О морали и религии

Nov 25, 2005 22:13

О религии и морали.

Поскольку некоторые граждане временами выдают пёрлы навроде вот этого:
Наоборот, вне религиозного поля у Запада нет никаких шансов.
Духовный вакуум не может поддерживаться безнаказанно.
Результат в ближайшей перспективе - потеря воли к жизни и депопуляция.
Каковые процессы сейчас наблюдаются и на Западе и России.

или вот этого:
А при чем здесь мировоззрение?
В де-факто безбожных областях не происходит простейшего воспроизводства коренного населения.
Исчезает семья как ячейка общества.
Распадаются 70% браков.
Потеря девственности в 13 лет стала обычным делом.
Измена мужу перестала считаться грехом.
Исчезает понятие "приличие" - это видно и по современной моде, когда отличить "честную" девицу от проститутки становится попросту невозможно.
Общество, где размыта до полной неразличимости грань между дозволенным и грехом, где от совокупления на площади удерживает только угроза штрафа - неизбежно разделит судьбу Древнего Рима.
Который исчез под натиском варваров отнюдь не по причине своего технического отставания.


То я позволю себе более-менее пространно высказаться касательно-относительно религии и морали масс. Надеюсь, что в лимит ЖЖ-поста я на этот раз таки-уложусь...
Итак, в религиозном вопросе надлежит разделять две стороны: моральную и институциональную. То есть разделять моральные установки к-л религии и церковь как социальный институт, опирающийся на эту религию.ъ
Начнём с морального аспекта. Заявления ряда граждан, что религиозность человека есть наилучший способ удержать его на праведном пути, рассеиваются аки предрассветный туман после знакомства с объективной фактической стороной вопроса.
Оговорюсь, что о моральных какчествах православных иерархов царского периода я уже писал, критикуя писанину Солженицына. Уже приведённые там факты развевают заблуждения касательно-относительно церкви как неприступной цитадели истинно-христианской морали.
Однако мне могут предъявить такой накат, что мол в условиях атеизма всё было бы ещё хуже, сильно-сильно хуже... Что ж, придётся ткнуть таких граждан носом в fuck-you... эээ, миль-пардон, в факты.
И-Так! Ющенко - Так! Как всем, вероятно, широко известно, КНДР aka Северная Корея есть страна научно-атеистическая, даже более того - воинствующе-атеистическая. А вот в Южной Корее более 40% католиков и свыше 15% протестантов. Точнее не помню, но ясно, что верующих там - заведомо больше половины. Точнее сказано здесь вот: в Южной Корее число неверующих достигает 46%
А в итоге получаем - что? А в итоге получаем вот что:

Затем наступают более серьезные трудности, связанные с собственно взаимоотношениями разных менталитетов и вытекающим из них культурно-психологическим отчуждением пришельцев от «местных». С точки зрения живущих на Юге северян южане «эгоцентричны, корыстны, холодны и высокомерны к бедным и неудачливым». Как сказал по этому поводу А. Ланькову один из его респондентов, «Север живет бедно. Но насколько он беден, настолько же и внимательны его люди друг к другу. Там нет здешнего бессердечия».
12 декабря 2002 г. «Korea Herald» опубликовала статью под названием «Моральный кризис наших детей», написанную по материалам серии опросов, проведенных Transparency Internationаl среди 1005 учащихся старших и средних школ Сеула.
Газету шокировал не столько «аморальный облик» молодежи, сколько то, как она воспринимает современное ей общество. 91% опрошенных заявили, что корейское общество насыщено коррупцией, но 41,3% воспринимают ее как приемлемый способ выживания и считают естественным нарушать закон, если тебя никто не видит. 28,4% готовы дать взятку, если это позволит решить их личные проблемы, а 33% предпочтут, столкнувшись с проявлениями коррупции, из соображений личной безопасности сделать вид, что ничего не заметили.
16% заявили, что они готовы «погрязнуть в коррупции» и отсидеть 10 лет в тюрьме за 1 млрд. вон, а 22,7% сказали, что ничего не имеют против нарушения закона, если это принесет пользу их родственникам или друзьям. В ответ на вопрос о причинах распространения коррупции 64% назвали неадекватные наказания, а 29,9% сослались на распространенное утверждение том, что жить, не нарушая закон, нельзя.
Еще один показательный опрос был проведен ЮНИСЕФ в странах Восточной Азии и Тихоокеанского региона среди примерно десяти тысяч детей и подростков в возрасте до 17 лет. Представленные данные продемонстрировали чрезвычайно низкий уровень пиетета, который корейская молодежь испытывает по отношению к старшим. Уважение к старшим испытывает всего 13% опрошенных (для сравнения - в Гонконге этот показатель был равен 39%, а во Вьетнаме - 92%), что говорит о чрезвычайно растущем отчуждении между поколениями и падении престижа родителей и учителей в глазах молодых. Тот же опрос показал, о чем предпочитают разговаривать между собой корейские школьники. 35% их разговоров занимают интернет и компьютерные игры (в среднем по региону - 4%) и 15% (в среднем по региону - 53%) - школьная тема.

