее) находился и приснопамятный Кан Чхоль Хван, из мемуаров которого следует что это не Аушвиц, а лагерь перевоспитания для аналога ЧСИРов.

(Los-Angeles Times, в переводе InoPressa.ru): "Йодук" не автобиография, Юнь не был узником, хотя в лагерях томятся десятки тысяч людей, среди которых много политзаключенных. Но он вполне мог бы там оказаться, если бы не повороты судьбы.
Он вырос в Пхеньяне. Его отец работал в государственной компании, занимавшейся импортом бронированных "Мерседесов" для руководства страны.
Юнь учился в Колледже театра и кино, где имел возможность смотреть иностранные фильмы. Больше всего он любил картины о Джеймсе Бонде. Но в 1994 году любовь к иностранной культуре навлекла на него беду - его поймали на том, что он нарушает закон, слушая южнокорейское радио, и приговорили к 13 годам тюрьмы.
"Они всегда берут кого-то из элиты для примера", - сказал Юнь.
Он бежал, когда грузовик, на котором его везли в тюрьму, перевернулся во время бури. Ему удалось перебраться в Китай, а оттуда - в Южную Корею.


(Из биографии А.А.Зиновьева, диссидента-советолога): Академическая карьера А.А. Зиновьева складывается удачно. Уже его кандидатская диссертация, посвященная логике "Капитала" К. Маркса (1954), получила широкий резонанс. На основании личных воспоминаний могу сказать, что во второй половине пятидесятых годов для нас, студентов философского факультета МГУ имени Ломоносова, имя А.А. Зиновьева наряду с именами Э.В. Ильенкова и некоторыми другими было символом новых идей, борьбы против догматизма. В 1960 году А.А. Зиновьев защитил докторскую диссертацию, вскоре после этого он получил звание профессора и стал заведовать кафедрой логики в Московском университете.
[ . . .]
В 1976 году произошло событие, обозначившее новое направление интеллектуальных усилий А.А. Зиновьева и круто изменившее его жизнь. Он неожиданно для всех выступил с книгой "Зияющие высоты", представлявшей собой выполненное в художественной форме критическое исследование некоторых сторон советского социального строя; все понимали, что за жизнью и нравами вымышленного Ибанска подразумевалось совсем невымышленное общество. Она была опубликована "там", на Западе. Этот факт решающим образом предопределил восприятие книги. На нее стали смотреть сквозь призму эпохального противостояния коммунистической и антикоммунистической идеологий. А.А. Зиновьеву отвели роль антикоммуниста, со всеми вытекающими в те годы последствиями: он был исключен (причем единогласно) из партии, выгнан с работы, выслан из страны, лишен гражданства, всех научных степеней, званий, наград, в том числе военных. Вокруг него была создана атмосфера замалчивания. Все было организовано так, как будто вообще не существовало такого человека. Можно ли было придумать более наглядное доказательство правдивости "Зияющих высот"?
[ . . .]
С 1978 года начинается эмигрантская жизнь А.А. Зиновьева, которая продлилась 21 год. Все эти годы он жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом, не имея постоянного места работы и источника существования. В 1980 году выходит его научный труд "Коммунизм как реальность", излагавший основы разработанной им теории реального коммунизма и охарактеризованный известным социологом и советологом Раймоном Ароном как единственная действительно научная работа о советском обществе. Одновременно с этим появляется огромное количество научных и публицистических статей, докладов, интервью, излагающих, уточняющих и развивающих его теоретические и социальные позиции; они лишь отчасти опубликованы в сборниках "Без иллюзий" (1979); "Мы и Запад" (1981); "Ни свободы, ни равенства, ни братства" (1983). Особо следует отметить его научно-литературные произведения, замечательную серию социологических романов и повестей того периода: "Светлое будущее" (1978), "В преддверии рая" (1979); "Желтый дом" в 2-х томах (1980); "Гомо советикус" (1982); "Пара беллум" (1982); "Нашей юности полет" (1983); "Иди на Голгофу" (1985); "Живи" (1989). В них он продолжает то, что начал в "Зияющих высотах", - в свойственной ему художественно-сатирической манере исследует советский социальный и человеческий опыт.


