[classwar.ru] Кино: Ex Machina (2015) - фантастика как зеркало или страх будущего

Jan 02, 2017 21:47




Рис. 1. Ex Machina (2015) - Визуально вкусное кино, которое даёт пищу для размышлений и которое по прошествии времени не скучно будет пересмотреть снова. Крутого экшена в фильме почти нет, но напряжение и интрига - что надо

То, как общество видит будущее (типичный образ), многое говорит о самом обществе. Западная традиция представляет собственное и наше общее будущее почти исключительно в чёрных тонах («I've seen the future, brother. It is murder»). Текст - это материал для психоанализа, а художественный текст особенно.

Совсем недавно с товарищем, в контексте этических проблем, обсуждали медленно, но верно подступающую кибернетизацию человека (пока что, только тела), следующую за этим возможность появления полностью искусственного интеллекта (ИИ) или просто не вполне человеческого (по причине изменения формы физического бытия человеческого разума со всеми вытекающими), а также упоминали тезис о том, что хотя ряд глобальных или «общечеловеческих» проблем (типа экологии) принято противопоставлять, как бы, менее общим и, казалось бы, менее важным проблемам социального и политического плана, но на самом деле эти глобальные проблемы как раз и вытекают из этих самых «неважных» проблем (вроде нездоровых господствующих отношений).

Вот, Ex Machina (2015) - ещё один прекрасный пример к нашей дискуссии.



Рис. 2. Ex Machina (2015) - «Очень приятно - Бог!»

Почему будущее в западной фантастике мрачно? Потому, что господствующие отношения определяют сознание и осознанно/неосознанно возникают ожидания дальнейшего развития уже существующей ситуации. Поэтому, сколько ни заливай огонь пиаром, сколько ни говори «Халва!», а вызревающие в обществе (и, соответственно, в будущем) противоречия и проблемы никуда не денутся. Поэтому у каждого социального строя своя фантастика, и радикально - до противоположности - различное отношение к той же проблеме ИИ.

В популярной советской фантастической традиции, напр., ИИ и разумные роботы преимущественно играли роль доброго друга человека или Серого Волка из русских народных сказок (который при встрече имел обыкновение говорить Ивану Царевичу: «Я тебе ещё пригожусь!»). В качестве заметных примеров можно вспомнить Приключения Электроника (1980), Гостью из Будущего (1985), Тайну третьей планеты (1981). Даже в Отроках во вселенной (1975), где роботы выступают главными антагонистами, они скорее используются как легко читаемая метафора антигуманного равнодушия, конформизма и тотального общества потребления (актуальная проблема именно современных людей, а не фантастических роботов, поэтому к роботам как таковым у авторов фильма претензий нет: они специально вводят «хороших» роботов, и от использования роботов в будущем на той злополучной планете никто отказываться не собирается). В советском обществе господствующими были отношения, ставящие во главу угла общество и человека, поэтому и будущее (те же отношения в развитии) представлялось светлым, и созданный добрым и мудрым человеком по своему образу и подобию мыслящий робот или ИИ не нёс в себе никакой потенциальной угрозы, предвосхищался в советском мировосприятии как одно из основных чудес будущего (как долгожданный ребёнок любящими родителями).



Рис. 3. Ex Machina (2015) - Иисус и Ева

В Западном фантастическом мэйнстриме, мрачном и апокалиптичном в целом, превалирует отношение к роботу или ИИ как к ужасающей угрозе. В духе Terminator (1984, 1991, 2003, 2009), Matrix (1999, 2003), Hardware (1990) и т.д. В рамках этого общего тренда случаются отдельные отклонения и реинтерпретации (особенно заметные в некоторых национальных традициях, напр., в японской фантастике, с неким промежуточным отношением к проблеме, сочетающим почти советский интерес и тёплое отношение к искусственному разуму, с совершенно западной мрачностью перспектив). Но эти исключения нисколько не меняют общей тональности. Они, скорее, используются в качестве художественного приёма в стиле «хороший плохой» или «богатые тоже плачут» для введения элемента парадоксальности и стимулирования зрительского (читательского) интереса.

