Здехово-2016: манипуляции продолжаются

Mar 04, 2016 00:01


Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба

Поговорка

28 февраля 2016 года в Здехово прошёл очередной "открытый урок истории". Предыдущий такой урок прошёл осенью 2014 года. Нынешнее мероприятие явилось существенно доработанной версией предыдущего.




Прежде всего следует отметить снижение накала по демонизации красных. На этом мероприятии уже не говорилось про "кровавые руки большевиков" и "безбожную власть". Тем не менее нынешнему мероприятию ещё далеко до того, чтобы называться уроком истории в полном смысле: для этого в нём присутствовало слишком много фантазий на тему истории. Однако мне хотелось бы в этой статье разобрать не эти фантазии (им я посвящу отдельную статью), а те вещи, которые должны быть вполне очевидны для любого здравомыслящего человека.

Перед тем как начать разбор манипуляций, хочу подчеркнуть, что моя позиция состоит в том, что нашему народу необходимо объединиться перед лицом современных вызовов. И я ни в коем случае не стану понапрасну ворошить прошлое, споря о том, за кем была правда - за красными или за белыми, исповедуя поговорку "кто старое помянет...". Я с уважением отношусь к выбору моих предков и стремлюсь к его полному осознанию. Но эта же позиция не позволяет мне пройти мимо попыток искажения истории, особенно когда эти попытки проводятся в отношении детей. В этой статье я буду выборочно цитировать слова ведущего.

Дело, по словам ведущего, происходит также где-то на юге России ("Где же это происходит? Конечно, территориально наша реконструкция не привязана к конкретному историческому эпизоду. Мы скажем так- где-то на границе области всевеликого войска Донского."). Ведущий, имитируя беспристрастность представляет полярные точки зрения. Точку зрения советской историографии:

"Мы знали, что иностранная интервенция- это сплошь заслуга белогвардейцев, которые пригласили в нашу страну иностранных интервентов с целью помочь им завоевать власть, отобрать эту власть у народа."

И точку зрения белой:

"Историки-эмигранты писали об этом за рубежом, о том, что Россия была захвачена иностранными наймитами, которые называли себя большевиками, они были агентами германского генерального штаба, а мы, белогвардейцы, боролись за Русь единую и неделимую и за веру православную."

Затем он делает вывод:

"Надо сказать, что и те, и те лукавили. Как всегда и бывает, истина была посередине. В числе Красной армии, по разным подсчетам, воевало от 100 до 300 тыс. граждан иностранных государств. Это были и китайцы, и латыши, и венгры и ещё представители многих и многих народов."

Таким образом, ведущий уравнивает участие иностранных граждан и участие государств в войне. Между тем, любому здравомыслящему человеку понятно, что это не одно и то же хотя бы по той простой причине, что возможности граждан (даже объединившихся) и возможности государства отличаются на порядки! Во-первых, иностранные граждане воевали и в составе белогвардейских соединений. Характерный пример - мемуары сербского добровольца Александра Трушновича, перешедшего на сторону армии РИ в Первую мировую и затем сражавшегося на стороне белых в Гражданскую. Вероятно, их было меньше, чем в составе Красной армии (но это и закономерно, с учётом того, что красными добровольцами двигала жажда справедливости), но они не были и редким исключением. Во-вторых, в гражданской войне, которая идёт уже третий год на соседней Украине также воюют иностранные граждане с обеих сторон. Со стороны ДНР воюют преимущественно добровольцы из России, но есть также добровольцы из Белоруссии, Испании, Италии, Германии, США и других стран. На стороне хунты выступают американские и польские граждане (преимущественно, в составе частных военных компаний), а также добровольцы из той же Польши, России, Турции и т.д. При этом хунта и западные страны регулярно, но безуспешно пытаются представить доказательства участия в войне России как государства.



Подчеркну, что попытка приравнять участие в Гражданской войне добровольцев и государств (интервенции) делается потому, что интервентов (французов и англичан) приглашали именно белые, к которым себя явно относит ведущий. В рамках данной реконструкции интервенты были представлены только немецким отрядом. Причëм, хотя ведущий и не стал это комментировать, немецкий отряд на поле расположился бок о бок с белыми, нападая на красных.

Тем временем действие на площадке продолжает разворачиваться. Начинается перестрелка между белыми и красными, которые залегли за большими снежными валами. Ведущий комментирует:

"Вы видите, что и на стороне красных, и на стороне белых можно увидеть казаков. Казачество точно также разделилось- среди них были те, кто пошёл воевать за красных, и те, кто пошёл воевать за белых. Все, наверно, смотрели фильм, а старшее поколение и читало книгу «Тихий Дон», там это очень хорошо показано: брат шёл на брата. В этом как раз и есть весь ужас гражданской войны."

Это то, что осталось в сценарии реконструкции неизменным с 2014 года: концентрация внимания зрителей на потерях.

В разгар боя к полю подъезжает бронепоезд. С бронепоезда высаживаются красные матросы, которые создают численный перевес. Немцы тем временем отступают с поля боя. Ведущий поясняет:

"Немцы желая не вступать в братоубийственную войну, которая им совершенно не важна - их задача только наши ресурсы - уходят, забирая с собой все что они могут награбить. И русские продолжают биться друг с другом. Брат идет на брата."

Как немцы не желали вступать в войну - зрители видели. Реконструкция в данном случае точно отразила историческую действительность.

