Украина: уязвимости повстанцев

Jul 26, 2014 19:27





Некоторые потенциальные уязвимости повстанцев

Всякая эффективная (умная) борьба заключается в поиске у противника уязвимостей и нанесения ударов по этому слабому звену. Рвётся там, где тонко. Уязвимости и слабые места могут быть самыми разнообразными и успешность их эксплуатации сильно зависит от мастерства полководца (война, хоть и опирается на технологии, по своей сути искусство).

Американцы выделяют несколько наиболее типичных слабостей повстанцев (см. рис.). Рассмотрим, их кратко по сути и в приложении к ситуации на Украине.


Потребность в скрытности
Secrecy

Всякие повстанцы начинают со скрытной подготовки к восстанию. (Те, кто выступают без подготовки, по принципу «там видно будет, главное начать», не повстанцы, а романтические креаклы и чудаки на букву «м», тут и говорить не об чём: фейл им обеспечен.) Со временем, когда начинается активная фаза, вынужденная скрытность начинает мешать.

- Стесняет свободу действий/перемещений. Захотел ты, к примеру привезти на Украину из России С-300 из личной коллекции, или, на худой конец, танк от пацанов из Ростова перегнать. А нельзя. Или нужно придумывать какие-то нетривиальные способы доставки.

- Искажает информацию, в том числе о целях и идеях повстанцев, затрудняет информационно-пропагандистскую деятельность. Враг может на этом играть, приписывая тебе небылицы одна краше другой (как это, напр., принято делать в отношение Ким Чен Ына). Доказывай потом, что ты не верблюд. Это негативно влияет на поддержку, затрудняет мобилизацию, ухудшает взаимопонимание и мораль своих и т.д.

- Банально затрудняет взаимодействие. Может вообще пропадать связь, или иметь место испорченный телефон (что часто бывает, когда один лидер узнаёт о действиях другого через СМИ, и в недоумении начинает через те же СМИ комментировать; первый в ответ таким же порядком посылает его лесом, и понеслась).

Ну и т.д.

С целью как-то нейтрализовать фактор вынужденной скрытности прибегают к разделению ролей, с обособлением функций, подразумевающих скрытность. Повстанческие организации обычно формируют военное и политическое крыло. Политическое действует открыто, силовые операции скрытны и к политическому крылу, как бы, прямого отношения не имеют. В такой ситуации, как на Украине, военное крыло также действует вполне открыто. В таком случае скрытно действует, скажем, снабжение и некие специальные подразделения.

Противоречия в мобилизационной риторике
Inconsistencies in the mobilization message

Повстанцы обычно стремятся мобилизовать как можно больше участников в свои ряды. Для этого, в самом общем виде, есть два основных средства: убеждение (пропаганда) и принуждение. Накосячить можно в обоих.

Противоборствующие силы внимательно анализируют поведение противника в этом плане и обнаруженные противоречия с помощью информационных операций разворачивают себе на пользу. Вплоть до того, что могут перехватить и поставить себе на службу сам повод к восстанию, повернув его против противника. Напр., Майдан пел, что он против олигархов, воров и государственного насилия, а на деле оказалось, что всё это въехало на его горбу в несветлое настоящее. Всё это можно продемонстрировать на вопиющих примерах, и, в итоге, лишить противника поддержки масс, опираясь на его же собственные аргументы.

С мобилизационной риторикой, как и с идеологическими установками, у ополченцев, конечно, швах. Хунта этим активно пользуется, отрезая восстание от возможной массовой поддержки.

Правильная тактика ополчения должна заключаться в том, чтобы разворачивать массы по всей (я подчёркиваю) Украине против власти фашистской хунты, благо поводов к тому множество и они продолжают плодиться. Нужно стремиться к тому, чтобы украинские войска отказывались от войны или даже переходили на сторону ополчения. Всё это предполагает, что: а) нужно обращаться к этим массам; б) трогать их реальные нужды (то, что их действительно беспокоит); в) позволить людям выйти из тупика с достоинством (не потерять лицо).

Для этого, очевидно, нет иной риторики кроме социальной и антифашистской (зря, что ли, правосеки с той стороны так неравнодушны к Ленину). Нужно всячески это подчёркивать, словом и делом показывать, что сила восстания направлена не против людей из других регионов, а против криминальной власти и т.д., т.е. отрывать хунту от масс, на которых она паразитирует. Отчасти это есть, - напр., в виде гуманного отношения к военнопленным, - но носит спонтанный, несистемный характер, без должной пропагандистской поддержки.

В то же время, валом идёт поток про «Россия vs. Украина», риторика строится на националистических основаниях, с глупым противопоставлением русских украинцам, с притягиванием за уши религиозного деления, с неуместным педалированием «За веру православную!» и др. бравурной чепухой, которую успело нанести в головы обывателей за годы господства либерализма. Это при том, что огромным массам людей, разделяющим социальную и антифашистскую повестку повстанцев, дела нет ни до русскости, ни до какой-либо религиозности. Одни добровольцы из Средней Азии чего стоят, не говоря уж про массы светских украинцев из других областей Украины.

