Египет: димокраси, независимость СМИ и, блин, Клинтон

Feb 02, 2011 06:00

Друзья мои, помните ли вы Иран? Конечно же вы помните Иран. Кто даст вам о нем забыть. Даже при освещении тунисских и египетских событий периодически врезают «мемо» о событиях в Иране: «напомним, что в Иране…»

Напомним, что травля Ирана в мировых СМИ началась еще до известных событий, с началом же событий она достигла самой ожесточенной интенсивности, и хотя со временем интенсивность поуменьшилась, наработки той кампании эксплуатируются до сих пор.

Информационной подготовки событий в Тунисе/Египте не было. Ни тунисский ни египетский режим никто заранее не травил. Информационной травли или осуждения режимов не случилось и тогда, когда события в этих странах шли полным ходом и информация о них обосновалась в передачах новостей. Травли не случилось и тогда, когда всем стало понятно, что имеют место серьезные выступления, настоящий социальный взрыв, и с этим надо что-то делать (если нельзя подавить, - что, в общем-то, еще не известно, - то надо возглавить).



Странно, правда? Непрекращающиеся миллионные протесты [1-ru; 1-en - ссылки на русскую и английскую версию даю потому, что свободолюбивые СМИ взяли моду давать один и тот же видео-репортаж с различным (иногда существенно) текстом], недвусмысленно выраженное отношение к режиму, полиция оказалась бессильна перед массовым напором, фактически исчезла с улиц, в дело пошла армия, жестокое подавление выступлений, более сотни погибших, несмотря на это, устойчивость выступлений и нарастание их интенсивности.





И при этом поразительная сдержанность лидеров главных мировых демократий, отсутствие молниеносных и резких оценок (бывший военный на президентском посту уже 30 лет и никто из стран Запада не кидает в него тапками, как, напр., в Северную Корею или в куда как менее отличившуюся Белоруссию, никого это не смущает, наоборот, к нему относятся с заметной предупредительностью). В городах мира прошли посвященные этим событиям демонстрации, но в отл. от событий иранских, демонстрации эти получили не столь любезный прием со стороны местных администраций (кое-где демонстранты даже огребли), а освещение их в СМИ оказалось не таким уж однозначно восторженным (неизменно звучали алармистские нотки, у демонстрирующих обнаружились недостатки) [2-ru; 2-en]. Никакой агрессивной, неделями, по всем каналам - до формирования рефлекса - рекламы каждого закачанного на Ютюб видеоролика дерьмового качества. Ни одной «Неды», при сотне+ убитых (если и назывались имена жертв, то их нет на слуху и на знаменах по всему миру, т.к. никто не занимается продвижением). В свое время, защищаясь от информационной осады, Иран снизил скорость передачи данных через Интернет, чтобы затруднить загрузку/скачку видео. Расчет был прост: создать трудности тем, кто смотрит ажиотажные видео из праздного любопытства, и тем самым сбить ажиотаж; для тех же, для кого это дело принципа, увеличившееся время ожидания, очевидно, не станет препятствием, они все равно всё, что задумали загрузят, скачают. Эта создающая трудности, но неисключающая доступ мера, вызвала шквал негодования в демократических СМИ: цензура Интернета! В Египте, в силу того, что протестующие организовывались в социальных сетях, не долго думая отрубили весь (за исключением отдельных мелких провайдеров) Интернет и мобильную связь, при этом ударив и по иностранным инвесторам и проч. бизнес-хмырям (напр., имеющим дела на тамошней бирже). И… тишина!

Почему так происходит? Особо никто и не скрывает.

В то же время Вашингтон избегает прямых призывов к отставке Хосни Мубарака: именно в его правление Египет совершил поворот на Запад, стал союзником США и вооружил свою армию американским оружием
[3-ru].



Иначе говоря, Мубарак - это послушная и удобная штатовская марионетка, проводник их интересов в регионе (что подтверждает и реакция Израиля). Диктаторского характера режима и его поддержки со стороны крупнейших капиталистических центров никто особо не скрывает:

«“Евроньюс”: “Однако и страны Евросоюза, и США воздерживаются от призывов об отставке Хосни Мубарака. Почему?”