(Los-Angeles Times, в переводе InoPressa.ru): Будучи перебежчиком, он не выступал против режима КНДР. Все изменилось в 2002 году, когда до Юня дошел слух, что его отца казнили. Он думает, что отца убили не только из-за бегства сына, но и из-за телепередачи о перебежчике из КНДР, над которой работал Юнь.
"После этого я стал серьезнее", - сказал Юнь. Он начал интересоваться нарушениями прав человека в КНДР, беседовать с бывшими политзаключенными, и у него родилась идея "Йодука".
"Этот мюзикл - возможность дать выход печали по поводу смерти моего отца", - заявил он.


(А.И.Солженицын, советский диссидент): Со стеснением в сердце я годами воздерживался от печатания этой уже готовой книги: долг перед еще живыми перевешивал долг перед умершими. Но теперь, когда госбезопасность всё равно взяла эту книгу, мне ничего не остаётся, как немедленно публиковать её.

(Los-Angeles Times, в переводе InoPressa.ru): Сюжет "Йодука" построен вокруг истории известной актрисы из Пхеньяна, попавшей в политическую немилость из-за того, что ее отец встретился со своим южнокорейским братом, которого не видел с Корейской войны 1950-1953 годов. По законам КНДР такие контакты считаются преступлением, а наказывать за преступление одного члена семьи можно всех. Актрису забирают с репетиции и вместе с отцом увозят в "Йодук".
Она оказывается с человеком, который сжег фотографию Ким Чен Ира, и другими политическими преступниками. В конце ее насилует охранник, она беременеет и вешается.

Это вымышленная история, но она правдоподобна, говорят перебежчики из КНДР. Около полудюжины бывших узников "Йодука" живут в Южной Корее, и с многими из них Юнь встречался, работая над либретто. Среди них Ким Янг Сун, 68-летняя перебежчица, которая ставит в мюзикле танцы. 1970-е годы Ким провела в основном в "Йодуке" со своими детьми.
Ким говорит, что лагерь точно изображен в мюзикле, но она никогда не слышала об изнасилованиях и самоубийствах. ("Совершить самоубийство невозможно, потому что за это накажут твоих родственников", - говорит она.) На первых репетициях она плакала, особенно во время сцены, в которой расстреливают мальчика, так как она напомнила ей о смерти одного из сыновей, который утонул в реке.

"В мюзикле нет преувеличений и неправды, - сказала она. - Таков "Йодук", хотя реальность, конечно, страшнее".


(comrade_voland, старший сонгункомманданте внешней разведки КНДР): Эй, санитары! Психиатора сюда, и срочно!

(Старый Русский, практикующий врач-психиатр со стажем): Тут я здесь! Ты звал меня, товарищ сонгункоманданте?"Интересно, чем вы больше гордитесь? Тем что в 1977 году Всемирный конгресс психиатров осудил советские злоупотребления психиатрией а в 1983 году советскую делегацию за это же исключили из Всемирной ассоциации психиатров?" - я как человек живший В СОЗНАТЕЛЬНОМ возрасте во времена холодной войны отношусь к этому примерно как к "всемирному бойкоту" московской олимпиады :-). У меня разумеется и в мыслях нет отрицать лечение диссидетов принудительно в профильных клиниках, но я просто во-первых знаю немало народу которых таким образом спасли от лагерей, а во-вторых глядя сегодня на некоторых бывших "правозащитников" типа Новодворской, понимаю, что коллеги были не так уж не правы с диагнозом ;-).

(Los-Angeles Times, в переводе InoPressa.ru): Лагерь находится в горной провинции Северный Хамген. Полагают, что там содержится более 40 тыс. человек, говорится в докладе американского Комитета по правам человека.

(А.И.Солженицын, советский диссидент): «Считается, что четверть Ленинграда была посажена в 1934-1935 гг. Эту оценку пусть опровергнет тот, кто владеет точной цифрой и даст ее»

==============================

Тёмное дело антисоциалистической политпропаганды через художественно-драматическое искусство - живёт и побеждает?

А история, выходит - опять повторется?
Previous post Next post
Up