Пропагандистская машина хунты с радостью подхватила и усилила эту риторику раскола, вбивая клин между востоком и западом страны, и успешно изолируя массы от мобилизационных усилий повстанцев. Их клише про «российских террористов», «сепаратистов», «русских, идущих неволить славных украинцев» и проч., вплоть до карикатурного расчеловечивания жителей востока («колорадов»), строится именно на этом.

Итог: с боем приходится преодолевать то, что могло бы быть твоим собственным ресурсом в борьбе против хунты. Хунте профит.

Необходимость создания и удержания базы
Base of Operations

Повстанцам необходима база, с которой они будут осуществлять свои операции. Цель антиповстанческих сил либо вообще лишить повстанцев возможности где-либо закрепиться, и тогда они будут вынуждены действовать скрытно в подполье и максимум, что смогут себе позволить, это партизанская и террористическая тактика. Либо затруднить выбор места её расположения. Расположение тоже существенно. Если база далеко от основных зон активности, есть риск потерять контакт с населением (никто не услышит твоих призывов о мобилизации и т.д., ведь собственных СМИ у повстанцев нет). Такую базу вообще можно изолировать и досвиданья. Слишком близко расположенная база или слишком обширная будет подвергаться атакам со стороны сил противника, будут резаться коммуникации, возможно проникновение враждебных элементов с целью саботажа или разведки и т.д.

База рядом с государственной границей может считаться неплохим вариантом, если с той стороны границы не возражают (Россия не возражает).

Своевременные и решительные действия по использованию слабостей неудачных повстанческих баз (каковыми были, к примеру, удалённые Славянск и Лисичанск) и уничтожение или нарушение удачных (типа Луганска и отчасти Донецка) должно значительно ослабить восстание. Поэтому силы хунты так стремятся к установлению контроля над городами, даже если не удаётся нанести ощутимый урон силам противника.

Потребность в финансировании
Financial Weakness

Всякая армия нуждается в средствах и фондах для поддержания жизнедеятельности. Всякая армия издохнет, если эти средства и фонды иссякнут. Точно так же, как это случится с любым предприятием без оборотных средств, или с любым человеком без средств к существованию. Поэтому вопрос финансирования исключительно важен.

Источники финансирования повстанцев могут быть самые разнообразные: криминальная деятельность, эксы, краудфандинг, спонсорство, просить милостыню у Путина и проч. Выбор источника ограничен только твоей экономической хваткой, идеологическими установками (напр., криминал может считаться неприемлемым по идеологическим мотивам) и общими соображениями (типа, если решил обращаться к внешним донорам, то будь готов поступиться политической самостоятельностью, собственными целями, а также жди, что на этом может сыграть пропаганда противника, и твоя поддержка среди населения ослабнет).

Но, главное, что в финансовой области повстанцам требуется планирование и операции не хуже, а то и посерьёзней, чем в области чисто военной. И всё это должно быть продумано заранее. (Забавно, что большинство левых, склонных надувать щёки про революцию и вооружённое восстание, про эту финансовую работу и не слышало, а если и слышало, то надменно считает её чем-то недостойно низменным, буржуйскими штучками сравни предпринимательству, и прикасаться к этому считает за западло.)

Поэтому, если вы вносите свой скромный вклад деньгами на поддержку ополченцев, то вы реально участвуете в восстании.

Соответственно, противник стремится перекрыть каналы финансирования. Вводит всевозможные санкции, замораживает счета, банит (законно или под надуманными предлогами) активистов и их страницы, которые занимаются сбором и/или переводом средств повстанцам, давит всеми силами на лиц, которые могут повлиять на финансирование и т.д. Всё это как Россия, так и отдельные активисты, связанные с помощью Юго-Востоку уже ощутили на себе.

Возможная зависимость от внешней поддержки
External Support

Часто повстанцам придаёт устойчивости внешняя материальная поддержка. И в этом плане открытая (проницаемая) граница для них благо. Кроме того, сама повстанческая база может находится за границей (это характерно для террористических организаций): боевики тренируются/собираются в одной стране, а воюют в другой, набегами, затем ротация.

Перерезание каналов поставок ведёт либо к полному окукливанию восстания, либо к существенному ослаблению повстанцев (если есть финансирование, повстанцы, при известных условиях, могут компенсировать утрату внешних поставок).

Поэтому киевская хунта из кожи вон лезет, чтобы перекрыть государственную границу, или перерезать коммуникации занятых повстанцами городов. Это была настолько приоритетная задача, что решились даже на военную авантюру, что привело к появлению южного котла. Очень хотелось.

