Разовью высказанную ранее мысль про Януковича.
Преамбула
Фетишизм - неотъемлемая черта капитализма (см.: Фетишизм, Товарный фетишизм, Отчуждение, Овеществление и проч.). Поэтому капиталистические отношения массово воспитывают человека неспособного различать форму и содержание, за видимостью видеть сущность (направление в рамках более широкого процесса оболванивания), а одним из главных социально-политических (да и экономических, по большему счёту, тоже) средств становится перформанс. Это всё само по себе отдельная большая и интересная тема, но здесь мы не будем в неё углубляться, просто поговорим о политическом перформансе.
Существует довольно много людей, казалось бы не глупых, не отличающих перформанс от революции. Положение «Не всё то золото, что блестит» для них, в силу либеральных условий существования (всепобеждающего фетишизма), превращается в положение «Блестит, значит золото». Поэтому жертва либерального мировоззрения готова приветствовать любое политическое насилие как революционный акт, всякую толпу как народ. Пользуясь случаем, буржуазный порядок кооптирует, «приватизирует» понятие революции: выхолащивает из явления всякое содержание, а мёртвую шкурку, видимость ставит себе на службу. Подобным образом капитализм поступает с любым явлением, которое он не может купить или уничтожить. Он его фальсифицирует и стерилизует. Так изображение Че Гевары попадает на футболки буржуазных мажоров, а наблюдающий это со стороны леволиберал видит в этом проявление модной революционности и немедленно хочет себе такую же футболку (чтобы быть в тренде).
Между тем, открою Вам сейчас сакральную истину (только сегодня, только для вас и только в моём блоге!), революция и так называемая оранжевая революция - это две большие разницы. Первая - собственно социальная революция как таковая и есть. Вторая - ряженый под революцию и по существу прямо противоположный ей перформанс.
Революция - это радикальный качественный скачок в развитии, в социо-экономическом плане это переход от отживших отношений к более прогрессивным, коренной качественный переворот во всей структуре общества (от экономики до политики). Это акт и проявление исторического
общественного развития.
Перформанс - это фетиш, подменяющий на политическом рынке демократию. Раньше жрецы устраивали перформанс, чтобы сообщить доверчивой и простоватой публике волю бога, теперь делают то же самое, чтобы сообщить лишённому голоса, а значит и самосознания, народу волю «народа». Атомизированная масса, принимающая за общественное и собственное мнение чьи-то установки в частномонополистических СМИ, может до бесконечности и изнеможения искать перемен к лучшему в ротации ничего не значащих политических статистов, как глупый котёнок с упоением гоняется за бантиком. С тем же результатом. Это локальное прикладное средство консервации и сохранения господствующих отношений.
Перформанс может принимать разные формы (вышепомянутая ротация политиков, - с разочарованием и неизменно свежими ожиданиями, что на этот раз при новом-то ВрИО царя уж точно всё будет по-другому, - лишь один из примеров).
Оранжевая революция - это частный случай перформанса, театрально обставленный рейдерский захват. Уличный карнавал и толкинизм здесь не играют ведущей роли, это лишь ритуальное исполнение, призванное скрыть факт принуждения сильным слабого, факт попрания всяких демократических процедур под условной имитацией воли народа; спрятать реального частного или даже иностранного рейдера за массовкой имитирующей видимость всенародности.
Реальное противостояние и реальные решения, определяющие исход этого противостояния, происходят не на улице. К неугодной местной власти (президенту, правительству и т.п.) приходят представители рейдера (обладающего соответствующими ресурсами, капиталами и средствами - иначе говоря, гегемона) и недвусмысленно делают ей предложение, от которого она не может отказаться.
У получивших чёрную метку руководителей два выхода. Либо согласится со сделанным предложением, принять предложенный парашют, и, поправ законы страны, парализовать все защитные механизмы по пресечению уголовных и антиконституционных действий, позволить осуществить перформанс и под его шумок сменить власть недемократическим путём (в обход законом установленных демократических процедур). Типичный пример этого - кейс Шеварднадзе. Когда наивные грузины попытались позднее взять власть у Саакашвили с помощью такого же перформанса, но без поддержки влиятельного закулисного пахана, они просто от души получили по щам. Их урок, другим наука.
Либо, другой вариант, действовать в соответствии с законами страны, защищая власть от рейдерского захвата, т.е. отказаться от предложения, от которого нельзя отказаться, и пресечь перформанс, как только он начинает выходить за рамки закона. В таком случае строптивых и неугодных чиновников, а также их окружение, членов их семей, ждут различные персональные кары, вплоть до физического уничтожения (варьируются в зависимости о конкретной ситуации). Типичный пример этого - кейс Каддафи. Для уничтожения режима которого и его самого понадобился почти год интенсивных бомбардировок.
