Печальная история о том, как «эффективный метеджмент» и коррупция убивают самые благие намерения и возможности. В данном случае, конкретно, речь идёт о производстве лёгких высокоманёвренных вертолётов.
Собственно, сама история изложена в свежевышедшем на «Россия 24» фильме-репортаже о повсеместном закошмаривании бизнеса. Фильм, прямо скажем, так себе. Большинство показанных эпизодов откровенно притянуты за уши или являются какими-то частными случаями, знакомство с деталями которых (теми же уголовными и административными делами против белых и пушистых горе-предпринимателей) скорее всего в корне перевернёт картину.
Click to view
Рис. 1. Сам фильм: «Кошмарный бизнес» (Россия 24) -
https://www.youtube.com/watch?v=e8epxj1o_SMИстория с вертолётами же заслуживает внимания. Она вкратце в следующем.
Группа специалистов и энтузиастов по авиационному профилю (насколько можно понять, имевших ранее отношение к авиастроению) в депрессивной глуши в Башкирии организовала предприятие, на котором создала опытные образцы малого высокоманёвренного вертолёта (с рядом интересных решений, вроде системы спасения всего вертолёта, а не отдельно лётчика). Своими силами они довели проект до опытной эксплуатации: прошли все стадии НИОКР, имеется цех, на котором поставлено производство малыми партиями, имеются опытные образцы, они благополучно летают.
Рис. 2. Действующие образцы перспективных лёгких самолёта и вертолёта на общей технологической основе
У данной техники, очевидно, огромный потенциал. Это дешёвое и эффективное решение для мобильной авиации малой дальности (прежде всего медицина, полиция, воздушное такси и т.д.). Ранее в 2011 году на инвестиционном форуме в Сочи эта разработка была представлена лично Путину, он впечатлился и лично дал поручение о выделении денег на создание вертолётного кластера в Башкирии и организации массового производства.
Рис. 3. Премьер правительства Путин лично знакомится с передовой разработкой в области вертолётостроения
Деньги по этому поручению честно выделили, кластер сверхлёгкой авиации создали. Регион добавил к ним ещё своих денег. В итоге получилась довольно внушительная сумма - около 200 млн руб. (и в то же время, весьма скромная по меркам авиастроения). И из этих денег до предприятия-разработчика с уже готовыми летающими образцами не дошло ни копейки. Они свернули и осели где-то по дороге. Проще говоря, эти целевые деньги, выделенные по прямому указанию премьерминистра (Путин тогда был главой правительства РФ), просто украли (с оформлением всех должных бумажек и прохождением всех необходимых проверок). Практических результатов у этого новоиспечённого «кластера» (что бы это ни было) тоже не видно.
Владелец предприятия посмотрел на всё это дело в течение нескольких лет и продал предприятие с потрохами Китаю. Китай получил исчерпывающую конструкторскую и проч. информацию и теперь налаживает массовое производство новой прорывной китайской техники, как у себя в Китае, так и в России (рынок будущих продаж). На будущих прибылях китайцы сделанные скромные (по меркам авиапрома) инвестиции отобьют с лихвой, можете не сомневаться.
Рис. 4. Конструктор переспективного вертолёта недоумевает по поводу российского «эффективного менеджмента»
Конструктор и бывший владелец предприятия Виктор Хрибков по поводу всей этой безрадостной (для российских интересов) ситуации в мягкой форме высказывается так:
- А, вот, не обидно, что все говорят, какие вы молодцы, президент по плечу хлопает, а в итоге на ваших вертолётах - китайские иероглифы?
- Вы знаете, уже не обидно. Я когда-то был патриотом нашей страны… к сожалению сейчас я вынужден говорить, что я патриот авиации. По большому счёту, мне сейчас всё равно, где будут делаться наши вертолёты.
Вот так российские чиновники и созданная ими система отношений учат людей патриотизму, вот так бытие определяет сознание (а против реальности не попрёшь). Тут, почему-то, российские спортсмены вспоминаются, которым всё равно под каким флагом и гимном выступать, и российское руководство во главе с Путиным лично, которые им вторят с беспечностью Карлсона, мол, не велика беда, выступайте!
- Как Вы считаете, в России возможно вот такое вот высокотехнологичное производство?
- Ну конечно, возможно! (Всё) ещё возможно. Хотя потери за 25 лет - они почти невосполнимые: ушло два поколения, нет передачи (опыта и знаний)… То высокотехнологичное, что мы имели в авиации, в космонавтике оно до сих пор уходит, утекает! Остались последние точечки оплота, за которые надо цепляться, чтобы и это не утекло!
На данном вертолёте, к примеру, колонка управления, к которой крепятся винты, разработана конструктором Борисом Поднебесным ещё в 1972 году. Примерно такая же, как на вертолётах Камова. Сначала она была засекречена, потом - в годы развала - просто никому не нужна, и сейчас только пошла в ход в «новейших» российских разработках. И то, благодаря самому Поднебесному, который непосредственно работал над этим вертолётом. Как вы понимаете, сам Поднебесный тоже уже не молод. Это всё ценнейший технологический и человеческий капитал, которым Россия под управлением «эффективных менеджеров» не может распорядиться.
Либералы скажут, что вся проблема в персоналиях, сменить, мол, Вову на Лёшу, Мутко на Мудко, и всё наладится. На самом же деле, проблема в гнилых общественных отношениях, которые всегда, бесконечно будут подчинять и Вову, и Лёшу и прочих Мудко своим требованиям и своей необходимости. Никакие чистые личности не сделают гнилую систему чистой, если отношения, на которых она построена, гнилые. Пока господствуют капиталистические отношения, в которых личное обогащение любым путём является высшим смыслом жизни, главной целью и критерием успешности, пока господствует соответствующая им частнособственническая, эгоистическая либеральная идеология, коррупция и распад будут бурным цветом цвести и воспроизводиться везде, где это только возможно и невозможно. История с ветолётами - это всего лишь маленький, но весьма наглядный пример.
http://classwar.ru/blog/2017/12/09/russia-copters-innovations-patriotism/
Специально для ClassWar.ru