Лютует Вьетконг, не признающий общечеловеческие ценности
На оснве обобщения исторических повстанческих действий и попыток их подавления, американцы сделали выводы и сформулировали принципы антиповстанческой (повстанческой) деятельности. Следование им помогает добиться успеха, неследование… ну… сами понимаете.
1. Легитимность - основная цель
Legitimacy Is the Main Objective
Основная цель любого восстания, в конечном счёте, это борьба за власть, т.е. за легитимность одной из претендующих на неё сторон. Эта цель достигается через сбалансированное применение военных и невоенных средств. Любое правительство правит посрредством сочетания добровольного согласия и принуждения. Легитимным считается такая власть, которая правит на основе добровольного признания (со стороны большинства, принуждение применяется в рамках закона в отношении преступников, напр.). Нелегитимная - соответственно, преимущественно или полностью через принуждение. В последнем случае ей подчиняются только потому, что боятся последствий неподчинения.
Следует заметить, что это не тождество Свободы и Демократии™ по лекалам буржуазного общества. Население может признавать легитимной ту власть, которая от бога, которая гарантирует безопасность, которая лучше удовлетворяет потребности, которая справедлива и мало ли ещё какие историко-культурные основания.
Легитимная власть по своей природе устойчива. Социальная поддержка, которая её подпирает, позволяет ей легко разрешать внутренние проблемы, конфликты, проводить изменения, изымать ресурсы, регулировать отношения, действовать от имени общества и т.д. Следовательно, осуществляется устойчивое политическое, экономическое, социальное развитие, коллективная безопасность.
Напротив, нелегитимная власть внутренне неустойчива. Нелегитимные режимы (иногда называемые «полицейские государства») либо вообще не могут управлять обществом, либо могут им управлять только через обширное и чрезмерное принуждение. Как только сила принуждения ослабевает, население выходит из под контроля и отказывается подчиняться. По этой причине такие режимы подвержены саморазрушению и дела с развитием во всех сферах у них идут неважно.
Американцы предлагают шесть индикаторов легитимности (такой экспресс тест). Пойдёт отдельным постом со сравнительной оценкой Украины и ДНР/ЛНР.
Противоборствующие стороны должны приложить усилия, чтобы разобраться, что местные признают легитимным, т.к. в их представлении легитимная власть может сильно отличаться от представлений о должном сражающихся «добродетелей», и тогда их ждёт неприятный сюрприз («мы тут в поте лица сражались за вашу и нашу Свободу™, а вы нам из РПГ в броню, самки собаки неблагодарные!»). Кроме того, следует принимать во внимание и легитимность в понимании зарубежных аудиторий (а то, к примеру, США, с пеной у рта поддерживающих каких-нибудь религиозных фанатиков-людоедов, дома могут и не понять). Но представления местного населения - это, конечно, основное. Вне зоны восстания можно публике и напи… по ушам поездить, короче.
Основной фактор, способствующий добровольному принятию власти и, соотв., упрочению её легитимности, это верховенство закона. Правительство, беспристрастно соблюдающее нормы (желательно, прописанные в конституции и законах посредством честных демократических процедур), в итоге получает широкую и крепкую общественную поддержку. Что есть лучшее средство против повстанцев.
(Но, как вы понимаете, это не про нынешнюю Украину, где на упырях клейма ставить негде, а правами и законами просто подтираются все, кому не лень.)
Американцы, так тактично, говорят, что с «симптомами потери легитимности» можно справиться военными мерами (немножко убить достаточное число повстанцев, надо полагать). Но, признают они, победа в виде устойчивого мира возможна только через завоевание легитимности местного правительства, посредством использования всех доступных мер. Без легитимности все военные усилия пойдут прахом.
2. Объединение усилий жизненно важно
Unity of Effort Is Essential
Объединение усилий необходимо на каждом уровне, в каждом звене проводимых операций. Иначе, благие, но нескоординированные действия могут гасить друг друга или станут уязвимыми местами, чем воспользуется противник. В идеале, должен быть единый лидер, власть которого распространяется на все институты и подразделения, вовлечённые в операции. Обычно же военное командование достигает единства через взаимодействие с невоенными лидерами (у американцев здесь всякие игрища с послами, советниками, местными политиками и т.п.).