По данным газеты «Хангёрэ Синмун», в Корее самый высокий процент курящих в мире, но согласно данным Комитета по Защите Молодежи, хотя по сравнению с 1997 г. процент курящих учеников старшей школы в 2000 г. упал с 35,3 до 27,6%, процент курильщиков в средней школе поднялся с 3,9 до 7,4. Увеличилось и число курящих девушек - старших школьниц - с 8,1 до 10,7%, а также - среди учеников младшей школы, где табак пробовали 12,3% мальчиков и 3,4% девочек. А половина учеников элементарной школы (5-6 класс по нашим меркам) уже пробовала алкоголь.
В последние несколько лет резко подскочил и уровень детской преступности, который особенно возрос по числу грабежей, изнасилований и убийств. По данным Корейского Института Криминологии, хотя общее количество преступлений сократилось, детская и подростковая преступность составляет 6-7% от общего их числа и процент этот постепенно растет, а 36% молодежи, осужденной за различные преступления, совершают рецидив.
Молодежная преступность резко возросла в середине 1990-х гг., достигнув в 1997 г. 150 тысяч случаев, а средний возраст малолетнего преступника снизился на 2-3 года.

Другой блок проблем касается взаимоотношений между самими учениками, в первую очередь «неуставных». По данным Korea National Statistical Office, 3% подростков подвергались насилию или оскорблению одноклассников более раза в неделю, а 1,3% являются жертвами постоянной травли.
Однако, только 35,4% считают «неуставные отношения» в школе серьезной проблемой: о случаях насилия родителям рассказывали только 26,5% (50% делились со своими друзьями или сонбэ) и более двух третей (67,7%) не сообщали о факте по инстанциям, опасаясь мести или того, что школьные власти спрячут неприятную статистику.
Среди причин этого явления 54,1% называют влияние общей культуры и упавших нравов, 20,5% - семейные проблемы, а 16,7% - отсутствие направляющего влияния со стороны школы, выраженное в неспособности приструнить хулиганов.

2001 г. был объявлен «годом резко возросшего насилия в школе», жертвами которого по информации Министерства образования, стали 160 тысяч учащихся. По данным опроса, проведенного при участии полиции среди 8353 школьников, 11,6% сталкивались с насилием в школе. А по данным негосударственной организации «Фонд предотвращения молодежного насилия», каждый год жертвами становятся 20,5% учащихся элементарной школы, 18, 8% средней и 5, 5% старшей.
Среднестатистический кореец выпивает в день 5,4 г алкоголя, мужчина в возрасте от 30 до 49 лет - 14,4 г, что равноценно примерно 1,5 рюмкам сочжу. В 1999 г. количество употребленного сочжу достигло 59 бутылок на душу населения. Но если исключить детей и в основном не потребляющих этот алкоголь женщин, то получится, что средний кореец выпивает две бутылки сочжу в неделю, не считая пиво и виски (Корея занимает 4 место по его импорту). Активнее всего молодежь начинает употреблять алкоголь в институте, окончательно привыкая к нему во время «корпоративных пьянок», когда отказаться от выпивки практически невозможно.
Опрос старшеклассников, проведенный в 2001 г. при содействии министерств Образования и Управления человеческими ресурсами среди 2543 старшеклассников Сеула и иных крупных городов показал, что 13,5% юношей и 8,1% девушек уже вступали в половую связь. 10,8% девушек после этого забеременели, и в 77% это закончилось абортом. 17,8% парней и 13,6% девушек предохранялись, но 33% не пользовались этим из-за психологических трудностей, связанных с покупкой контрацептива, а 9,1% - из-за незнания того, как это делается.
По данным иного общенационального опроса, проведенного в Южной Корее службой Гэллапа в 2002 г., в половую связь вступали 6,4% учеников средних и старших классов. Чаще всего «потеря невинности» происходила в 16 лет (38,5%). В 15 лет это случалось у 23,7% подростков, в 14 лет - у 11,9%, а в 17 лет и старше - у 10,4%. Около 60% юношей и девушек сообщили, что первый половой акт у них был не со случайным партнером, а с подругой (другом).
Следствием такой непросвещенности является то, что 60% из совершаемых в РК ежегодно двух миллионов абортов приходится на долю несовершеннолетних. При этом если 33% из них объяснили свою беременность неудачным предохранением, то 29,4% забеременели в силу своей неосведомленности. Институт здравоохранения и социальных проблем приводит данные о резком росте числа несовершеннолетних матерей, обращавшихся за социальным пособием: их% возрос с 24,3 в 1991 г. до 47,9 в 1997 г.