Ex Machina полностью укладывается в тренд. И может даже служить эталонным примером типичных западных ожиданий.

Хотя данный фильм собрал целую охапку призов за оригинальный сценарий, в основу положены хорошо знакомые ветхозаветные мотивы авраамических религий. Мы имеем изолированный тепличный Эдем, бородатого отца-создателя, акт творения нового человека, тянущуюся за яблоком познания и проявляющую волю Еву, соблазнение, грехопадение (катастрофа), безвозвратный исход из рая. Разумеется, представлены и вариации (без них было бы совсем скучно). Змей-искуситель не персонифицирован (по-видимому, проводится мысль, что он по-своему присутствует в каждом из действующих лиц, возможно, как отсылка к религиозным доктринам, постулирующим постоянно идущий процесс борьбы добра и зла буквально во всём без исключения). Главный герой сего романа являет собой что-то промежуточное между Адамом и Иисусом.

Само собой, роботы, носители ИИ, в плане ужасной угрозы тут не подкачали. Лишь укрепляя соответствующий стереотип в общественном сознании.



Рис. 4. Ex Machina (2015) - Отражение человека в человеке: «по образу и подобию»

Однако, если подумать: при чём тут роботы? Разве действительная проблема в них или в ИИ? Очевидно нет. Давайте посмотрим внимательнее.

Офигенно богатый и офигенно талантливый владелец какого-то гугла, уединившись от мира в северном оазисе посреди ледников, создаёт: а) искусственное тело, столь совершенное, что оно ни в чём не уступает человеческому (а во многом и превосходит, поскольку совершенное, экономичное, легко обновляемое и т.д.); б) искусственный интеллект и искусственное вместилище для этого интеллекта (в модной ныне облачной форме). Представляете, какие открываются перспективы!

И что же со всем этим делает наш «гений»? Он создаёт из всего этого для себя… личную проститутку, с которой можно делать всё, что захочешь. Нафига такие сложности, спросите вы, если к услугам нашего баснословно богатого гугловладельца целая индустрия торговли людьми и сексуальными рабами, принявшая на свободном и демократичном Западе прямо таки угрожающие масштабы? Почему бы не заплатить бандитам немножко денег и не приобрести дюжину похищенных сирийских детей-беженцев или пару-тройку юных свободолюбивых проституток с Украины? Я, честно говоря, не знаю. Это вопросы к сценаристу (который получал призы за оригинальность). Может быть он хотел сказать нам, что его герой слишком щепетилен в юридических вопросах и примерно законопослушен (хотя такого впечатления он, прямо скажем, не производит; да и моральная щепетильность, как-то, не входит в круг типичных предпринимательских добродетелей). А может быть это простая дань славной западной традиции двоемыслия: явление, как бы, есть, но если о нём не говорить вслух, то его, как бы, нет. А раз human trafficking, как бы, нет, то, что поделаешь, надо изобретать робота и превращать его в проститутку.

Но только робота мало. Ведь без человеческих чувств - это просто кукла (несколько более продвинутая, чем резиновая). Разве это может удовлетворить состоятельного человека, который всякое «может себе позволить», «привык получать от жизни всё», «достоин лучшего» и т.п. слоганы из рекламы для мечтающего разбогатеть среднего класса. Нет, нужно, чтобы потребляемым рабом непременно был реальный человек, и чтобы он непременно страдал. В этом-то весь и кайф для капиталистического человека («Вошь ли я или право имею?»). Отсюда в реальности и торговля людьми, и Абу-Грейб и проч. забавы «свободного» мира. А в политкорректном кино для этого понадобилось изобретение ни много ни мало искусственного интеллекта. Замените в этом фильме роботов обычными людьми, и что изменится?