Забавно, что записному либералу оч. не по душе, когда к собственнику или управленцам бизнеса приходят обличённые властью бандиты и предлагают либо по-тихому переписать на кого-надо работающий бизнес, либо устраивают маски-шоу, ставят всех раком, законное руководство выбрасывают за ворота, а за директорский стол сажают зицпредседателя.
Забавно, что по такому же принципу в отношении намеченной жертвы действует урла, выпуская вперёд шпану и предоставляя жертве выбор: принять любые оскорбления и издевательства шпаны, унижено подчиниться без сопротивления; или дать шпане отпор и тогда по-взрослому уже иметь дело с «заступниками»-старшаками. Такая ситуация записному либералу обычно тоже не нравится, особенно когда он сам оказывается в ней в роли жертвы.
Но, что больше всего забавно, либералу оч. по душе рейдерство и гоп-стоп на политической арене. И не то чтобы даже реальные интересы пахана и самого вовлекаемого в перформанс либерала как-то уж очень совпадали, часто случается, что даже наоборот. Просто либералу кажется, что это он определяет политику, он верит во всемогущество перформанса, жгучей фразы и упивается своим «могуществом». Пока действительный организатор рейдерского захвата имеет воодушевлённого им же либерала в рот и в жопу.
Так вот, возвращаясь к пространству действий и Януковичу, давайте рассмотрим два противоположных кейса.
Кейс Лукашенко
Ситуацию вы знаете. Выборы - перформанс и профанация сами по себе (но узаконенные перформанс и профанация) - обострение парламентского кретинизма, удобный повод для перформанса.
Лукашенко получает предложение. Параллельно с этим организуется добротное шоу. Степень истерии впечатляла. Величина массовки, вовлекаемой в карнавал, всегда обратно пропорциональна контролю над национальными СМИ (а тотального господства в информационном поле в современных условиях нет ни у кого, не считая, разве что, гегемона-монополиста). Белорусские креаклы как по команде забились в истерике, повторяя в качестве претензий типичные в таких случаях абстракции, содержательно не выходящие за пределы эмоционального уровня. Это характерный признак эмоциональной накачки через СМИ: в ситуации революционной речь всегда идёт о конкретных жизненных интересах участников; в ситуациях перформанса эмоционально настропалённые активисты ищут задним числом оправдательные поводы своим вдруг возникшим импульсивным желаниям и действиям.
Как поступил Лукашенко? Он решительно пресёк первые же попытки уличной шпаны. На этом для Белоруссии всё и завершилось. При этом сам Лукашенко стал у империалистов нерукопожатым, диктатором. Ему лично теперь закрыты многие обычные возможности в плане ништяков, предлагаемые метрополией в качестве подкормки для послушных региональных элит. При случае с ним не преминут свести счёты. Его очень не любят леволиберальные пидарасы, потому, что он причинил им своими грубыми действиями острую попную боль. Но очень быстро даже шум по этому поводу сошёл на нет, т.к. внимание обывателя никогда не бывает свободным и устойчивым, оно всегда занято и внешне ведомо: пришёл новый день, из инфо-фильтров вывалилась свежая порция ментального комбикорма, очередная эмоция затмила прежние впечатления.
Но, глядя на ту же Украину, понимаешь насколько гуманно по отношению к белорусам поступил Лукашенко, не поддавшись угрозам и давлению.
Кейс Януковича
Совершенно иначе действует Янукович. Ранее я спрашивал, заметили ли вы, что Янукович делает всё, чтобы посильнее разжечь заваруху. Почему у меня сложилось такое мнение? Положа руку на сердце, я затрудняюсь припомнить хотя бы одно практическое решение Януковича, которое бы не вело к такому результату.
Начать с того, что сам повод для перформанса создан именно режимом Януковича. Ведь именно под руководством Януковича велся активный пиар соглашения с ЕС. Это представлялось как великое благо, сулящее украинцам, без пяти минут уже европейцам (в мечтах), кучу ништяков. И тут, вдруг, удобно рассевшимся и в ожидании манны раскрывшим пошире хлебала укро-европейцам грубо говорят: «Всё. Кончилась музыка. Кина не будет». Что закономерным образом в соотв. слоях населения вызвало сильнейшую фрустрацию (говоря по-простонародному «облом», аффективно выражается широким спектром реакций - от оцепенения до истерических припадков). Т.е. и накачку желания (соблазнение) и фрустрацию (облом) устроил сам Янукович. Евромайдан возник буквально на ровном месте.
Оппоненты Януковича совершенно логично воспользовались ситуацией, всё, что надо, у них уже имелось наготове, по всей видимости к грядущим выборам. Действия оппов выглядят логичными, чего нельзя сказать о действиях самого Януковича (его команды).