57% мужчин и 31% женщин признали свой интерес к порнографии и занимались ее поиском в интернете. Как выяснила группа социологов университета Корё, проводившая опрос в нескольких высших школах, 66,3% опрошенной молодежи впервые посмотрели порнографию в интернете в средней школе, а 27,3% - в старших классах элементарной школы (5-6 класс по нашим меркам). 15% опрошенных заявили, что смотрят порно более трех раз в неделю, а 6,5% тратят только на это более двух часов в неделю. 69,9% смотрят это у себя дома, 17,6% - у друзей, остальные - в компьютерных классах школы или в интернет-кафе.
Впрочем, преступления сексуального характера в РК совершаются чаще, чем разбой или кражи. По данным корейского Института криминологии, 19,9 из ста тысяч представителей молодежи совершили преступления на сексуальной почве (от насилия до распространения материалов порнографического характера). Замечая, что этот показатель в три раза выше, чем в Японии, криминалисты относят данный факт за счет господства двойных стандартов и недостатка сексуального образования.
358 тысяч мужчин в Южной Корее ежедневно покупают сексуальные услуги. Примерно 20% мужчин в возрасте от 20 до 64 лет навещают проституток 4-5 раз в месяц, оставляя каждый раз «жрицам любви» в среднем 154 тысячи вон. Сексом за плату занималось около 1% юношей и 1,5% девушек старшего школьного возраста, а еще менее 1% платили за него сами.
Отдельные протестантские активистки утверждали, что в Корее насчитывается от 1 млн. до 1 млн. 200 тысяч проституток, что составляет 10% всего взрослого женского населения и вдвое больше численности армии РК, в то время как данные, опубликованные Корейским институтом криминологии, говорят «только» про 330 тысяч женщин, что составляет более 4% женского населения РК в возрасте от 20 до 40 лет и примерно 8% всех работающих женщин данной возрастной группы.
Специалисты Института криминологии оценили стоимость услуг, оказанных представительницами древнейшей профессии в прошедшем году, в 24 триллиона вон, то есть около 20,4 миллиарда долларов США и 4,1% от ВВП страны, а количество «злачных мест» в Сеуле и в шести других городах страны - в 5,5 тысяч.
Отдельно следует выделить и «любительскую сферу», - полуофициальную подростковую проституцию, которая привлекает все большее внимание. Сразу же отметим, что речь идет не столько о насильственном вовлечении несовершеннолетних во «взрослую» проституцию, сколько о ситуации «вончжо кёчже» («сексуальные отношения в обмен на помощь»), весьма точно показанной в фильме Ким Ки Дока «Самаритянка», когда инициатива исходит от самих девочек. Именно она рассматривается общественным мнением как наиболее яркий пример падения нравов, поскольку такие сексуальные отношения покушаются на традиционные взаимоотношения отцов и детей или учителя и учеников.
Масштабы этого явления трудно оценить количественно, так как в прессе обычно всплывают лишь отдельные скандальные истории, однако, когда в 2001 г. полиция развернула особо активную кампанию по борьбе с подростковой проституцией, писали, что несовершеннолетних проституток в Южной Корее около 500 тысяч.
По данным опросов, проводимых Специальной Комиссией по детской проституции, примерно 1/10 опрошенных ими учеников средней школы чувствовала желание подзаработать таким образом, а 4,8% заявили, что имели подобный опыт. При этом 88,2 % опрошенных малолетних проституток-любительниц сказали, что занимаются этим, чтобы заработать на жизнь, и только 5,9 % сослались на любопытство.
Что же касается тех, кто работает «официально», то в период между сентябрем 1997 г. и августом 1998 г. прокуратура выявила 5048 девочек-подростков, работающих в барах и иных заведениях, в которых запрещено использовать их труд, в том числе 804 именно в борделях. 1051 из них были школьницами, из которых 311 не достигли 16 лет.

Проведенное Национальной комиссией по правам человека исследование показало, что каждый седьмой южнокорейский солдат подвергается сексуальным домогательствам со стороны сослуживцев. Из 670 опрошенных 15,4% стали жертвами сексуальных домогательств. Чаще всего (70% случаев) имели место домогательства со стороны старослужащих. И только в 4,4% случаев солдаты сообщали о приставаниях к ним командиров.