Внутренние разногласия
Internal Divisions

Принцип «разделяй и властвуй» в действии. Антиповстанческие силы с неослабевающим вниманием следят за малейшими признаками внутреннего конфликта в рядах повстанцев. И стараются всеми средствами раздувать эти конфликты.

Разногласия среди повстанцев часто возникают, когда у врага случаются военные успехи или сами повстанцы совершают ошибки, тогда среди повстанцев могут возникнуть, как сомнения во всём восстании («зря мы это всё затеяли, у нас ничего не получится!»), так и претензии к конкретным лидерам (поиск виновного - «Акела промахнулся!»).

Кроме того, отношения в больших коллективах не бывают идеальными сами по себе. Неизбежно взникают трения, столкновения характеров, амбиций, планов и т.д. Возникают фракции, которые с разной степенью интенсивности ведут борьбу за власть (конкуренция за лидерство).

Всё это естественно. Опытные организаторы и лидеры умеют с этим справляться. Противник стремится эти слабости эксплуатировать.

Посредством информационных операций стараются сначала противопоставить отдельных лидеров друг другу, а потом и столкнуть их в реале. Для этого, напр., могут одного превозносить как знаменитость, а другого демонизировать и шельмовать. Потом играть на его обидах, амбициях, делать ему скрытые преференции, делать открытые компромиссные предложения и т.д.

Поэтому участие в фанатских мобах, а также в травле отдельных участников восстания за реальные и мнимые ошибки (не путать с критикой), - крайне сомнительное занятие. Скорее всего, в этом случае, вы невольно работаете на развал организованного сопротивления, и вас используют в тёмную те службы, которые подобным стравливанием занимаются профессионально.

Необходимость поддержания темпа наступления
Maintaining Momentum

Для любого восстания исключительно важно контроллировать темп и своевременность операций. Для повстанцев возможность выбирать, где принимать бой и на каких условиях, в какой-то мере компенсирует превосходство противника в ресурсах.

Изначально инициатива всегда находится у повстанцев (они скрытно готовятся и наносят первый удар, государственные силы вынуждены отвечать). Если повстанцы теряют темп наступления, то теряют и стратегическую инициативу. И антиповстанческие силы начинают диктовать им где сражаться и на каких условиях.

На Украине повстанцы теряли темп неоднократно, и силы хунты брали инициативу. Один из красноречивых примеров: сидение в обороне в Славянске. В этот период силы хунты компактно изолировали и окружили повстанцев в городе и окрестностях, безответно и методично утюжили их артиллерией с дальних дистанций, предприняли масштабную зачистку границы.

Выход Стрелкова из окружения, это возвращение инициативы. Что закончилось плачевно для группировки войск хунты, зачищавшей границу. Если силы повстанцев в этом котле завязнут, то снова потеряют темп, и силы хунты начнут активно отнимать Донецк.

Предатели
Informants

Как утверждают американцы, нет ничего более деморализующего для повстанцев, чем обнаружить, что в их рядах или среди пользующихся доверием групп поддержки есть дезертиры или люди сливающие важную информацию.

Предателей могут привлекать путём запугивания или обещанием вознаграждения (вспомним Ливию и Сирию, с давлением на офицеров, чиновников и дипломатов). Однако, предатели должны быть уверены, что им и их семьям гарантирована безопасность.

Поскольку предатель наносит значительный урон во всех смыслах, включая моральный, за измену, особенно в военное время, предусматриваются суровые кары.

Можно предположить, что подобные персонажи есть с обеих сторон. Причём, возможно, что такими двойными агентами являются весьма одиозные фигуры (поскольку это лучшая маскировка). Представьте, напр., что Ляшко, при всех его идиотских выходках, небескорыстно сливает повстанцам информацию и вооружения. Видите! Ляшко, может быть, на самом деле, ваш герой! Вдруг ему потом, через много лет после войны в Москве поставят романтический памятник, а? Или улицу, на которой вы сейчас живёте, его именем назовут?

В любом случае, выявление изменников дело контрразведки. Когда этим начинают заниматься посторонние в рамках чужих информационных операций, то всё это быстро вырождается в охоту на ведьм и только усугубляет уязвимости.

Предыдущие материалы по теме

Современные требования к антиповстанческой (повстанческой) борьбе - http://comrade-vader.livejournal.com/86244.html

Принципы антиповстанческой/повстанческой борьбы, извлечённые из исторического опыта - http://comrade-vader.livejournal.com/83481.html

Украина: минимально необходимое соотношение сил (американские оценки) - http://comrade-vader.livejournal.com/82274.html

Украина: оценка эффективности действий хунты по американским меркам - http://comrade-vader.livejournal.com/81792.html

Украина, война, партизаны, теория, информационная война

Previous post Next post
Up