Излив своё негодование в форме митинговщины, майдан начал выдыхаться, число участников стало постепенно и заметно снижаться. Перформанс стухает сам собой, в силу бесперспективности и несвоевременности. Несогласны, да, осерчали, но ведь на то и избирают главу, чтобы он принимал самостоятельные решения.
Казалось бы, надо просто подождать (комментаторы на это и ставили в своих прогнозах). Ан, нет.
Странная атака омона вдыхает в перформанс новую жизнь. И локальные оппы, и забугорные пахан с обслугой получают богатую пищу для реанимации балагана.
Казалось бы, сказал «А», говори «Б». Нет, Янукович начинает играть в поддавки, устраивает публичную трёпку полицейским, отставки, умиротворяющая риторика.
Попытка умиротворения воспринимается как слабость и усиливается напор как в закулисье (влиятельные визитёры, грозящие из-за бугра пальчиком гегемоны), так и на улице. Активисты переходят к символическим акциям. Рушат памятник Ленину. Это тест на вшивость. Представители пахана обещали, что за перформанс ничего не будет, но так ли это?
Задержанных хулиганов амнистируют и отпускают. Это значит, что им многое позволено. Пахан не обманул. Прямым следствием этого является последующая радикализация, атаки на полицейских. Сжигание полицейских - это прямое покушение на убийство, т.к. горевшие остались в живых лишь по одной причине - рядом был пожарный наряд, незамедлительно тушивший живые факелы. В любом случае, горевшие покалечены.
Для любого режима любого цвета и окраски атака на представителей правопорядка является красной чертой. Юридически именно представители власти являются представителями народа, и атака их со стороны любого частного лица рассматривается как атака государства и общества, попрание воли народа и попытка узурпировать власть (подменить волю большинства частной волей).
Янукович снова делает заявления об уступках: задержанных отпустят, принятые законы пересмотрят, правительство перетасуют. Полиция не получает команды проводить какие-либо акции по восстановлению законности. Уличные активисты получают ясный сигнал, что можно зайти и дальше.
Начинают всплывать трупы людей, под шумок беспорядков убитых из огнестрельного оружия.
Начинаются убийства полицейских: ножевые, огнестрел.
Полицейских похищают и удерживают в качестве заложников.
В других городах Украины в рамках перформанса организуются захваты правительственных зданий.
Это всё закономерный результат игры в поддавки.
То, что Лукашенко пресёк в зародыше, сразу вскрыв нарыв и приняв на себя все проклятия и шишки, Янукович превратил в гангрену на ровном месте. Пытается ли таким образом он отвертеться от сделанного предложения, демонстрируя свою покладистость и торгуясь (как тот ягнёнок с волком из басни), или это хитрый план, довести ситуацию до крайнего безобразия, выступить в роли спасителя быстро её зачистив и тем самым повысить политические рейтинги - сказать трудно (время покажет). Но один конкретный результат этого печального фарса уже налицо: погибли и покалечены люди. Растёт озлобление и ожесточение, не действуют обычные ограничители. Украинские левые
всерьёз опасаются войны. Которая вполне реальна, и скорее всего примет форму спорадических погромов и резни, а в целом просто взрывного роста насилия, разбоя и бандитизма. Сейчас уже вовсю раздаются угрозы изощрённой физической расправы над оппонентами и несогласными, особо часто угрожают семьям, со стороны политиков раздаются
открытые призывы применять оружие.
Это ситуация на грани, которую купировать можно только жёсткими мерами. Наиболее вероятным и простым объяснением происходящего я считаю просто трусость Януковича и опасения за свою шкуру, а также, что отберут всё нажитое непосильным трудом и расположенное за бугром, не пустят в Европу и подержавшись за руку Жозе Мануэля Баррозу больше не сфоткаешься.
Перформанс, в случае чёткого выбора и решения в закулисье, должен был быть либо сразу прекращён (если бы Янукович решил стоять на своём), либо быстро прийти к завершению (если бы Янукович решил уступить и капитулировать). Нерешительность и неопределённость украинского руководства превращает банальный балаган в кровавую драму, вызывает к жизни и усиливает самые тупые, самые жестокие и хтонические политические силы. Вроде и без того многочисленных украинских фашистов, пустоголовых футбольных фанатов, уголовного элемента. Потому что пока система правопорядка бездействует, в плане беспредела развернутся прежде всего самые склонные к бессмысленному беспределу и насилию элементы.
Кстати, ещё одна интересная деталь. Выращивание фашни, как водится, тоже не обошлось без участия власти. На Украине разогревание шовинизма это чуть ли не национальная идея уже 20+ лет. Но вот того же Тягнибока, злые языки говорят, выпестовали и в люди вывели как раз при Януковиче, не?