Итак, почти патологическая (для страны конфуцианско-буддистского культурного региона) христианская религиозность ничуть не спасает южнокорейцев от тотальной и всесторонней моральной деградации.
Зато северокорейцы, несмотря на своё почти поголовное безбожие, куда более гуманны и, скажем так, духовно чисты.

В связи с этим возникает вопрос: а может, это всё - совпадение? Типа единичный случай?

Ну что ж, рискну попытаться доказать обратное. Рассмотрим США, в которых мы имеем следующее:
Интересные статистические данные опубликовал MIGnews.com со ссылкой на American Religious Identification Survey.
По данным этой организации в 1991 году 90% взрослых американцев считали себя принадлежащими к определенной религиозной группе. В 2001 году число верующих жителей США уменьшилось до 81%. При этом около 54% взрослых жителей США регулярно посещают церкви, мечети, синагоги или иные места для участия в богослужениях. Остальные не считают своим долгом посещать храмы.
.

И что же мы там увидим, а?

А увидим мы там Содом и Гоморру!!!

- Треть всех детей в США рождаются вне брака. Половина всех американских детей будет жить в доме с одним родителем (CNN, 10 декабря 2004).
- "Примерно каждый четвертый американец [считает] что допустимо добиваться своего с помощью насилия" ("Европейская мечта", стp.32).
- Согласно опросу PEW 43% американцев считают, что пытки иногда оправданы (Associated Press, 19 августа 2004).
- В 2002 году, последнем, для которого доступны такие данные, почти 900.000 детей стали жертвами жестокого обращения или отсутствия заботы (USA Today, 21 декабря 2004).


Ежегодно:
2,900,000 детей не получают должного ухода, часто подвергаются побоям и
5,000 детей погибают от рук родителей.
1,000,000 детей убегают из дома, в основном из-за агрессии, в том числе, сексуальной.
30,000 детей становятся нетрудоспособными из-за нанесенных увечий.

126,000 детей рождаются с серьезными врожденными болезнями, в основном из-за неправильного внутриутробного ухода и поведения родителей (недостаточное кормление, условия окружающей среды, использование матерью наркотиков).
125,000 умирают в раннем возрасте от злоупотребления алкоголем.

135,000 детей идут в школу с оружием

700,000 женщин подвергаются насилию. Одна женщина каждые 45 секунд.

13,000,000 жертвы преступлений (драки, насилие, изнасилование, вооруженные ограбления, итд.)
23,000 убиты.
85,000 ранены огнестрельным оружием.
38,000 из них умирают, включая 2,600 детей.

5,500,000 людей арестовывают за различные уголовные преступления (не считая ДТП)

27,000 американцев кончают жизнь самоубийством
5,000 попыток самоубийства (по некоторым оценкам - выше)

473,000 умирают от болезней, связанных с табачными изделиями, из них 53,000 не курят.
31,450,000 употребляют марихуану
6,500,000 употребляют тяжелые наркотики (героин).
5,000+ Умирают от передозировки.
1,000+ умирают от отравления бытовой химией.

Сегодня

1,800,000 пожилых людей претерпевают голод и побои в домах своих детей.
40,000,000 человек подвергались сексуальным домогательства в детском возрасте.

5,100,000 человек в тюрьме или на испытательном сроке после тюрьмы. Количество заключенных увеличилось на 200% за последние 20 лет!
10,000,000 страдают алкоголизмом.
280,000 находятся в сумасшедших домах.
255,000 из них выпустили за последние несколько лет.


Итак, лехко видеть, что тотальная религиозность гармонично сочетается в США с не менее тотальным развратом. И как тута быть? А?
И тут возникает закономерный вопрос: а как же так? Как так выходит, что верующий человек вдруг начинает творить разврат?
Позволю себе ответить вопросом на вопрос, таки-та Ющенко - Таки!: а как оно так получилось, что среди членов КПСС и ВЛКСМ вдруг нашлось столько чубайсеризаторов и прочих Нью-Русских индивидуев?
Чувствуя на языках религиозных читателей вскочивший Красным Прыщом вопрос о степени уместности параллели промеж йухом и пальцем Партией и Церковью, перехожу ко второй части темы поста - к анализу институционального аспекта религии.

