Может показаться, что этот пост будет про компьютерные игры, но нет, он тоже будет про политику и искусство:-)
Прошлой зимой открыла для себя "Deus Ex: Human Revolution". Просто увлекательные игры я и раньше видела, но эта - без сомнения, лучшая из всех, в которые я играла - настоящее произведение искусства. Серия "Deus Ex" относится к любимому мною жанру киберпанк, по типу геймплея представляет собой экшн РПГ с элементами стелс-шутера. Действие "Human Revolution" разворачивается в 2027 году. Вы исполняете роль 32-летнего Адама Дженсена, бывшего спецназовца, уволившегося из органов из-за конфликта с начальством. На момент начала повествования ваш герой работает начальником охраны корпорации, занимающейся разработкой, производством и продажей аугментаций - киберпротезов рук, ног, глаз и прочих органов, - превращающих обладателей в полубогов.
Движок и графика у игры были немного устаревшими еще на момент выхода, но об этом забываешь примерно через полчаса после начала - к тому моменту, как в главном офисе корпорации, прямо у вас под носом, совершается теракт, бывшую подружку главного героя, трудившуюся ведущим специалистом исследовательской лаборатории в той же корпорации, убивают у вас на глазах, а главному герою, получившему травмы, несовместимые с жизнью, заменяют киберпротезами обе руки и обе ноги.
Click to view
Язык не поворачивается назвать "Deus Ex" "стрелялкой" - это настоящее драматическое произведение про весьма вероятное недалекое будущее: тут и личная трагедия лирического героя, и масса социальных конфликтов (корпоратократии и простых людей, госслужащих и работников частных компаний, межнациональные конфликты, тихая, а временами - открытая, вражда протезированных и непротезированных, наркомания и психическая зависимость), а еще заговоры, бизнес, политика.
Мир игры таков: в конце 10-х годов 21 века произошел прорыв в сфере биотехнологий - ученым, трудящимся на благо нескольких крупных корпораций, удалось создать киберпротезы, достаточно качественно синхронизируемые с нервной системой человека. Те, кто мог себе это позволить, начали менять родные руки, ноги, глаза и другие немаловажные органы на искусственные. Выглядели новинки еще не очень презентабельно, но давали немалое преимущество: помимо большой физической силы, возможности особенно зорко видеть или подключаться к интернету непосредственно из собственной головы, протезы давали возможность найти хорошо оплачиваемую работу. Тут же развился социальный конфликт - между сторонниками и противниками новых технологий. Первые восхищались тем, что человек перешел от биологической эволюции к революции. Вторые ужасались, что человек лишается собственно человеческой природы и превращает себя в придаток машины. Идейный конфликт быстро перешел в материальную сферу. Большинство протезированных стало воспринимать непротезированных как людей второго сорта, за что особо активная часть непротезированных граждан начали отлавливать протезированных по одному и жестоко избивать. Разумеется, быстро нашлись умелые политики, оседлавшие и направившие народное недовольство в своих интересах.
Все бы было еще неплохо, если бы не выяснилось, что для нормального функционирования протезов людям необходимо пожизненно принимать дорогостоящие препараты, изобретенные и запатентованные парой фармацевтических гигантов. Эти лекарства препятствовали развитию воспаления и отторжению имплантов, и, попутно, вызывали психическую зависимость.
К 2020-м годам в США и прочих странах капиталистического блока вся реальная власть окончательно перешла от государственных органов к корпорациям - производителям имплантов, фармкомпаниям, медиа-гигантам. При этом Штаты фактически развалились на города-государства с весьма незначительной интеграцией (думаю, канадские разработчики игры коварно потирали лапки, пока продумывали этот момент). В Китае произошло слияние корпоратократии и партийной бюрократии, поэтому страна сохранилась как единое целое, и Китай закрепил за собой роль мировой сверхдержавы. В России же напротив, усилилась государственная власть (но детально авторы свое видение российской политики будущего не описали).
Мир "Deus Ex" погружен в состояние непрекращающейся информационной войны, ведь кто владеет знаниями, может управлять народными массами. Игра, напомню, крайне натуралистичная, там даже собственный Джулиан Ассанж есть - некий ДиДжей Лазарь, рубящий по секретному радио правду-матку.
Игра наталкивает на мысль, что хорошие идеи в умные головы приходят одновременно, и, судя по всему, на Западе далеко не все аналитики и мыслители согласны со стратегией развития, избранной местными элитами.
Но вернемся к игре. Стоит отметить, что у канадских гейм-дизайнеров были очень толковые консультанты-биологи. Научная основа описана весьма достойно - даже мне практически не к чему прикопаться было. Еще над "Deus Ex" потрудились фантастически талантливые концепт-художники, умело объединившие эстетику киберпанка и эпохи возрождения, и крутые композиторы - обычно такая качественная музыка только в очень дорогих играх бывает, вроде Скайрима, Варкрафта или ГТА 5.
Еще одна большая редкость - "Deus Ex" весьма неплохо локализовали: перевели приемлемо, а продублировали вообще отлично.
Сюжет игры спойлерить не буду, скажу только, что он крайне драматичен, непредсказуем и весьма насыщен. Я неделю, практически не отрываясь, играла - устроила себе отпуск в тревожном и нестабильном мире вероятного будущего. В общем, по всем возможным шкалам игру оцениваю на 10 из 10, и крайне рекомендую к ознакомлению всем геймерам, поклонникам "Секретных материалов", сторонникам теории заговора и просто любителям искусства. Deus Ex - не просто игра. Это невероятно реалистичное фантастическое кино, в котором вы исполняете главную роль.