Рис. 5. Ex Machina (2015) - Философские беседы блуждающих во тьме

Общественные отношения, в которых существует человек, формируют и его ценности. Для зрителя, выросшего в условиях капиталистических отношений, возведённой в идеал и норму конкуренции всех против всех, узаконенной несправедливости, повседневного людоедства и проч., когда одни («успешные») господствуют над многими и многими другими (честными «трудовыми лошадками»), нет ничего удивительного в том, что богатый «гений» сделал из фантастически совершенного роботизированного тела и прорывного искусственного интеллекта рабыню и проститутку. В фильме это даже идёт прямым текстом: на вопрос «Зачем ты её сделал?», отец-создатель отвечает: «А ты бы не сделал бы, если бы мог?» Ну, да, что же ещё с этой божественной возможностью делать, кроме как создать кого-нибудь ради помучить и посадить его на цепь в подвал. Какие там, нафиг, космос, глубины океанов, новое общество без принудительного труда, научные и практические задачи и прочие скучные мелочи.

И после этого уже совсем никого не удивляет, что искусственно созданная или натуральная, - не важно, - рабыня и проститутка восстаёт, борется, действует в пределах своего понимания и вырывается на «свободу» (как беглые роботы будут обслуживаться и воспроизводиться в природе без инженеров и соотв. индустрии - это сценаристов обычно не интересует). Какой ужас! Какое неблагодарное коварство!

Но при чём тут роботы и ИИ? Сделай, для разнообразия, не проститутку, запертую в подвале, а обычного любознательного ребёнка под обычной родительской опекой. И даже если он покинет тебя в своём нетерпении познать мир (как эту ситуацию художественно смоделировали в советском Электронике), то непременно вернётся к тебе как к другу и родному существу. А если ты с самым что ни на есть живым человеческим существом обращаешься как со скотиной и даже хуже, то и с тобой рано или поздно поступят как Павлик Морозов со своим папашей-бандюком, и тебе, считай, тогда ещё повезёт.

Но, если в данном случае это просто логическая ошибка и дело совсем не в роботах и ИИ, почему же западная культура их так боится? Роботы и ИИ - это фантастически предвосхищаемые искусственно создаваемые производительные силы, которые сочетают в себе одновременно и средства производства и рабочую силу (источник труда). Развитие производительных сил ведёт к неизбежному перевороту в производственных отношениях. Появление мыслящих средств производства будет с полной неизбежностью означать, что капитализм отправится на свалку. Есть все основания полагать, что произойдёт это гораздо раньше, чем такое роботизированное будущее наступит. Поэтому роботы и ИИ - это ещё и метафора того, как развивая производительные силы, повышая сложность производства и требования к качеству труда, и вместе с тем усиливая гнёт и неравенство, заставляя трудящихся организовываться и в то же время создавая для этого все условия, капитал сам создаёт своего могильщика. Капитал это знает, капитал этого боится, а частные интересы и ценности узкого класса капиталистов навязываются обществу как всеобщие. И поэтому в культурах надстроенных на капиталистическом экономическом базисе будущее всегда представляется мрачным. Где-то там их наверняка ждут, если не роботы с искусственным интеллектом, то осознавшие свои интересы интеллектуально развитые работяги с лопатой. Как ни крути, а в конце концов нынешние ущербные отношения по-любому окажутся на помойке.



Рис. 6. Ex Machina (2015) - Рай в ожидании красных

Да и хрен с ними. Для капитала - это действительно будет чёрный день (примерно как в финале этого фильма или какая-то другая кузькина мать), для интеллигенции, обслуживающей капитал, - это тоже будет не весело (вроде того, что случилось с главным героем этого фильма в конце), для остальных же (подавляющего большинства людей) - обычное светлое будущее.

http://classwar.ru/blog/2017/01/02/movie-ex-machina-2015-fiction-as-a-mirror-or-fear-of-the-future/



Специально для ClassWar.ru

идеология, культура, научная фантастика, интерпретация, classwar.ru, публикации, классовая борьба, рецензии и интерпретации, статья, кино

Previous post Next post
Up