(Что бывает, когда этот принцип не соблюдается, нам наглядно демонстрирует судьба печально известного батальона «Айдар». А с другой стороны - бардак в управлении ДНР.)
В плане налаживания связей, кстати, часто играют важную роль всевозможные негосударственные организации (НГО). Они, как бы, изображают свою обособленность/независимость от военных, и в то же время выполняют их координацию с межведомственными, международными и проч. организациями. Цель: обеспечить, чтобы, насколько это возможно, было достигнуто единство целей и синхронизация действий. Это единство исключительно важно в плане эффективности.
(Со стороны хунты эта координация проводилась однозначно и даже не оч. скрытно (во времена майдана политиканы из посольств не вылазили). Поскольку хунта играет марионеточную роль, все необходимые координационные механизмы, скорее всего предоставлены заказчиками. С др. стороны внутри украинских структур - бардак.
На стороне восставших республик тоже делаются какие-то попытки координации, но пока не очень. Дык, ведь тоже Украина, считай.)
3. Политические факторы первичны
Political Factors Are Primary
Будто бы один из генералов Мао (General Chang Ting-chen) как-то заявил, что революционная война на 80 % была политическим действием, и только на 20 % военным. (Все, конечно же, узнали намёк на так любимое американцами соотношение Парето 20/80, которое они суют всюду к месту и не к месту.) Американцы оговариваются, что соотношение политических и военных действий зависит от стадии восстания. Однако, политические факторы имеют преимущественное значение. Политические цели должны определять военные подходы. Военные всегда должны взвешивать, как проводимые операции повлияют на легитимность и как будут способствовать достижению политических целей. Это значит, что политические лидеры должны активно вовлекаться в осуществление операций (по кр. мере на стратегическом уровне). Политический и военный аспекты восстания нераздельны. Поэтому, военные акции, осуществляемые без должной оценки их политического эффекта, в лучшем случае, приводят к снижению эффективности; в худшем - контрпродуктивны.
(Пример: бессмысленный в военном плане и ущербный в политическом удар с самолёта по Луганской ОГА.)
Исход большинства восстаний - это политическое решение. Поэтому важно, чтобы военные действия этому политическому решению не препятствовали.
4. Антиповстанческие силы (да и повстанцы тоже) должны понимать социо-культурное окружение
Counterinsurgents Must Understand the Environment
Для успешного выполнения операций необходимо полное понимание социальной и культурной среды, в которой эти операции будут осуществляться. Бойцы должны иметь представление о примерно следующем относительно местного населения:
• Организация ключевых групп в данном обществе.
• Отношения и напряжённость («тёрки») между этими группами.
• Идеологии и воззрения, которые находят отклик в этих группах.
• Ценности этих групп, их интересы и мотивации.
• Средства, посредством которых эти группы взаимодействуют между собой.
• Система руководства в данном обществе.
(Иначе можно одним неловким движением организовать себе растревоженный осиный улей. И вместо одной стороны, воевать потом со всеми.)
В большинстве случаев преимущество в этом плане на стороне повстанцев, так как они по большей части местные. Им проще находить общий язык (или они вообще говорят на этом языке), им проще перемещаться среди местных, они понимают интересы населения.
Поэтому надо осваивать местную культуру. Политико-военная природа восстания и антиповстанческих действий требует погружения в массы и в их повседневную жизнь, чтобы добиться победы. Успешные операции требуют от бойцов на всех уровнях знания следующих региональных особенностей в культурном контексте:
• Чёткое понимание сути и нюансов конфликта.
• Понимание мотиваций, сильных и слабых сторон противника.
• Знание ролей других действующих сторон в зоне конфликта.
Без знания окружения разведданные не могут быть поняты и правильно применены.
5. Развединформация ведущий элемент операций
Intelligence Drives Operations
Без хорошей развединформации сторона конфликта как слепой боксёр, расходующий силы в попытках попасть по невидимому оппоненту и причиняющий себе самому нечаянные повреждения. С хорошей развединформацией - как хирург, отсекающий поражённую ткань, оставляя при этом жизненные органы нетронутыми. Эффективные операции организуются на основе своевременной, конкретной и надёжной развединформации, собранной и проанализированной на самом низком из возможных уровне и распространённой среди своих сил.