Итак, возникает самый прямой и внутрилобовой вопрос:
Идёт ли в церкви (вариант: во время молебна/молитвы) общение человека с Богом как с неким субьектом, существующим вне человеческого общества, либо идёт взаимодействие субьектов паствы с субьектом-церковным-иерархом?
Оставляя в стороне субьективные домыслы самих верующих (каковые на практике имеют крайне слабое отношение к объективной стороне вопроса), мы можем констатировать факт:
В речах и системах религиозных воззрений верующих можно видеть воспроизведение (с незначительными аберрациями) взглядов и воззрений иерарха из соответствующего церковного прихода.
То есть налицо отсутствие какого-либо "божественного" влияния на субьективное идеальное ВСЕХ прихожан.
А в этой связи, коль скоро влияния собственно бога мы объективно не обнаруживаем, приходится сделать вывод: религиозную компоненту морального воспитания верующих субьектов осуществляют лично иерархи "на местах" соответствующей церкви.
И тут-то мы и подходим к самому интересному - к поиску отличий промеж КПСС и Церковью (любой из них, но для пущей конкретики в дальнейшем будем рассматривать РПЦ).
Итак, разбираем по пунктам:
Морально-воспитателная работа проходит:
В КПСС - на партсобраниях ячейки-первички.
В РПЦ - на коллективных молебнах.
Внешняя аттрибутика воспитательного процесса:
В КПСС - портреты Ленина (Марла Каркса Карла Маркса, Фридриха Энгельса), дас Капитал, история КПСС, благоговение перед текущим Генсеком.
В РПЦ - иконы с Иисусом (Марией, Тринити Троицей), Библия, Жития Святых.
Морально-воспитательную работу выполняют:
В КПСС - начальник партячейки и (реже) более крупные партчины.
В РПЦ - местный священник и (реже) более высокопоставленные иерархи.
Личное материальное положение воспитателя:
В КПСС - спецраспределение, спецтранспорт, в завистмости от занимаемого им уровня иерархии.
В РПЦ - частный либо внутрицерковный бизнес, весьма доходный, перекрывающий с гарантией советские партпривилегии соответствующего уровня иерархии.
Личный моральный облик воспитателя:
В КПСС - человек средней моральности, либо чуть ниже её (для первичных ячеек); человек моральности явно ниже средней (для горкомов/обкомов), человек моральности ощутимо ниже средней (для членов ЦК КПСС).
В РПЦ - ВСЁ ТО ЖЕ САМОЕ, но - с заменой первичек на приходы, горкомов/обкомов на епархии, а ЦК КПСС - на Священный Синод РПЦ.
Моральные установки, внушаемые воспитателем:
В КПСС - Моральный Кодекс Строителя Коммунизма.
В РПЦ - Десять Заповедей + Нагорная Проповедь.
Причём оба кодекса, коммунистический и христианский, в большинстве вопросов, актуальных в бытовом плане для большинства обывателей, 100% совпадают.
Тем же, кто сейчас захочет вскрикнуть касательно-относительно советского пионера товарища Морозова Павла, тому я скажу так:
Товарищ, или как там тебя - гражданин? А как часто ЛИЧНО У ТЕБЯ вставала дилемма "предать родителей или нарушить закон"? А у кого-либо из твоих знакомых?
Вот то-то и оно...
И после этого ты всё ещё будешь считать, что сие формальное различие двух социальных аксиоматик сколь-нибудь актуально для абсолютного большинства обывателей?
То-то же!

Итого институциональных различий между постановкой воспитательной работы в КПСС и в РПЦ обнаружить не удалось.
Тогда откуда столь вопиющее различие промеж моралью южных корейцев и корейцев северных? Откуда столь потрясающие различия промеж американской и советской моралью?
Что ж, попробую объяснить.
Что имел гражданин СССР (и имеет гражданин Северной Кореи), но НЕ имеет гражданин США (а также гражданин Южной Кореи)?
1. Стабильного места работы.
2. Жизни вне конкуренции на выживание за рабочее место.
3. Отсутствия страха перед всемогущими боссом и/или менеджером на работе.
4. Отсутствие опасности быть подсиженным своим коллегой.
5. Отсутствие сотен миллионов морально-уже-деградировавших (по вышеуказанным причинам) людей вокруг себя с самого далёкого детства и до глыбокой старости.

Таким образом, объективные причины аморальности, лежащие в сфере экономических взаимоотношений субьектов гражданства, - налицо.
Тогда как объективных причин идеального характера у данной моральной перемены науке обнаружить не удалось...
Т.Е. ВЫВОД:
Всем честным и порядочным людям планеты надлежит валить не Ислам, и не Сионизм - но капитал и капитализм.
P.S. Те, кто, имея представление об устройстве современного мира, не является одновременно революционером - есть существо второго сорта. Бернард ШОУ.

полемика, СССР, религия, РПЦ, КПСС, Корея, США, мораль

Previous post Next post
Up