Красные идут в атаку. В бой идёт казачья красная кавалерия, - которая заходи во фланг белым, но сама подвергается фланговой атаке казачьей белой кавалерии. Ведущий комментирует:

"Они хотели вести самостоятельную политику, но это ничем хорошим для них не окончилось. Как и в реальных условиях, красный пулемет косит всех казаков, которые отступили и хотели быть вне войны."

Современный бой - бой манёвренный. И бои гражданской войны уже приобретали такие черты. В условиях манёвренного боя подразделения могут перемещаться по полю боя занимая выгодную позицию, отдельные подразделения могут выходить из боя и вновь входить в него. Фактически, если противник не сдаётся, любой адекватный командир может и должен ожидать от него любых дальнейших действий. Чем заканчивается для него игнорирование этого правила прекрасно показано в замечательной книге Александра Бека "Волоколамское шоссе". Но реконструкторам такие правила невдомёк.

Реконструкция завершается. Ведущий отмечает победу красных:

"И вот позиции практически уже заняты, но все еще ведется единичный расчетно-пулеметный огонь. Красные пока не решаются выйти вперед. И вот они захватили хутор. Здесь, в данных условиях, они победили. Как и победили потом во всей гражданской войне. И потом - потом они начали брать власть."

Это довольно странная точка зрения, никак не совпадающая не только с красной, но и с белой историографией. Ведь даже Деникин в своих "Очерках русской смуты" писал о том, что власть была захвачена большевиками в октябре 1917 года, когда они оказались единственной силой, решившейся на то, чтобы власть эту взять. А гражданская война началась именно потому, что другие силы (в том числе белые) этому воспротивились.

В конце ведущий подводит итоги:

"Самая жестокая война в мире - это война гражданская. И тот, кто позовет в помощь себе иностранцев, - просчитается дважды. Во-первых, помощь иностранцев никогда не будет бесплатной. Ведь те белые, которые получали форму, частично оружие, от англичан, американцев и французов, в итоге получали исключительно то золото, которым расплачивались ими белыми. Это была не бескорыстная помощь - это были просто торговые отношения.
А одними из самых стойких, проверенных, бойцов красной армии были латыши, китайцы, венгры. Их ставили в заградотряды. Их ставили в части ЧОМ. Им не было жалко русских - они наводили революционный порядок. А те кто ему сопротивлялся - должны быть убитыми. Часто части красной армии отказывались от таких карательных акций. Но мы знаем, что от таких акций никогда не отказывались китайцы, латыши. Именно поэтому руководство советской страны охраняли именно латышские стрелки.
А белые, так понадеявшиеся на помощь из-за границы, получали не помощь, а лишь экономическую зависимость, лишь грабеж той территории, на которой они находились. И соответственно, позволяли делать это делать своим «союзникам». А потом, когда белые были изгнаны из страны - их еще и пограбили бывшие союзники, не принимая их в расчет как людей, как друзей, и вообще - не принимая их как право существования на Земле.
И тот кто пригласит в свою страну иностранца и интервента - тот сделает огромное горе для своей страны."

Снова делается попытка приравнять добровольцев и интервентов. И тем самым снять с белых самое неприятное обвинение, фактически, в предательстве Родины. Между тем, часть белых это предательство совершила. И та часть, которая совершила это предательство, потом и продолжила этот путь, воюя против Родины на стороне Гитлера. Впрочем, я собирался в этой статье не углубляться в исторические дебри, этому будет посвящена другая статья.

В конце открытого урока ведущий пытается вложить в головы детей ещё один вывод, знакомый на по позапрошлогоднему мероприятию:

"...прежде всего наша задача никогда не допустить не только интервентов на нашу землю, но и саму гражданскую войну, где бы брат стрелял в брата, где бы кровь лилась рекой, и жестокость ставилась во главу угла. Гражданская война - это горе, которая никогда не должно повториться. И нога интервента никогда больше не должна ступить на нашу землю. И это должно быть нашим не только девизом, но и законом."



Я бы мог подписаться под этими словами, если бы не одно "но". Настойчивые попытки исказить историю, подать её под определённым углом говорит о том, что силы, к которым принадлежит и Малов-Гра, подготавливают почву для новой гражданской войны. А все слова о том, какое зло есть гражданская война, служат одной цели: убедить будущих граждан страны дистанцироваться от любой борьбы. Именно на такой сценарий надеялась украинская хунта, когда затевала свою авантюру: что люди молча позволят кучке узурпаторов решать за них их судьбу. К счастью, этот сценарий не прошёл в Крыму и на Донбассе и, надеюсь, не пройдёт у нас.



Ведущий урока Андрей Малов-Гра косится на нашего фотографа.

Нельзя не отметить и положительные сдвиги. Призывы Патриарха Кирилла к бережному отношению к истории были услышаны в Здехово. Ещё бы: местный храм имеет статус патриаршего подворья, а это означает прямое подчинение Патриархии. В результате оголтелая антисоветская пропаганда, которую мы увидели на прошлогоднем уроке, сменилась более осторожными попытками манипуляции сознанием школьников. Это не значит, что на уроке отсутствовали искажения исторических фактов или весьма субъективная их трактовка. Более того, представленный материал проливает свет в том числе на самих организаторов этого шоу. Но это уже тема следующей статьи.

белые, история, красные, Фрязино, открытый урок, манипуляция сознанием, Здехово

Previous post Next post
Up