По причине рассредоточенной природы повстанческих/антиповстанческих операций, собственные действия - ключевой источник развединформации. Операции дают развединформацию, на основе которой разворачиваются следующие операции (возникает цикл). Отчёты подразделений, гражданских служб часто более значимы, чем отчёты специализированных разведагентств. Это, наряду с необходимостью держать нужный темп (темп военных операций), определяет требование добывать и распространять развединформацию на уровне нижайшем из практически возможных (без бюрократических иерархий, потерь по дороге, искажений, задержек и проч.).
6. Повстанцы должны быть изолированы от причин (поводов) восстания и поддержки
Insurgents Must be Isolated from Their Cause and Support
Легче отрезать повстанцев от их ресурсов и дать им умереть собственной смертью, чем перебить каждого повстанца. Убийство и пленение бойцов противника, конечно, необходимо, особенно в случае фанатиков. Однако, убить всех обычно невозможно. (Какая жалость! Порошенко опечален!) Попытка так поступить, помимо прочего, может привести к раздуванию народного возмущения, созданию героев и мучеников, стимулированию притока новых рекрутов в ряды сил противника, раскручиванию цикла мести.
Динамичные восстания могут быстро восполнить потери. Грамотные антиповстанческие силы должны поэтому стремиться отрезать повстанцев от источников такого восстановления. Некоторые источники пополнения могут быть нейтрализованы за счёт устранения социальных, политических и экономических поводов, которые питают восстание. (На Украине это, типа, статус языка, разоружение нацистских банд, статус регионов и т.п. - ничего из этого сделано не было, поскольку господа не желают идти даже на такие символические уступки «этим тварям»). Материальная поддержка может быть отрезана посредством мер контроля гражданского населения или закрытия границы. Международные или локальные меры могут быть предприняты, чтобы ограничить финансовую поддержку.
(Поэтому силы хунты так рвутся к границе и организуют фильтрационные мероприятия на восставших территориях. Также отсюда понятна атака на каналы сбора фин. и др. помощи повстанцам.)
Труднее всего изолировать городских повстанцев. Они могут действовать малыми, обособленными ячейками, обычно полностью или существенно независимыми. Эти ячейки обычно имеют собственные механизмы поддержки и слабо, если вообще, связаны с группами населения, которые антиповстанческие силы могут отслеживать.
По мере того, как правительство повышает свою легитимность, население начинает всё активнее поддерживать его в этом вопросе. Со временем люди маргинализуют (изолируют) и отвергают повстанцев до такой степени, что претензия повстанцев на легитимность оказывается полностью уничтоженной. Однако, одной изоляции повстанцев для победы не достаточно, изоляцию ещё нужно удерживать посредством активной поддержки населения и после того как повстанческие силы потерпят поражение.
7. Жизненно важно обеспечить безопасность под защитой закона
Security Under the Rule of Law is Essential
Краеугольный камень всяких повстанческих/антиповстанческих усилий - это установление режима безопасности для гражданского населения. Без безопасного окружения никакие реформы не могут дать постоянный эффект, и распространяется беспорядок. Для утверждения легитимности, командование передаёт функции по обеспечению безопасности от военных к полицейским сразу, как только это возможно. Повстанцев начинают рассматривать как преступников, и они теряют народную поддержку, а правительство усиливает легитимность. При необходимости военные создают соотв. локальные институты в соответствии с местным законодательством (которое они тоже создают, если надо), такие как полицейские силы, судебная и пенитенциарная система (марионеточные органы, короче).
Важно помнить, что до передачи контроля полицейским уровень насилия должен быть понижен настолько, чтобы полиция смогла с ним справиться; в противном случае антиповстанческие силы будут не в силах защитить население и могут потерять легитимность, выигранную за счёт передачи контроля от военных.
