Памятка для разработчиков сайта. Контент-менеджмент

Sep 09, 2012 14:19


Так уж случилось, что наши провинциальные заказчики - это чаще всего люди в возрасте от 40 до 60 лет. Не все они хорошо знакомы с интернетом и регулярно пользуются сайтами. Но то, что отсутствие сайта у компании - это моветон, уже устоявшееся мнение, и даже мастодонтам приходится адаптироваться к современным реалиям.

Далеко не все разработчики сайтов, к которым они обращаются, являются добросовестными. Чаще всего исполнители готовы послушно воплотить в жизнь все нелепые фантазии о сайте своего мало разбирающегося в этой области заказчика: нарисовать стартовую страничку с видеороликом, музычку запустить, на главной странице написать «Добро пожаловать на сайт ИП Тютюкина В. С.!!! Мы открылись!!!!!!!», «блок для акций поставить справа, а логотип покрупнее сделать, поиграть с цветами» и т. д. На первый взгляд может показаться, что такой покладистый разработчик - это просто замечательно.
Однако это мнение ошибочно. В такой ситуации покладистый разработчик - это тупой и ленивый бездарь, которого абсолютно не волнует, что за сайт получится в результате его «работы» и принисет ли он реальную пользу заказчику.
Этот сугубо формальный подход большинства исполнителей меня бесит ничуть не меньше, чем баранья упертость некоторых заказчиков. Ни с теми, ни с другими я не работаю. Но бывают и случаи чудесного перерождения. Я хочу рассказать о том, как можно добиться взаимопонимания в, казалось бы, безнадежных ситуациях.
Начну очень важного, хотя и не первого в хронологическом порядке этапа - с наполнения сайта (контент-менеджмента).

Большинство неопытных хозяев новорожденных интернет-магазинов неожиданно для себя сталкиваются со следующей проблемой: оказывается, мало разработать сайт, надо его еще и наполнить. Разумеется, все хотят максимально сэкономить. Но для начала обращаются к профессионалам.
Мы, например, за добавление одной позиции на сайт берем от 10 до 100 рублей в зависимости от того, насколько много работы ляжет на нас, а сколько возьмет на себя ответственный человек со стороны заказчика. Еще от 50 до 300 рублей за одну фотографию позиции для сайта.
Чаще всего неопытный заказчик, услышав эти суммы, выкатывает глаза или даже делает вид, что вот-вот упадет в обморок. С одной стороны такая реакция объяснима, ведь мало кто сразу догадывается, что стоимость наполнения магазина, содержащего около 1000 позиций будет вполне сопоставима со стоимостью его разработки. А знаете, почему не догадывается? Потому что заказчик ни разу в жизни не пробовал заниматься контент-менеджментом и полагает, что это очень-очень легко и быстро. Что делается это по принципу «Ctrl+C & Ctrl+V», как в «Ворде». И, логично, что большинство заказчиков первым делом начинают меня убеждать в том, что на самом-то деле вся эта работа стоит не более 10 рублей за добавление и фотографирование одной позиции.

Что в такой ситуации делать разработчику?
Нужно подробно объяснить, в чем именно заключаются хитрости грамотного контент-менеджмента. Их немного:

1. В базу данных интернет-магазина нельзя просто взять и откопировать базу данных 1С. Ведь у среднестатистического магазина список товаров обычно выглядит примерно вот так:
Жилет женский хлопк., 19788
ROYAL CANIN д/соб. в асс. (кур, гов.) 2кг
Крем д/копыт желтый, 8352
И как прикажете ориентироваться в этом безобразии покупателю? А поиск по сайту как работать будет? Об этом заказчик без разъяснений разработчика обычно не задумывается.
Позиции должны быть описаны:
а) максимально понятно для любого, крайне поверхностно знакомого с темой человека;
б) максимально подробно, чтобы человек гарантированно купил именно то, что хотел: это сокращает количество возвратов, возникающих из-за недопонимания и положительно сказывается на репутации компании;
в) однотипно (например, если речь идет о корме: сначала бренд, потом название, потом - для кого, а потом - с каким вкусом);
г) не для роботов (ведь покупать товары в интернет-магазине будут не поисковики, а живые люди).

2. Никому не хочется покупать кота в мешке. В интернет-магазине покупатель не сможет взять товар в руки и поразглядывать. Единственный способ максимально выгодно продемонстрировать товар потенциальному покупателю - качественно и всесторонне его зафотографировать, а иногда и заснять на видео.

3. Описание позиций на сайте пишется не только для поисковых роботов, но и для людей. Даже если удасться вывести сайт в топ по ключевым словам, вряд ли кто-то станет покупать на нем товар, если из его описания невозможно получить всю необходимую информацию. Каждый раз за консультацией администратору сайта звонить не будут.

4. Никогда не стоит нанимать на должность контент-менеджера или администратора сайта тупого, ленивого, излишне самоуверенного или упертого человека. Лучше ежемесячно тратить лишние несколько тысяч рублей, чем регулярно исправлять орфографические и грамматические ошибки или читать в описаниях про «золотисто-серебристый дизайн».

Сайт - это лицо компании, и не стоит демонстрировать на его месте те части ее тела, которые в приличном обществе принято скрывать. И даже красивые картинки и продуманный интерфейс не помогут компании, если на ее сайте отсутствует полезная информация.

Впрочем, если все эти аргументы не помогли вам убедить потенциального заказчика, лучше без сожалений откажитесь от сотрудничества. Ведь общеизвестно, что жадный заказчик обязательно прогорит, а потом будет ходить и рассказывать: «Вот, сделал я себе этот интернет-магазин, и никакого толку от него не было!» А умный за полгода-год после запуска выведет интернет-магазин на самоокупаемость, а еще за год работы начнет получать достойную прибыль. Однако о том, как этого добиться я расскажу после.

контент-менеджмент, разработка сайтов

Previous post Next post
Up