Антуан Сфейр, французский журналист, главный редактор научного журнала “Les Cahiers de l’Orient”: “Важно понимать, что в Египте Хосни Мубарак - это власть, режим, ну а также армия. Сам Мубарак в прошлом возглавлял египетские ВВС. Теперь окружение заставило его назначить на пост вице-президента (который оставался вакантным последние 30 лет) генерала. И премьер-министром также стал генерал. Армия взяла все рычаги в свои руки. Армия - синоним власти, и наоборот”»
[4-ru].

Итак, в силу того, что массовые выступления можно либо подавить, либо возглавить, страны Запада выбрали соответствующую двойную стратегию. Ставка делается на военных, коим от тех же американцев посылаются недвусмысленные сигналы и воздушные поцелуи. Мубарак распустил правительство и фактически сформировал военный совет. Для поддержания такой позиции СМИ педалируют ужасы мародерства и страдания «простых египтян» в отсутствие полиции [5-ru], ну и разумеется не забывают про угрозу страшных исламистов (тут же, впрочем, оговариваясь, что исламисты начало выступлений прощелкали и, как и сами носители димокраси, «осознав масштаб», вынуждены были запрыгивать на подножку уже набравшего скорость поезда) [4-ru]. Эти мотивы тут же подхватываются лучшими заокеанскими друзьями простого народа:

Соёдинённые Штаты дают понять, что в установлении мира в Египте надеются именно на египетскую армию.
«Сейчас, по той информации, что у нас есть, армия положительно реагирует на мирные манифестации. С другой стороны, есть множество данных о мародёрствах и преступлениях; поскольку это никак не способствует мирному процессу, с этим надо что-то делать».
[3-ru]. Иначе: [3-en].



С другой стороны, западные СМИ и тамошние лидеры заигрывают с массами, периодически делая им комплименты, типа «воля народа», «справедливые требования», но при этом постоянно оговариваясь о необходимости соблюдения мирного характера протестов. Из-за границы уже прибыли политики-заглушки (клонированные на той же фабрике, что и Ющенко, Саакашвили, аль-Малики, аль-Джаафари, Карзай, Аун Сан Су Чжи, Солженицын и проч.): в Египет - аль-Барадеи [6-ru; 6-en], в Тунис - Ганнуши [7-ru; 7-en]. Первый высокопоставленный чиновник - функционер международных институтов; второй - исламист и экстремист. С обеими случилось чудо: у первого, вдруг, возгорелся интерес к своей исторической родине, второй, вдруг, стал за свободу вероисповедания, димокраси, и против притеснения женщин.

Аль-Барадея, который еще всего-лишь месяц назад уныло копипастил отчеты в каком-нибудь МАГАТЭ, жил со своей семьей в Лондоне и для Египта почти не отсвечивал, сегодня ведущие мировые СМИ представляют так:

Среди манифестантов - вновь Мохаммед аль-Барадеи, которого называют главным лидером оппозиции.
[6-ru].

Такое назначение лидера при безграничной терпимости к Мубараку, впечатляет не меньше, чем назначение виноватых через пять минут после возникновения выборного конфликта в Иране (были нарушения, не было нарушений - who cares?). Впрочем, оказывается, что у масс помимо заезжих гастролеров, братьев-мусульман и жуликов-либералов есть и др. лидеры [8-ru; 8-en]. Однако, при таком напоре со стороны носителей димокраси, боюсь, их просто убьют, если с заглушками не срастется. Ведь задача «возглавить» решается параллельно с задачей «подавить».

Какое разительное отличие от позиции по Ирану, какая впечатляющая гибкость свободных СМИ, не правда ли?

Пожелаем успехов североафриканцам в борьбе с паразитами!

лицемерие, Тунис, Египет, Иран, классы, идеологическая борьба, иллюзии, СМИ, капитализм, протесты, идеализм

Previous post Next post
Up