Противозаконные действия подразумевают применение силы без должных на то полномочий - совершены ли они государственными представителями, секретными службами или антиповстанческими силами. Такие действия включают неоправданное или чрезмерное применение силы, незаконные задержания, пытки и наказание без суда. Невозможно установить легитимность нелегитимными средствами, даже если применяются они против повстанцев, которые маскируются под некомбатантов и попирают закон. Тут американцы скромно замечают, что их антиповстанческие силы должны и собственные законы США соблюдать, а также и международные нормы (а то сведения о любом нарушении прав человека, совершённом американскими силами, быстро распространяются среди местных, а потом и по всему миру. Неудобно получается). В результате, противоправные действия подрывают антиповстанческие усилия, как в краткосрочном, так и в долгосрочном планах.
(Как видим, украинская марионеточная хунта на этот счёт не заморачивается вообще. Законы (во всех смыслах) ей не писаны. Их заморские паханы, в общем-то, тоже. Но, принцип всё равно работает: беспредел подрывает легитимность и множит ряды врагов.)
(С другой стороны оч. правильна установка повстанцев на корректное отношение с пленными, жесткий режим в отношение мародёров, бандитов и проч. Необходимость гуманного отношения к пленным подчёркивал и Мао, т.к. рассматривал силы противника как материал, с которым тоже надо работать.)
Всякое действие оставляет «криминалистический след», который позже может быть предъявлен в суде. Поэтому, предлагается тщательно документировать все действия, сохранять доказательства. Всё это, также, может быть использовано как важное средство в собственной пропаганде.
8. Следует готовиться к долгосрочным (продолжительным) усилиям
Counterinsurgents Should Prepare for a Long-Term Commitment
Восстания - явления затяжные по самой своей натуре. Поэтому антиповстанческие операции всегда требуют значительного расхода времени и ресурсов. Население могло бы и предпочесть местное правительство, но люди не будут активно поддерживать сторону, если они не уверены в том, что она имеет средства, способности, стойкость и волю к победе. Основная война ведётся между локальными сторонами, а не со США и т.п.; однако сам факт поддержки со стороны США может быть критичен для создания общественной веры в жизнеспособность местного правительства. Население должно увериться в стойкости как местного правительства, так и внешних антиповстанческих сил. Повстанцы и местное население часто рассчитывают, что немного потерь или немного прошедших лет заставят США отказаться от антиповстанческих усилий. Фиг вам. Постоянное подтверждение намерений, подкреплённое делами, поможет сломить эти ожидания и укрепит веру в несгибаемость поддержки США.
(Сравните это с вихлянием задом со стороны официальной России. Ни США, ни СССР такого себе просто не позволяли.)
Но даже самая строгая приверженность со стороны США не будет иметь успеха, если население не видит в местном правительстве подобных воли и стойкости. Силы США должны помочь создать такие качества и поддерживать такое впечатление.
(Чем и занимается прямо сейчас Порошенко, изображая сурового военного вождя, решительного полководца. Американские советники и консультанты, в отл. от российских деятелей, знают, что делают.)
Подготовка к затяжным антиповстанческим действиям требует учреждения штаб-квартир и структур поддержки, предназначенных для долгосрочных операций. Планирование и ввод в бой должны осуществляться в устойчивом оперативном темпе и с учётом лимитов темпа персонала для различных составляющих сил. Даже в тех ситуациях, когда цель США снизить своё военное присутствие так быстро, как только возможно, определённая поддержка местным институтам обычно остаётся на длительный период.
(Таким образом, США и их марионетки по-умолчанию ориентируются на долгосрочные перспективу и усилия. А значит тем повстанцам, кто рассчитывал на относительно быстрое завершение противостояния, как в Крыму, следует пересмотреть свои планы.)
На стратегическом уровне, обретение и удержание общественной поддержки в США критично для долгосрочного развёртывания. В этот процесс вовлекаются только офицеры самого высокого ранга. Это, строго говоря, политическая деятельность. Военные и политические лидеры при этом очень пекутся о публичной поддержке и общественном мнении.
(Поэтому, информационная работа на аудиторию стран агрессоров должна являться одним из обязательных средств борьбы. Повстанцы не могут соревноваться с монопольными медиа в мощности, но могут взять количеством. Которое, как мы знаем, имеет свойство превращаться в качество при определённых условиях.)
Где-то так.
(Вольный перевод из FM 3-24/MCWP 3-33.5 с комментариями.)
Это были довольно очевидные исторически общие принципы. А есть ещё и современные требования.